Войти
Театр
11.06.2018 13:12
Дух Платонова посетил Воронеж на спектакле «Корова»

Дух Платонова посетил Воронеж на спектакле «Корова»

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Денис Данилов

После выставочного зала Союза художников на Пушкинской, где открылась выставка «Сокровенный человек», второй локацией, где можно было ощутить «присутствие» в Воронеже Андрея Платонова, стал Театр юного зрителя, его маленький Малый зал. Здесь Театральная мастерская Геннадия Тростянецкого (РГИСИ, Санкт-Петербург) представила спектакль «Корова».

Спектакль режиссёрского курса профессора Российского государственного института сценических искусств Геннадия Тростянецкого объединил студентов третьего курса факультета актёрского искусства и режиссуры РГИСИ. У молодых режиссёров Камили Хусаиновой и Евгении Колесниченко чувствуется замечательная выучка, да и крепкая рука мастера в спектакле явственно видна.


Спектакль «Корова» был одной из работ по Платонову, поставленных студентами курса, но именно её безошибочно (по словам Геннадия Тростянецкого) выбрал для Платоновского фестиваля его художественный руководитель Михаил Бычков.
И правда: 45 минут сценического действа вместили и историю страны, и конкретные судьбы, и философию, и катарсис. Но главное – инсценизация короткого рассказа Андрея Платонова стала квинтэссенцией всего его творчества. А суть творчества гениального писателя Геннадий Тростянецкий накануне, на пресс-конференции в Доме журналистов, обозначил одним словом – сиротство.

Пожалуй, за восемь фестивальных лет, «Корова» – самое полное совпадение с духом и буквой платоновского наследия. Близко подходили к постижению Платонова «Счастье» Киевского театра на Печерске, «Река Потудань» Сергея Женовача, «Чевенгур» Харьковского государственного академический театра кукол им. В.А. Афанасьева, «Странники» Веры Камышниковой в театре имени Ленсовета. Не так много.

Неудач было больше. Режиссёры то впадали в бытовизм, то, наоборот, подпускали пафоса, давили на слезу или напрочь игнорировали платоновский «космизм». А были и такие (чего уж скрывать) работы, где от Платонова не оставалось ничего, кроме названия и имени на афише, а всё остальное творческое пространство заполняли режиссёрские претензии и потуги.

Но в спектакле мастерской Геннадия Тростянецкого Платонов присутствует на сцене не только виде проекции портрета, но и незримо, но так явственно, что тело покрывается мурашками. И это не архаика, не бытописательство в костюмах, а современный спектакль – изобретательный, яркий, театральный.


Здесь Корова в исполнении Евгении Колесниченко – самый, пожалуй, человечный персонаж. Именно трагедия её жизни оказывается в центре внимания постановщиков. В условиях ограничения вербальных средств выразительности актриса блестяще использует пластику и мимику. На глазах у зрителей героиня превращается из шалой, озорной и доброй животины в убитую горем и преданную хозяевами мать, жаждущую смерти.


Спектакль в целом отличается органичным, бесшовным сочетанием платоновского слова с языком тела. Пластическое и вербальное гармонично дополняют друг друга, рождая целый каскад образов и ассоциаций. Мастерству перевоплощения, внутренней и внешней пластичности молодых исполнителей (а ведь это режиссёрский курс!) могли бы позавидовать и маститые актёры.


Наглядное, пошаговое развитие концепции, выверенность композиции и мастерство перевоплощения актёров завораживают. Эпоха, судьбы и характеры вплетаются в ткань спектакля по принципу «петелька-крючочек».

С первой минуты спектакля и на три четверти часа зритель погружается в другую (платоновскую) вселенную, у которой с нашей немало точек пересечения. И переживает трагедию Коровы, которая отдала людям всё, что у неё было – молоко, мясо, сына, жизнь... А взамен получила лишь строки в сочинении мальчика Васи, который обещал, что никогда её не забудет.

Столкновение глубинного, наивного и доброго с мертвяще-жестоким и грубым внешним миром, олицетворением которого является поезд с портретом товарища Сталина на паровозе, заканчивается печально.


Но финальный хор спектакля звучит уже не так трагически. Корова прожила свою короткую жизнь не зря – о ней написал рассказ гениальный писатель. Мальчик Вася вырастет хорошим человеком. А студенты Геннадия Тростянецкого сделают прекрасный спектакль, оставляющий ощущение светлой грусти, желание жить дальше и дарящий надежду на новую встречу с Андреем Платоновым.



Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев предупредили о профилактике сети телерадиовещания и перерывах в трансляции

Воронежский филиал РТРС сообщил о профилактических работах на сети телерадиовещания региона.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.