Войти
Театр
14.10.2010 15:06
Воронеж в ожидании премьеры «Макбета»

Воронеж в ожидании премьеры «Макбета»

  • Текст: Тамара Лазарева
  • Фото: Евгения Емельянова
  • Правка

 

22 и 23 октября в Воронежском  оперном премьера балета «Макбет» на музыку Кирилла Молчанова в постановке народного артиста СССР Владимира Васильева. Спектакль обещает стать крупным событием в культурной жизни не только нашего региона. Всего лишь через неделю итог большой, напряженной работы будет представлен на суд зрителей.

 

 

 

Вот что говорит о постановке Владимир Васильев:

 

«Макбет» - мой третий спектакль в Воронеже. После сказки о Золушке и судьбе провинциальной девушки Анюты, появилась новая героиня - Леди Макбет, которая, как мне всегда казалось, и есть главная фигура в этой трагедии В.Шекспира.

 

Балет Кирилла Молчанова – единственный из многих, поставленных мной на разные сюжеты, задуман, написан и реализован совместно с композитором, как говорится, «с нуля». Он с успехом шел в разных оперных театрах мира, а последние десять лет ждал своего возвращения на сцену. И вот свершилось.

 

Постановка в Воронеже – не просто повтор созданного ранее. Это - новая редакция и в хореографии и в оформлении, пересмотренная с позиций  изменившейся эстетики сегодняшнего времени. Но в ней осталось главное – атмосфера и музыкальный текст.

 

Вот передо мной программка премьеры в Большом театре:

 

«Спектакль Макбет» - дань уважения целому направлению в советской хореографии – драмбалету. Сейчас, по прошествии многих лет борьбы с этим направлением, борьбы, неизбежной с любым застоем, в какую форму он бы не облекался, видишь гораздо яснее не только его отжившие стороны, но и свет, озарявший лучшие его образцы.

 

Мое поколение воспитывалось именно на этих спектаклях, а воспоминания юности всегда приятно тревожат наши чувства: простота выражения, непосредственность, близость открытым эмоциям – качества, делавшие балетные спектакли красочными в то время. Они и сейчас волнуют меня в лучших работах современных хореографов.

 

Значит ли это, что автор этих строк вернулся на стертые рельсы старого? Нет!

 

Более того, возможно, в последующей работе он будет делать прямо противоположное сегодняшнему спектаклю, исходя из своего, быть может, единственного принципа – незапрограммированности театрального воздействия: сегодня так, завтра иначе, а как – подскажет время.

 

Теперь, когда работа завершена, я благодарю всех, принявших участие в постановке этого балета, и желаю актерам, оркестру, постановочной части успешного воплощения замысла авторов спектакля «Макбет» на сцене любимого нами Большого театра.

 

Сегодня я повторяю те же слова благодарности в адрес Воронежского оперного театра.

 

 

 

Вот что писал о своей работе композитор Кирилл Молчанов в 1980 году:                           

 

«Макбет» - мой первый балет… Долгое время я самым тесным образом связан с музыкальным театром – за это время написано и поставлено в разных театрах нашей страны и за рубежом восемь моих опер, - но до сих пор эта связь  ограничивалась исключительно жанром оперы, жанром, который, как мне всегда казалось, наиболее близок мне, он с наибольшей полнотой и точностью позволял  выразить моё мироощущение, круг моих музыкальных идей и образов. Балет же я страстно любил как зритель, но как композитор  чувствовал свою внутреннюю неподготовленность к работе в этом жанре, видимо, недостаточно глубоко понимая сложную его специфику.

 

В том, что я всё же решил попробовать свои силы в балетном жанре, сыграл роль ряд обстоятельств… Во-первых – личное общение с выдающимися деятелями современного балета. Г. Уланова, М. Семенова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, А. Ермолаев, В. Васильев – не просто замечательные танцовщики или хореографы: их яркие, неповторимые индивидуальности, богатый духовный мир, совершенно исключительная, фантастическая преданность искусству помогли мне понять и их особое, тонкое видение жизни, своеобразное, глубоко индивидуальное воплощение её на сцене средствами пластики.

 

Кроме того, обстоятельства моей жизни сложились так, что в течение нескольких лет я имел возможность близко соприкоснуться с коллективом балета Большого театра, день за днём наблюдая то, что скрыто от зрителей – его «черновую» работу, работу у станка, репетиции в классе. Это в значительной степени помогло моему более глубокому и серьёзному знакомству с технологией балетного искусства, раскрывало передо мной весь сложный процесс создания балетного спектакля. При этом я не могу скрыть своего восхищения огромной выдержкой, исключительной дисциплиной,, чувством взаимовыручки балетного коллектива, редкой самоотдачей при колоссальной, порой кажущейся невозможной, непосильной физической и эмоциональной нагрузке.

 

Моя любовь к балету нашла, наконец, своё конкретное творческое выражение: я приступил к сочинению. Выбор темы вряд ли нуждается в особых комментариях. Творчество Шекспира всегда привлекало композиторов. Обращение к нему дало миру шедевры Верди, Чайковского, Берлиоза, Прокофьева, Бриттена, Шостаковича.

 

Мне посчастливилось: моим соавтором-либреттистом, будущим постановщиком и исполнителем заглавной партии стал один из самых замечательных мастеров современного мирового балетного искусства Владимир Васильев. Его эрудиции, неистощимой фантазии, темпераменту я обязан в большой степени.

