Театр
Фестивальный спектакль «Отцы и дети» удостоился десятиминутной овации
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото: culturavrn.ru
- Правка
Найти нечто более хрестоматийное, чем «Отцы и дети» Ивана Тургенева трудно. Удивить, заставить погрузиться в мир романа, до боли сопереживать тургеневским героям – еще труднее. Артистам Санкт-Петербургского государственного театра юных зрителей имени А. Брянцева это удалось.
Каковы компоненты этого успеха?
Автор пьесы Адольф Шапиро и режиссер-постановщик Георгий Цхвирава сосредоточили внимание не на идейной, общественно-политической составляющей тургеневской прозы, а на человеческом, личностном, вечном. Бог есть любовь. Главное для человека – уметь любить и брать на себя ответственность за тех, кто тебе дорог. Вот, пожалуй, основное в спектакле театра из Санкт-Петербурга. Но при этом авторы бесконечно далеки от лобовых деклараций и примитивной назидательности. Игра ума и чувств, тонкая нюансировка, ненавязчивая изобретательность, безупречность вкуса – вот отличительные черты «Отцов и детей» в постановке петербуржцев. Этот спектакль можно сравнить с фугой, где каждый ведет свою партию, а все вместе они сливаются в прекрасное, гармоничное произведение искусства. Энергетика действа столь высока, что без труда растапливает невидимую четвертую стену, отделяющую сцену от зрительного зала. А ведь, играя на стационаре, в Петербурге, актеры и зрители вместе находятся на сцене, что позволяет создавать неповторимую атмосферу непосредственного соучастия и сопереживания. В Воронеже артистам с первой же минуты удалось захватить внимание большого зала, почувствовавшего, что это – настоящее.
Героев принимаешь сразу и безоговорочно. Кажется, по другому их и представить себе невозможно – настолько точен выбор исполнителей, так филигранен и убедителен рисунок каждой роли. Каждый актер не только полноценно взаимодействует с партнерами, но и показывает характер своего персонажа в развитии.
На сцене все, казалось бы, просто. Предельно функциональная деревянная выгородка-трансформер, рассыпанное по полу сено (художник – Алексей Вотяков). Но мы знаем, как Георгий Цхвирава любит поиграть смыслами, ассоциациями, полунамеками. Эта игра не отяжеляет конструкцию спектакля, но придает ему глубины и неоднозначности. Вместо пасторали звучат Шуберт и Моцарт. И их сочетание с протяжной русской песней дает поразительный эффект (Музыкальнее оформление – Василий Тонковидов). Мы понимаем, что герои живут не только на стыке эпох, но и на стыке культур и цивилизаций. Не случайно, в облике Базарова (Максим Фомин) есть что-то немецкое. Ну, не любит он русское разгильдяйство, безалаберность, пьянство. То, с чем по доброте душевной вынужден мириться Николай Петрович (Сергей Шелгунов), постоянно ощущающий свою вину перед всеми. Его брат – Павел Петрович – главный идейный противник Базарова – в исполнении Игоря Шибанова предстает не столько ограниченным и напыщенным аристократом, сколько человеком, таящем глубоко в душе чувство не угасшей любви. Только чувство к покойной княгине Павел Петрович невольно обращает на Фенечку (Лилиан Наврозашвили), самозабвенно преданную брату Николаю.
Виртуозно ведет свою линию Анна Сергеевна (Анна Дюкова). Диалоги Одинцовой и Базарова - увлекательное состязание женского и мужского умов. Эта тонкая игра захватывает и восхищает. Чуть менее изобретательно (и это понятно) ведет поединок слов и чувств молодая пара – Аркадий (Никита Остриков) и Катя (Аделина Червякова). Молодежи не хватает жизненного опыта, зато в избытке свежести и энергии. Любовь зарождается на наших глазах, захватывает героев, но не лишает разума и прагматизма. Пожалуй, лишь Базаров выходит за рамки предложенной реальности, поднимаясь до высот подлинной человеческой трагедии. И помогают в этом герою (и спектаклю) отец, Василий Иванович (Николай Иванов) и мать, Арина Власьевна (Татьяна Ткач). Они олицетворяют другую грань вечной любви – любви родителей к своему ребенку.
Неудачных актерских работ в спектакле нет. Каждый существует на сцене на редкость достоверно. Прибавьте к этому легкую иронию, едва заметную отстраненность актеров от своих персонажей и почувствуйте себя настоящим театральным гурманом.
Принципиально важно, что театр не адаптирует великое произведение к вкусам молодых зрителей, не предлагает упрощенный вариант классики, но ведет зрителя за собой, к высотам духа и подлинного искусства.
Объявление
Хотите воплотить свою мечту или мечту ребёнка в жизнь? Мечтаете научиться играть на музыкальном инструменте, хорошо исполнять любимые песни или выступать на сцене? Частная музыкальная школа-студия вам в этом поможет. Записаться на курсы можно, воспользовавшись сайтом https://soul5.ru/. Опытные педагоги. Система скидок. Гибкий график.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — «Лучшие болельщики» оштрафованы за оголтелый мат
Тренер «Факела» явил пример недисциплинированности, а болельщики матерились, как извозчики.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 13-20 апреля 2024 в мировых СМИ
Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.