Войти
Театр
05.04.2018 22:30
Куда летит «Кукушечка»?

Куда летит «Кукушечка»?

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Денис Данилов

Может ли пьеса, написанная сто лет назад, звучать столь актуально, как будто вышла из-под пера нашего современника? Может! – доказывает спектакль Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова «Куда летишь, кукушечка…», поставленный Александром Сидоренко по пьесе Максима Горького «Старик».


Спектакль выглядит современно, и для этого не пришлось насиловать текст, ткань и образный строй пьесы классика. Зритель с первых секунд включается в происходящее, начинает сопереживать, примерять обстоятельства на себя, предполагать дальнейшее развитие ситуации. И дело не только во «вневременной» сценографии Алексея Мочалова. Динамичное мизансценирование, сосредоточение постановщика на главном, глубинном, верно расставленные смысловые и эмоциональные акценты (и конечно, сюжетная интрига) исключают театральную скуку. А она, чего греха таить, всё более частый гость в наших храмах Мельпомены.

На фоне только что возведённой кирпичной стены разворачивается настоящий триллер. Состоятельный, предприимчивый застройщик (сейчас сказали бы – девелопер) Иван Мастаков празднует окончание возведения училища, «в котором будут учиться наши дети и внуки». Звучит живая музыка в исполнении фольклорного ансамбля «Паветье», которому, признаюсь, давно симпатизирую. Удивительно удачный режиссёрский ход, подкреплённый чувством меры. Артисты ансамбля не солируют, не суетятся на авансцене, а создают музыкально-эмоциональный фон спектакля – так умело и тонко, что хочется снять шляпу.

Александр Сидоренко вообще с музыкой угадывает. И на этот раз контрапунктом к народным песням в исполнении ансамбля «Паветье» из граммофона звучит романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Просто мурашки по коже – как это точно и глубоко.

Тон задан, актёрам остаётся соответствовать. Они и соответствуют - причём все, независимо от количества реплик и времени нахождения на сцене. Это как раз тот случай, когда можно смело говорить об ансамбле. Актёры чутко слушают друг друга, точно взаимодействуют. Но сказать, что это старый добрый русский психологический театр – значит, обеднить и замысел, и его реализацию. Не просто убедительно воплощают образы, но в той и или иной мере отыгрывают и второй-третий план Евгений Баханов (Яков), Денис Кулиничев (Харитонов), Мария Щербакова (Татьяна) и, конечно же, Евгений Чистяков (Павел) – вот когда трудный опыт работы над ролью Галмета пригодился!


И прямо-таки мастер-класс дают актёры старшего поколения – Ирина Кулешова (Захаровна), Вячеслав Бухтояров (Каменщик), Валерий Блинов (Степаныч).


Об исполнителях главных ролей – разговор особый. Роман Слатвинский делает Ивана Мастакова совестливым богачом, не успевшим забронзоветь, зачерстветь и увериться в собственной исключительности. Не случайно приглядывается к нему полковница Софья Марковна (Магдалена Магдалинина). Актёры убедительно и тонко (на полутонах и нюансах) играют зарождающуюся любовь. Счастье так близко, так возможно… Но даже, казалось бы, успешная (как сказали бы сегодня) жизнь не подготовила их к встрече с тем злом, которое воплощает Старик.


Уже первый выход Валерия Потанина на сцену производит впечатление появления чего-то инфернального. Как будто пахнуло серой, повеяло жутким холодом, встрепенулось пламя лампадок под образами. Эти ноты в трактовке образа Старика нарастают к финалу, когда зрители в ужасе замирают в своих креслах и не сразу понимают, что спектакль закончился и можно бурно, освобождаясь от морока и испуга, аплодировать. Ничего лишнего в актёрской палитре народного артиста – только необходимые краски, но каков потрет!


Через образ Старика драматург воплощает философскую проблематику пьесы. Можно ли оправдать человека, который мстит за свои страдания людям более успешным и счастливым? Можно ли поверить в то, что странный гость выполняет миссию, возложенную на него Богом – карает грешника, спасая тем самым его душу, нуждающуюся в покаянии? Старик просто упивается своей значимостью, своей властью над большим человеком, его жизнью и…


И, конечно, Анна Кикас. У её Марины – хриплый, абсолютно неженственный голос и, кажется, выжженная дотла душа. Но страсти там, в глубине, бушуют нешуточные. Пройдёт ещё два-три года, и эта Девица станет комиссаром, убьёт кучу народу и сама сгинет в пламени революции.

Вертится круг, поворачивается разными сторонами сценическая конструкция, меняя место действия и тональность. В камерном доселе сценическом пространстве появляются глубина и объём. Но разлитая в воздухе беда никуда не исчезает. Она выплёскивается на экран, по которому проходят вереницей исчезнувшие во тьме истории русские люди. Теснота острогов и убожество казённых больниц, беспросветная нужда и вечное хождение по кругу.

В финале персонажи пьесы вливаются в этот бесконечный серый людской поток, протянувшийся сквозь время и пространство. Нет у него начала, нет и конца. Только место действия одно – Россия.





Объявление

Для того, чтобы изолировать провода, раньше использовали изоленту. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня достаточно установить термоусадочную трубку с клеем. Приобрести её можно на сайте https://termousadka.com.ua/p...trubka-c-kleem.html. Хорошее качество, приемлемая цена.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЦентр культуры и искусства «Прогресс» предлагает премьерный спектакль Михаила Бычкова «Академия смеха»

«Академия смеха» – история о драматурге и цензоре. Первый пишет комедию, второй её правит.

В РоссииОбъявлена программа XIII Платоновского фестиваля

Театр из Казахстана покажет историю о великом казахском певце Ахане Серэ и трагической гибели его любимого скакуна.

В миреФильм предсказал гражданскую войну в США

Журнал Rolling Stone заявил, что «вы можете случайно принять» футуристический сюжет фильма за настоящее.

ОбществоПроредить Воронежскую нагорную дубраву решено в санитарных целях

Мёртвых деревьев много. Причиной их гибели являются различные стволовые вредители.

ТеатрФёдор Добронравов отменил все спектакли до конца года после операции

В ближайшие месяцы артист будет проходить длительную реабилитацию.

Кино и телевидениеФильм «Падение империи» о грядущей гражданской войне в США выходит в российский прокат

«Падение империи» – это не просто лучший фильма Алекса Гарленда: он снял новый «Апокалипсис сегодня».

ПерсонаКонцессионер парка «Дельфин» рассказал, как добиться успеха

Акселератор начинающего предпринимательства и создатель технопарка «Мастерград» Эдуард Толоконников раскрыл секреты.

ЛитератураВышла книга «Как Гарри заколдовал мир. Скрытые смыслы произведений Дж. К. Роулинг»

Это настоящий путеводитель по духовным смыслам саги о Гарри Поттере.

МузыкаВ Воронеже отменили концерт Александра Малинина

Увы, такое случается уже не в первый раз. Воронежцы никак не могут попасть на концерт исполнителя.

Изобразительное искусствоДобрый мир Аллы Вербенко предстал на выставке в Воронежском институте искусств

Картины Аллы Вербенко доставляют эстетическое удовольствие и пронизаны заразительным оптимизмом.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеСпектакль Воронежского театра оперы и балета покажут на портале «Культура.РФ»

Прямая трансляция будет реализована в рамках национального проекта «Культура».