                                                                 

 

 

Фуат Мансуров о балете «Макбет»:

 

Обращение Кирилла Молчанова к жанру балета неслучайно, и даже, пожалуй, закономерно. Многие годы он известен как театральный композитор, автор ряда талантливых опер, идущих на сценах многих театров в стране и за рубежом, до тонкостей знающий и чувствующий театр. Отсюда – редкий случай совпадения драматургических нитей музыки и либретто, такого необходимого для психологически и сюжетно осмысленного балетного спектакля.

 

Обращение Кирилла Молчанова к Шекспиру тоже вполне естественно. Во-первых, Шекспир во все времена был общим мерилом драматургического совершенства в любой области искусства, во-вторых, по выражению Жана Новерра «…из всех жанров для выразительного танца наиболее пригоден жанр трагический. В его распоряжении большие полотна, благородные ситуации, острые театральные эффекты… И так как страсти героев более сильны и рельефны, нежели заурядных смертных, то изображение трагедийных переживаний легче, пантомима в драме пламеннее и понятнее…»

 

Музыка «Макбета» не только красива и понятна, она зрима, образна и в самом высоком смысле театральна. Музыкальные образы балета воссозданы необычайно экспрессивно, темпераментно и убедительно.

 

Лейтмотивность музыкальных характеристик делает музыку балета динамичной, яркой и в сочетании с подлинно симфоничным развитием партитуры и блестящей инструментовкой в целом создает единство художественного замысла.

 

 

О премьере балета "Макбет" в Воронеже - здесь.

 

 

                                    

 

22, 23 октября 2010 года, Воронеж

 

 

Кирилл Молчанов



МАКБЕТ


 

                   Сцены по В. Шекспиру

 

                   Балет в двух действиях

 

                   Либретто В. ВАСИЛЬЕВА

 

 

Хореография, сценография и постановка– народный артист СССР

                   В. ВАСИЛЬЕВ (Москва)

 

 

Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РФ, профессор

                   Ю. АНИСИЧКИН

 

 

Художник – постановщик – заслуженный художник РФ

                   В. ВОЛЬСКИЙ (Москва)

 

 

Художник по костюмам – М. ВОЛЬСКАЯ (Москва)

 

 

Ассистент постановщика -  заслуженный артист РФ  В. БАРЫКИН (Москва)

 

 

Педагоги-репетиторы: народная артистка РФ Т. ФРОЛОВА

                                      Заслуженная артистка РФ Л. МАСЛЕННИКОВА

                                      Заслуженный артист РФ П. ПОПОВ

                                      Ю. МАРТЫНОВИЧ

 

 

Концертмейстеры: Е. Юдина, И. Панина

 

 

Спектакль ведет помощник режиссера заслуженный работник культуры РФ

                            Т. Колесниченко

 

        

                   Постановка 2010 года

 

        

         Действующие лица и исполнители:

 

 

МАКБЕТ                                        лауреат Международного конкурса

                                                        И. АЛЕКСЕЕВ

                                                        Заслуженный артист РФ

                                                        В. ИВАНОВ

                                                        А. ЛИТЯГИН

                                                        Я. СИНИЦИН

 

 

ЛЕДИ МАКБЕТ                                      Е. ЛЮБЫХ                       

                                                                                                                                           

                                                        Ю. НЕПОМНЯЩАЯ

                                                        Дипломант  Межд. конкурса

                                                        С. НОСКОВА

                                                        А. РУСИНОВА

                                                        В. СИНИЦИНА

                                                        М. ФИЛИППОВА

 

 

БАНКО                                                                       лауреат Межд. конкурса                                                                       

                                                        И. АЛЕКСЕЕВ

                                                        Г. ГОРОЖАНКИН

                                                        А. ЛИТЯГИН

                                                        П. СВИРИДОВ

                                                        А. ШИПОРОВ

 

 

КОРОЛЬ ДУНКАН                                  Г. ГОРОЖАНКИН

                                                        Засл. арт. РФ

                                                        В. ИВАНОВ

                                                        А. ЛИТЯГИН

                                                        О. РУДОМЕТКИН

                                                        Я. СИНИЦИН

                                                        А. ШИПОРОВ

 

 

ТРИ ВЕДЬМЫ                                      Е. БАТИЩЕВА

                                                        О. БУРМИСТРОВА

                                                        Е. ЛЮБЫХ

                                                        С. ЛОПАРЁВА

                                                        Е. МАЛЬКОВСКАЯ

                                                        А. РУСИНОВА

                                                        Г. СИЗОВА

                                                        В. СИНИЦИНА

                                                        Р. СЛАБОДЕНЮК

                                                        А. СМОЛЬЯНИНОВА

 

 

МАКДОНАЛЬД                                            Е. БАТИЩЕВА

                                                        Дипломант Межд. конк.

                                                        Д. БОЛОТОВА

                                                        С. МЕЗОРЕНКОВА

                                                        В. СИНИЦИНА

                                                        Р. СЛАБОДЕНЮК

                                                        А. ШАПОВАЛОВА

 

 

ДВЕНАДЦАТЬ ДЕВУШЕК (большие и маленькие), ДВЕНАДЦАТЬ ЮНОШЕЙ – солисты и артисты балета


Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев предупредили о профилактике сети телерадиовещания и перерывах в трансляции

Воронежский филиал РТРС сообщил о профилактических работах на сети телерадиовещания региона.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.