Войти
Театр
20.07.2017 13:25

Итоги театрального сезона в Воронеже подводит критик Екатерина Данилова

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Денис Данилов, Алексей Бычков

Чем порадовали, чем огорчили в сезоне 2016/2017 театральные коллективы Воронежа, какие из новых спектаклей имеют шанс остаться в репертуаре надолго, а какие придётся потихоньку списывать? Критики, которые пожелали высказаться, о своих впечатлениях уже написали. Завершает разговор главный редактор журнала «Культура ВРН».

Вообще-то официальная точка зрения состоит в том, что неудач у нас не может быть по определению. Всякий премьерный спектакль объявляется достижением и творческой удачей. Понятно, что при таком подходе качество театральных работ будет постоянно и неуклонно снижаться.

Свой вклад в дело деградации вносит и публика. Отчаянно проскучав два-три часа зале, в финале наши зрители вдруг вскакивают, начинают стоя аплодировать и кричать «Браво!». Дурная, стадная традиция дезориентирует и театральных деятелей, и тех, кто принимает решения.

Но вернёмся к нашим творцам. По меньшей мере три спектакля в этом сезоне оказались замечательными, если не сказать выдающимися. Если бы у нас существовала система раздачи звёзд, я бы дала им по четыре с половиной, причём без скидок на провинцию как место рождения этих театральных постановок.


Конечно, это чеховский «Вишнёвый сад» Владимира Петрова на сцене Академического театра драмы имени А. Кольцова. Постановщик снимает напластования и искореняет штампы, которыми за сто с лишним лет обросла пьеса. Режиссёр заставляет актёров думать на сцене, пресекая попытки играть на «автопилоте» с использованием опыта, накопленного за годы лицедейства. «Вишнёвый сад» у Петрова не только подчёркнуто не бытовой, но и устремлённый в те загадочные сферы, где нет ни времени, ни пространства. Все детали оформления подчёркивают мысль постановщика о зыбкости мира и бренности не только всего живого, но и мёртвого. Предметы исчезают, звуки растворяются, люди уходят. Подробнее об этом удивительном спектакле я писала здесь.


Другое отрадное впечатление сезона – «Гроза» Александра Островского в постановке Михаила Бычкова в Камерном театре. Это сценическое действо, стремящееся задействовать все имеющиеся художественные средства и обращающееся сразу ко всем чувствам зрителей, порождает впечатление богатства смыслов и значений. Это спектакль высокой театральной культуры. Грамотно написанная световая партитура, великолепный музыкальный ряд, чистый объёмный звук – всё направлено на то, чтобы раскрыть замысел постановщика. А суть его в том, чтобы показать обречённость думающего, тонко чувствующего человека в его противостоянии косной конформистской массе. Бычков переносит действие в Советский Союз середины XX века. Текст порой сопротивляется, диссонирует, но в целом постановщику удается создать на большой сцене Камерного убедительную, пусть и фантасмагорическую «вселенную» «Грозы». Подробности здесь.

В малой форме в этом сезоне не было ничего подобного спектаклю Александра Сидоренко по пьесе Христо Бойчева «Оркестр «Титаник» в театральном центре «Никитинский». Жаль, что затянувшийся процесс решения организационных проблем не позволяет пока увидеть эту работу молодого режиссёра широкой публике. Многообещающий талант постановщика раскрылся в этой постановке с изумляющей полнотой. В спектакле есть и прекрасные актёрские работы, и захватывающая игра со смыслами. Один из главных компонентов успеха – работа актёра Владимира Стрекова, придающая спектаклю какое-то инфернальное измерение. «Оркестр «Титаник» - спектакль такой глубины, в которую лучше надолго не заглядывать – а вдруг дна-то и нет?


Приятное в целом впечатление оставил «Дон Жуан» Моцарта в Театре оперы и балета. Итогом колоссальной работы коллектива стало грамотное, профессиональное прочтение сложнейшей партитуры. Солисты, хор, оркестр освоили новые высоты исполнительского мастерства, вышли на иной уровень профессиональных стандартов и самоотдачи. Музыкальный руководитель постановки Андрей Огиевский добился точности в невероятно сложных ансамблях. Все партии сделаны, все акценты расставлены. Радует уже сам факт добротного исполнения одной из самых сложных опер мирового репертуара на воронежской сцене. К минусам спектакля относятся усреднённая, концептуально размытая сценография и несколько робкая режиссура Михаила Бычкова. В спектакле много удобных для певцов статичных сцен и мало движения и действия. И никакие проекции и дымомашины не помогут замаскировать статуарность.

