Войти
Театр
09.11.2017 13:50
Фестиваль «Маршак» и детский театр в Воронеже: два мира, два подхода

Фестиваль «Маршак» и детский театр в Воронеже: два мира, два подхода

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: marshakfest.com, vk.com

Завершился, стал достоянием истории Третий детский театральный фестиваль «Маршак», проходивший в Воронеже с 28 октября по 6 ноября 2017 года. Не знаю наверняка, кто собирал фестивальную программу – Алексей Аркадьевич или Михаил Владимирович, но работу свою куратор выполнил на «отлично». Спасибо организаторам фестиваля от ребят миллионного города и их родителей. Мы увидели срез современного театра для детей и юношества в его ярких и актуальных проявлениях.

С большим мастерством, замечательным посылом и настроем сделаны спектакли «Король Матиуш» и «Толстая тетрадь» Новосибирского театра «Глобус», «Остров сокровищ» Московского губернского театра, «Питер Пэн» столичного Театра имени Евгения Вахтангова, «Сказка о царе Салтане» пермского «Театра-Театра» и другие. И постановки для самых маленьких, и спектакли для старших школьников отличали высокий профессионализм, искренность, доброта намерений, актуальность.

Все спектакли игрались при полных аншлагах, что говорит о большой востребованности хорошего театра для детей и юношества в нашем городе. Актёры и режиссёры не заигрывали с залом, не старались завлечь зрителя модной попсово-рэперской эстетикой. И от этого с каждым увиденным спектаклем становилось всё мрачнее на душе.

Парадокса тут нет. Депрессивные мысли генерирует нынешнее состояние нашего Воронежского театра юного зрителя. Ни одного спектакля ТЮЗа в программу фестиваля «Маршак» не попало. Даже с учётом политеса и местного патриотизма, они не подошли организаторам «Маршака», поскольку находятся далеко за гранью требований к фестивальному продукту. Театр кукол «Шут» имени Вольховского и студия «Театральная 17» им соответствуют. А постановки государственного Театра юного зрителя – нет.

Скажу больше – последние спектакли ТЮЗа вообще находятся за гранью. Они не соответствуют элементарным критериям, которые общество и государство устанавливают бюджетным учреждениям культуры. «Свежие» работы нынешнего главного режиссёра театра Вадима Кривошеева, на мой взгляд, не выдерживают никакой критики. Что «Вождь краснокожих», профессионально беспомощный и эстетически ущербный, что «Кошкин дом», густо замешанный на попсовой эстетике и элементарно пошлый.

О том, что спектакли Кривошеева художественно несостоятельны и сомнительны с точки зрения морали, не раз был проинформирован департамент культуры, но его руководитель Эмилия Сухачева предпочла отмолчаться.

И с молчаливого одобрения госпожи Сухачевой театр под руководством Вадима Кривошеева пошёл ещё дальше. К детским каникулам здесь поставили печально известную пьеску Робина Хоудона «Шикарная свадьба». Этот «шедевр» китча обошёл подмостки провинциальных драмтеатров, теперь ему нашлось место в репертуаре воронежского ТЮЗа.

Достаточно начать читать текст, чтобы с брезгливостью выбросить этот опус в помойку, где ему самое место. Проблематика ниже пояса, сальности, скудоумие… Видимо, по мысли режиссёра, – самое то, что нужно детскому театру для пополнения истощавшей кассы. И возрастное ограничение 18 плюс – просто фиговый листок. Нельзя осквернять эту сцену подобным дерьмом (уж простите за прямоту), тем более, что хороших детских спектаклей здесь больше не ставят. Более того, снимают с репертуара спектакли, которые ставили другие режиссёры. Я уж не говорю об Александре Латушко. Но списывать постановки лауреата конкурса «Событие сезона» и Международного фестиваля камерных спектаклей Александра Сидоренко и увольнять его из театра – это…

Подлость, мерзость, преступление – подберите слова сами.

Увы, не только Сидоренко. Театр покинули или предупреждены о предстоящем увольнении столпы труппы. Видимо, не угодили новому амбициозному руководителю.

