Войти
Театр
09.11.2017 13:50
Фестиваль «Маршак» и детский театр в Воронеже: два мира, два подхода

Фестиваль «Маршак» и детский театр в Воронеже: два мира, два подхода

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: marshakfest.com, vk.com

Завершился, стал достоянием истории Третий детский театральный фестиваль «Маршак», проходивший в Воронеже с 28 октября по 6 ноября 2017 года. Не знаю наверняка, кто собирал фестивальную программу – Алексей Аркадьевич или Михаил Владимирович, но работу свою куратор выполнил на «отлично». Спасибо организаторам фестиваля от ребят миллионного города и их родителей. Мы увидели срез современного театра для детей и юношества в его ярких и актуальных проявлениях.

С большим мастерством, замечательным посылом и настроем сделаны спектакли «Король Матиуш» и «Толстая тетрадь» Новосибирского театра «Глобус», «Остров сокровищ» Московского губернского театра, «Питер Пэн» столичного Театра имени Евгения Вахтангова, «Сказка о царе Салтане» пермского «Театра-Театра» и другие. И постановки для самых маленьких, и спектакли для старших школьников отличали высокий профессионализм, искренность, доброта намерений, актуальность.

Все спектакли игрались при полных аншлагах, что говорит о большой востребованности хорошего театра для детей и юношества в нашем городе. Актёры и режиссёры не заигрывали с залом, не старались завлечь зрителя модной попсово-рэперской эстетикой. И от этого с каждым увиденным спектаклем становилось всё мрачнее на душе.

Парадокса тут нет. Депрессивные мысли генерирует нынешнее состояние нашего Воронежского театра юного зрителя. Ни одного спектакля ТЮЗа в программу фестиваля «Маршак» не попало. Даже с учётом политеса и местного патриотизма, они не подошли организаторам «Маршака», поскольку находятся далеко за гранью требований к фестивальному продукту. Театр кукол «Шут» имени Вольховского и студия «Театральная 17» им соответствуют. А постановки государственного Театра юного зрителя – нет.

Скажу больше – последние спектакли ТЮЗа вообще находятся за гранью. Они не соответствуют элементарным критериям, которые общество и государство устанавливают бюджетным учреждениям культуры. «Свежие» работы нынешнего главного режиссёра театра Вадима Кривошеева, на мой взгляд, не выдерживают никакой критики. Что «Вождь краснокожих», профессионально беспомощный и эстетически ущербный, что «Кошкин дом», густо замешанный на попсовой эстетике и элементарно пошлый.

О том, что спектакли Кривошеева художественно несостоятельны и сомнительны с точки зрения морали, не раз был проинформирован департамент культуры, но его руководитель Эмилия Сухачева предпочла отмолчаться.

И с молчаливого одобрения госпожи Сухачевой театр под руководством Вадима Кривошеева пошёл ещё дальше. К детским каникулам здесь поставили печально известную пьеску Робина Хоудона «Шикарная свадьба». Этот «шедевр» китча обошёл подмостки провинциальных драмтеатров, теперь ему нашлось место в репертуаре воронежского ТЮЗа.

Достаточно начать читать текст, чтобы с брезгливостью выбросить этот опус в помойку, где ему самое место. Проблематика ниже пояса, сальности, скудоумие… Видимо, по мысли режиссёра, – самое то, что нужно детскому театру для пополнения истощавшей кассы. И возрастное ограничение 18 плюс – просто фиговый листок. Нельзя осквернять эту сцену подобным дерьмом (уж простите за прямоту), тем более, что хороших детских спектаклей здесь больше не ставят. Более того, снимают с репертуара спектакли, которые ставили другие режиссёры. Я уж не говорю об Александре Латушко. Но списывать постановки лауреата конкурса «Событие сезона» и Международного фестиваля камерных спектаклей Александра Сидоренко и увольнять его из театра – это…

Подлость, мерзость, преступление – подберите слова сами.

Увы, не только Сидоренко. Театр покинули или предупреждены о предстоящем увольнении столпы труппы. Видимо, не угодили новому амбициозному руководителю.