Вторая работа Андрея Огиевского в качестве музыкального руководителя постановки – балет «Руслан и Людмила» в постановке Андрея Петрова – оказалась менее значительной, даже несмотря на уникальные декорации и костюмы Марины Соколовой и огромную отдачу артистов балетной труппы. Балет 30-летней давности, уже тогда отличавшийся эклектикой, не может быть событием сезона даже на уровне отдельно взятого региона.


О «Родине электричества», этой «мировой премьере» нашей оперы я писала подробно. Повторю главное: при таком либретто и непочтительно-дилетантском отношении к прозе Платонова трудно рассчитывать на значимый художественный результат. В своей рецензии я выделила работу сценографа Николая Симонова. Но недавно увидела почти такой же пандус, электрические аксессуары и очень схожие массовые сцены в новой малоуспешной постановке «Снегурочки» в Большом театре. Концептуально это так похоже… И я окончательно расстроилась. Но там есть хотя бы выдержавшая испытание временем музыка Римского-Корсакова!


Немало поводов для расстройства, огорчения и разочарования даёт Воронежский театр юного зрителя, где волевым решением главным режиссёром был назначен Вадим Кривошеев, явно не готовый занять эту должность. Новые спектакли ТЮЗа раз за разом это подтверждают. Я думала, что хуже «Вождя краснокожих» поставить что-либо трудно. Но «Кошкин дом» Кривошеева оказался ещё более профессионально беспомощным и пошлым. Эстетика масс-культа окончательно завоевала подмостки детского театра, сам смысл существования которого – сеять в юных душах доброе и вечное. Когда режиссёр черпает вдохновение в попсе, не умея при этом выстроить на сцене взаимоотношения и предложить убедительное мизансценирование, это уже приговор театру. Или диагноз, если хотите. Надо было всё-таки объявлять открытый конкурс на замещение должности главного режиссёра!

И несколько слов о театре кукол «Шут» имени В. Вольховского. Здесь в этом сезоне не было поставлено таких шедевров, как «Это мальчик рисовальщик», но это тот самый театр, который ни на минуту не поступается принципами. Год за годом коллектив воспитывает не только будущего грамотного театрала, но выполняет миссию служения подлинному искусству. Никаких уступок отупляющей массовой культуре. Этих стен ей не одолеть. В наших реалиях – это уже коллективный поступок.


Объявление

Хотите заказать рекламу, которая выгодно отличит вас от ваших конкурентов? Видео ролики "Sand-Animation" нарисованные песком, такая реклама никогда не надоест, её можно смотреть и смотреть по несколько раз. А самое главное, она запоминающаяся.

Комментарии
Ранее в рубриках
В РоссииВоронеж поделится жарой с Москвой

Но впереди уже просматривается перелом в погоде, и после 23 августа жара повсеместно спадёт.

В миреЧлены комитета по искусствам США громко хлопнули дверью, уходя от Трампа

Комитет покинули все 17 его членов. Дональд Трамп собирался упразднить его с нового года.

ОбществоПреображение Господне (Яблочный Спас) – смысл праздника и традиции

Что положено делать в этот день, а от чего лучше отказаться – советы специалистов.

ТеатрВ Камерный театр взяли новую актрису

Юлия Ростопчина окончила Белгородский институт искусств, по знаку Зодиака – Козерог.

Кино и телевидениеКассовые сборы в США за пятницу, 18 августа: лидирует «Телохранитель киллера»

Успех картины объясняют тем, что на кинорынке практически нет конкуренции.

ПерсонаУмерла известная российская актриса Вера Глаголева

Дочь актрисы до последнего отрицала, что Вера Витальевна тяжело больна.

ЛитератураРоман Ли Бардуго «Шестёрка воронов» становится российским бестселлером

Добротное авантюрное фэнтези привлекает читателей преимущественно в возрасте от 18 до 30.

МузыкаПрезидент Венесуэлы Николас Мадуро обрушился с критикой на всемирно известного дирижёра Густаво Дудамеля

Дудамель, который раньше поддерживал Мадуро, изменил свою точку зрения, увидев, как нынешний президент расправляется с молодёжью.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 12-19 августа в мировых СМИ

Немало драматичных и выразительных снимков было сделано в Барселоне, где произошёл страшный теракт. Но не только.

Зал ожиданияНа юге Воронежской области решили проводить свой фестиваль — «Богучарский подсолнух» (SanflowerFest)

Готовится обширная разнообразная программа: тематические площадки, фотозоны, мастер-классы, дегустации и т.д.

ГлавноеВоронежская филармония откроет юбилейный сезон музыкой Баха, Бетховена и Брамса

Солировать будут известные классические музыканты — скрипач Евгений Жук и виолончелист Михаил Мильман.