Войти
Театр
16.03.2018 15:39
«Антигона» в Камерном театре – спектакль о вывихнутом времени и героине, которая не может жить по лжи

«Антигона» в Камерном театре – спектакль о вывихнутом времени и героине, которая не может жить по лжи

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: chambervrn.ru

Михаил Бычков поставил «Антигону» Жана Ануя. В этом спектакле Воронежского камерного театра героиня – не статная, зрелая царственная женщина, а худая, ершистая девочка – как, собственно, и задумано автором пьесы. Антигона нутром чувствует неправильность мира, в котором ей уготовано жить. И не хочет такой жизни.


Премьера спектакля в Воронеже состоялась ровно через 2460 лет после того, как в Древней Греции впервые показали трагедию Софокла «Антигона», и через 75 лет после появления пьесы Жана Ануя.

Ануй написал свою «Антигону» в оккупированной фашистами Франции, когда протест против государственной власти был как никогда актуален. Бычков поставил спектакль сколь вневременной, столь и актуальный, ибо что может быть актуальнее мудрой, развёрнутой философской притчи?

Вневременной характер истории подчёркнут оформлением: перед зрителей предстаёт современный интерьер царского дворца (а может, просто богатого дома) с плазменной панелью, пылесосом и другими электроприборами. К старине публику отсылают неоклассическая картина Хиллемахера на стене, гипсовые головы греческих героев, звучащая музыка Баха. Да ещё огромная дверь, за которой – вселенский холод и мертвящее дыхание вечности.

При всём уважении к другим артистам (выбор актёров и назначение на роли у Бычкова всегда удивительно точны, исполнители прекрасно обрамляют основную пару), в спектакле настолько важны два протагониста, что его можно было бы назвать «Антигона и Креон».


Главная героиня в исполнении Татьяны Бабенковой – слаба телом, но сильна духом. В какие-то моменты она выглядит наивной и беззащитной, она сомневается, но в итоге принять тотальное лицемерие, ханжество, продажность, жестокость и жить в этом мире, где нужно «лгать и продавать себя», она не может.

Современным тираном в маске либерала, ценителя культуры предстаёт Креон в интерпретации Камиля Тукаева. Он вынужден принять на свои плечи бремя царствования и работать, работать, работать.

Судите сами, сколь современно звучат слова Креона о невыносимом бремени власти в готовой рухнуть и похоронить всех под своими обломками стране. «Корабль потерял управление. Команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы, а офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот, они погрузили на него все запасы пресной воды, чтобы унести ноги подобру-поздорову. Мачта трещит, ветер завывает, паруса разодраны в клочья, и эти скоты так и подохнут все вместе, потому что каждый думает только о собственной шкуре, о своей драгоценной шкуре, и о своих делишках».


Креон – раб своей государевой роли, гарант фиванского статус-кво. Ради не понимающей своего блага «толпы скотов» он вынужден лгать, подавлять недовольство, карать за непослушание, казнить за нарушение приказа. Камиль Тукаев в этой роли как никогда пластичен. Он «бесшовно», незаметно для зрителя переходит от жестокости к состраданию, от монаршего гнева к отеческой ласке. Креон раскрывает перед Антигоной демагогию и ложь, на которые вынуждена опираться власть, он смеётся над сказками священников, он хочет убедить племянницу, что смердящий труп Полиника не стоит того, чтобы за него умирать.

Антигона понимает умом утилитарную правоту правителя, но высшая правда не позволяет ей изменить предначертанное. Она отвергает этот мир на уровне подсознания – и тут уж ничего не поделаешь.

Спектакль Михаила Бычкова – не только о столкновении характеров, но и противоборстве идей. Насколько глубоко можно увязнуть в пучине компромиссов, чтобы при этом сохранить себя? Должен ли человек возвысить свой голос против неправды и несправедливости или смириться – ради близких и ради себя, у которого одна жизнь? Высшие идеалы – фикция или нечто, за что стоит страдать и погибать?

Именно этим спектакль цепляет и не оставляет ещё долго после того, как отзвучат финальные аплодисменты. Даже для Бычкова – режиссёра крепкого, обласканного критикой, «Антигона» на редкость мощное и определённое художественное высказывание. Видно, что постановщик пропустил пьесу через себя, выстрадал и переплавил её в яркое произведение театрального искусства.

Дарит ли нам автор спектакля вместе с финальным катарсисом надежду? Скорее нет, чем да. Люди не меняются, и никакие гаджеты не помогут замаскировать той истины, что и 2460 лет тому назад лучшие из нас пытались ответить на те же «вечные» вопросы.

Потеряв сына и жену, казнив племянницу, Креон отправляется на заседание государственного совета. Так велит ему долг. И мы понимает умом логику и правоту царя.

Но принять не можем.


Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцы раскритиковали мэрию за открытие главной городской ёлки

Церемония проходит каждый год по привычному сценарию в неудобное для граждан время. Попросить, что ли, Ивана Петровича придумать что-то новое?

В РоссииЖители Воронежской области оказались намного порочнее соседей

В рейтинге популярности вредных привычек регион занял 63-е место, оказавшись в нижней части итоговой таблицы.

В миреВадим Глускер сильно расшибся и не сможет какое-то время работать в эфире

Корреспондент НТВ поделился последствиями падения с эскалатора и наехал на немецкую медицину.

ОбществоДипломная работа: преимущества привлечения помощи со стороны

Бывают обстоятельства, когда обойтись без привлечения поддержки не удаётся.

ТеатрГод театра откроют в Воронеже 13 декабря в Кольцовском театре

Не в оперном и не в Камерном, как можно было предположить, а в академическом.

Кино и телевидениеИтоги телевизионной недели 3-9 декабря: «Разговор с Дмитрием Медведевым» не смотрел никто

Уважение и внимание к премьер-министру страны достигли исторического минимума.

ПерсонаУмер Юрий Гришко

Воронежской отделение Союза художников России выразило соболезнования родным и близким народного художника РФ.

ЛитератураВышла книга Чулпан Хаматовой и Екатерины Гордеевой «Время колоть лёд»

«О какой репутации, Катя, может идти речь!» (Чулпан Хаматова).

МузыкаНазваны номинанты премии «Грэмми», среди них – Дмитрий Хворостовский (посмертно)

Фаворитов «Грэмми» на этот раз четверо: Леди Гага, Карди Б, Кендрик Ламар и Дрейк.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 1-8 декабря в мировых СМИ

Способность лучших мастеров найти новое в давно, казалось бы, известном, восхищает больше всего.

Зал ожиданияПервой в Воронеже откроется ёлка в Центральном парке, приглашаются все от нуля и старше

Новый год совсем скоро! А какой Новый год без ёлки? Воронежцев приглашают оценить пушистую красавицу в Центральном парке.

ГлавноеВ Воронеже открылась выставка московской художницы Екатерины Лебедевой

Если эта фамилия покажется вам знакомой, вы не ошиблись: Катя – дочь народной художницы России Раисы Лебедевой.