Театр гибнет на глазах, если уже не погиб. По свидетельству очевидцев, уровень той же «Шикарной свадьбы» – запредельный, недостойный даже любительской сцены. Критиков в театр пускать не велено, премьеры здесь играют без них. Но того, что удалось увидеть, достаточно. Даже самые лояльные рецензенты уже ничего не ждут от этого театра и только разводят руками. Эмилию Александровну это устраивает? Она осознаёт последствия?

Нам говорят, что театр трансформируется в молодёжный клуб, и это, мол, прогресс. Но простите, данного добра, включая всевозможные стриптизы и питейные заведения вокруг и без того навалом. А детский театр призван решать совсем другие задачи – сеять в юных душах семена доброго и вечного, растить будущего гражданина великой страны. Не зарабатывать деньги любой ценой!

Я что-то упустила, произошла смена вех? Государство больше не озабочено воспитанием подрастающего поколения в духе нравственности и гуманизма? Тогда пусть нам об этом объявят, не оставляют в неведении.

Объём увиденного на театральных подмостках позволяет мне предположить, что в столицах и других регионах страны, несмотря на постоянный поиск нового, современного театрального языка, приоритеты и критерии остались неизменными. Свидетельством тому – прекрасные, добрые, умные спектакли фестиваля «Маршак», причём, как столичных, так и провинциальных коллективов.

Молодёжный, детский театр – ступень подготовки грамотного зрителя театра «взрослого». Это важное звено эстетического воспитания, один из краеугольных камней государственной политики.

В Воронеже – иначе? Эмилия Сухачева проводит другую политику?


Объявление

Ты любишь смотреть аниме? Присоединяйся к просмотру аниме онлайн на Анибокс. Отличное качество, бесплатно и без регистрации.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеФестиваль «Голос трибун» под угрозой срыва

Жуткая жара может стать причиной неявки зрителей на матчи, которые показывают на Адмиралтейской площади.

В РоссииПовышение пенсионного возраста – наказание Божие и предвестник более страшных кар для народа

Что пишут консервативные издания по поводу решения властей существенно поднять возраст выхода на пенсию для россиян.

В миреХудрук Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик отправляется в отставку

Своим пристрастием к «актуальному» и политическому кино Косслик довёл один из крупнейших кинофорумов мира до ручки.

ОбществоМитрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил чин Великого освящения старинного храма

Освящён храм в честь Владимирской иконы Божией Матери села Карачун Рамонского района.

ТеатрЧто говорят зарубежные критики о спектаклях VIII Платоновского фестиваля

Нет и следа коллективных восторгов и всеобщего умиления, есть разговор по существу.

Персона«Всё начинается с любви», или Прощальный поэтический вечер молодого воронежского поэта Амана Рахметова

Аман Рахметов уезжает из нашего города, где прожил пять лет. Он будет служить на родине, в Казахстане.

Литература«Неизбирательное сродство» Игоря Вишневецкого – умелая стилизация русской романтической прозы XIX века

Среди авторов, на которых опирался писатель, выделяются имена Бестужева-Марлинского, Николая Полевого и Нестора Кукольника.

МузыкаВ Воронеже более тысячи человек посетили концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны

Концерт завершился бурными аплодисментами и исполнением марша «Прощание славянки».

Изобразительное искусствоНа защите дипломов в Воронежском художественном училище оценку «отлично» получила картина по мотивам повести Платонова

Автор картины Екатерина Травина призналась, что, работая над дипломом, открыла для себя творчество Андрея Платонова.

Зал ожиданияПопулярный фестиваль «На родине М. Е. Пятницкого» пройдёт 29 и 30 июня

В нём примут участие исполнители из Воронежской, Московской, Саратовской, Пензенской, Тульской, Калужской, Ростовской, Волгоградской, Рязанской и Орловской областей.

ГлавноеМихаил Бычков назвал «странной» церемонию закрытия Платоновского фестиваля и захотел «ясности» от губернатора

Бычкову надо ехать на фестивали в Европу, а он ещё не знает, будет ли заниматься Платоновфестом следующего года.