Театр гибнет на глазах, если уже не погиб. По свидетельству очевидцев, уровень той же «Шикарной свадьбы» – запредельный, недостойный даже любительской сцены. Критиков в театр пускать не велено, премьеры здесь играют без них. Но того, что удалось увидеть, достаточно. Даже самые лояльные рецензенты уже ничего не ждут от этого театра и только разводят руками. Эмилию Александровну это устраивает? Она осознаёт последствия?

Нам говорят, что театр трансформируется в молодёжный клуб, и это, мол, прогресс. Но простите, данного добра, включая всевозможные стриптизы и питейные заведения вокруг и без того навалом. А детский театр призван решать совсем другие задачи – сеять в юных душах семена доброго и вечного, растить будущего гражданина великой страны. Не зарабатывать деньги любой ценой!

Я что-то упустила, произошла смена вех? Государство больше не озабочено воспитанием подрастающего поколения в духе нравственности и гуманизма? Тогда пусть нам об этом объявят, не оставляют в неведении.

Объём увиденного на театральных подмостках позволяет мне предположить, что в столицах и других регионах страны, несмотря на постоянный поиск нового, современного театрального языка, приоритеты и критерии остались неизменными. Свидетельством тому – прекрасные, добрые, умные спектакли фестиваля «Маршак», причём, как столичных, так и провинциальных коллективов.

Молодёжный, детский театр – ступень подготовки грамотного зрителя театра «взрослого». Это важное звено эстетического воспитания, один из краеугольных камней государственной политики.

В Воронеже – иначе? Эмилия Сухачева проводит другую политику?


Объявление

Ты любишь смотреть аниме? Присоединяйся к просмотру аниме онлайн на Анибокс. Отличное качество, бесплатно и без регистрации.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеПроекту воронежского легкорельсового метро придано ускорение на международном уровне

Российские и японские чиновники обсудили в Москве проект строительства метро в столице Черноземья.

В РоссииКсения Собчак сравнила телевизионные программы Владимира Соловьёва с сортиром

Соловьёв поддался на провокацию, быстро завёлся и фактически подтвердил сказанное.

В миреРоссия больше не победитель Олимпиады в Сочи

Олимпийцы России уступили норвежцам первое место в неофициальном общекомандном зачёте Зимней Олимпиады 2014.

ОбществоСообщение о заражении пестицидами Воронежского заповедника оказалось «уткой»

По результатам лабораторных исследований проб воды, почвы, речной рыбы наличие ДДТ не подтвердилось.

ТеатрПосле премьеры спектакля «Тот самый день» Кольцовский театр приглашает поговорить на самые острые темы

Получит продолжение свежий проект театра «ПоговоримПослушаем», начало которому положило обсуждение «Гамлета».

Кино и телевидениеСенсационные итоги четверга в российском прокате

На первое место вышел фильм, который не принадлежал к числу фаворитов проката.

ПерсонаРежиссёр Дени Вильнёв не понял, в чём причина неудачи его фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Возможно, сказался большой хронометраж. А может быть, фильм оказался слишком умным.

Литература«Одна среди туманов» – пронзительный роман мастера романтической прозы Карен Уайт

Это история о силе характера, о женском счастье, о мечтах и надеждах, не всем из которых суждено сбыться.

МузыкаМолодые композиторы Воронежа презентовали своё творчество

Среди творцов были и совсем юные авторы музыки, лишь недавно вступившие в объединение «МолОт – Воронеж».

Изобразительное искусствоВыставка Воронежского союза художников стала событием в жизни ВГУ

Восьмая подобная экспозиция оказалась самой крупной и представительной.

Зал ожиданияДни научного кино в ВГУ затронут главные проблемы человечества и жгучие тайны планеты

Путём предварительного голосования определено семь фильмов, которые можно будет увидеть с 4 по 8 декабря.

ГлавноеНадежда Коровина-Колеман: «Опера – искусство для избранных!»

Исполнители главных партий в спектакле «Тоска» встретились с представителями воронежских СМИ.