Войти
Театр
15.07.2017 13:42
Критик Людмила Романова высказалась о метаморфозах театрального сезона в Воронеже

Критик Людмила Романова высказалась о метаморфозах театрального сезона в Воронеже

  • Текст: Людмила Романова
  • Фото: culturavrn.ru

Вот и завершился долгий, противоречивый театральный сезон 2016/2017 в Воронеже. Одна из традиций нашего журнала – подведение итогов сезона критиками. Не будем ей изменять и в этом году. Первой даём слово руководителю секции критики Воронежского отделения СТД РФ Людмиле Романовой.


Сначала о достижениях. Самым сильным впечатлением для меня стала «Гроза» в постановке Михаила Бычкова в Камерном театре. Режиссёр перенёс действие пьесы Островского в 50-60-е годы XX века, в Советский Союз с его коллективистским духом, где домостроевские традиции пришлись как нельзя кстати. Катерина с её индивидуалистическим сознанием выламывается из этой среды, и она обречена. Такого не прощают. Спектакль тяжёлый, горький, но очень сильный, с прекрасными актёрскими работами.


Победитель нашего областного конкурса – «Вишнёвый сад» в постановке Владимира Петрова (драмтеатр) – тоже весьма сильный спектакль. Я бы назвала его «Реквием по России» – так пронзительно дана в нём «уходящая натура» – Раневская (Н. Леонова), Гаев (С. Карпов), Фирс (А. Гладнев). И Лопахин (Ю. Смышников) – тоже «факир на час», недолго ему куражиться победителем. Всех скоро смоет страшная волна, и ничего не останется от старого мира. По ансамблевости спектакль, на мой взгляд, уступает «Грозе».


Порадовал своим «Дон Жуаном» Моцарта и театр оперы и балета, прежде всего, – музыкальным прочтением (дирижёр Андрей Огиевский). Режиссёр Михаил Бычков не стал выдумывать нечто экстраординарное, а просто помог солистам не только хорошо спеть, но и создать образы – не условно оперные, а живые, настоящие. Не всё получилось в этом спектакле, всё же в опере (почти в каждой) есть в либретто тёмные места, которые довольно сложно оправдать режиссёрским прочтением. Но в целом постановка удалась.


Ещё в конце прошлого сезона молодой режиссёр Александр Сидоренко поставил в «Атрепризе» спектакль «Страсти по Торчалову», завоевав симпатии и публики, и критиков (а это не всегда совпадает). В нынешнем сезоне Александр порадовал публику двумя новыми спектаклями – «Оркестр «Титаник» в театральном центре на Никитинской (к сожалению, сейчас он не играется по независящим от театра и режиссёра причинам) и «Rock-n-Roll на закате» в «Атрепризе». В общей сложности в активе режиссёра уже пять спектаклей, каждый из которых по-своему интересен. Он пробует себя в разных жанрах, он замечательно прорабатывает роли с артистами. В последнем по времени спектакле замечательно раскрылись Андрей Мирошников и Светлана Поваляева. Но в родном ТЮЗе Сидоренко уже полтора года не имеет новых постановок. Можно подумать, что у нас в Воронеже пруд пруди хороших режиссёров. Приглашают из Москвы, из Питера, а тех, кто рядом, не замечают.


Меж тем в том же ТЮЗе дела обстоят не лучшим образом. Назначенный главным режиссёром Вадим Кривошеев, бывший прекрасным актёром и в ТЮЗе, и в Камерном, в качестве режиссёра ещё не представил ничего такого, что заставило бы о нём заговорить. Ну, разве что «Василий Тёркин», да и то с оговорками. У Кривошеева богатая фантазия, он может предложить оригинальную выдумку, но его слабое место – это работа с актёрами. Какая-то приблизительность, нечёткость в прорисовке, неверно выстроенное партнёрство – всё это досадно снижает уровень постановок. Справедливости ради надо сказать, что его студенческие спектакли (он ещё и педагог в нашем институте искусств) значительно лучше, особенно прошлогоднего выпуска. Тем более странно, что, например, «Кошкин дом» студенческий был и смешной, и трогательный, а с тюзовскими актёрами стал унылым и безжизненным. «Чудики» тоже были гораздо сильнее в студенческом исполнении. Конечно, это могут быть проблемы профессионального роста: нелегко ведь коллегам, долгие годы выходившим на сцену рядом с тобой, признать в тебе лидера. Но что-то уже надо делать!


Одинаковой же бедой всех наших профессиональных театров (кроме Камерного) является невысокий общий уровень. Ну, скажем, выдал Владимир Петров «Вишнёвый сад» – молодец! А следующей постановкой стали «Американские горки» – двусмысленно-фривольная история о чуть не случившемся инцесте. Запретных тем в искусстве, конечно, нет. В конце концов «Царь Эдип» (гениальную интерпретацию которого показал нам недавно Римас Туминас на Платоновском фестивале) также затрагивает тему инцеста. Всё дело в том, как. В данном случае – ни уму, ни сердцу. А из пьесы можно было извлечь французскую лёгкость, изящество, чтобы она не выглядела так топорно.

Но этот спектакль ещё ничего по сравнению с очередным опусом театра оперы и балета – мюзиклом «Здрастье, я ваша тётя!». Все, кто помнят чудесный фильм Виктора Титова с Александром Калягиным, были просто оскорблены этим зрелищем. Конечно, работники театра могут воскликнуть «Это же для кассы!». А ведь критерии должны быть одинаковы.

Работает очередным режиссёром в Кольцовском театре молодой энергичный Никита Рак. Он ставит довольно много, самый удачный его спектакль, на мой взгляд, «Метель» В Сигарева. Это современная обработка повести Пушкина. А вот чистая классика – «Женитьба», «Месяц в деревне» – режиссёру не даётся. Пытается ставить «по-современному», а смыслы упрощаются.

Но зато второй год по инициативе Никиты в театре проводится акция СИТО. В ускоренном режиме готовятся эскизы спектаклей. И это интересно! Многие актёры предстают в неожиданном свете. Такой вот «бульон» и должен кипеть в театре. В Камерном тоже всё время что-то кипит: лекции известных людей, эскизы, читки пьес – не всегда на всё успеваешь. Высокий общий уровень работ Камерного театра обусловлен и этим тоже.

Творческий центр «Антреприза» тоже не стоит на месте. К тому же в Доме актёра всё время возникают какие-то новые театральные коллективы. Энтузиазм актёров и режиссёров зашкаливает. И есть успехи. Так, в декабре, «Неформат» выдал спектакль Романа Слатвинского (он и автор, и режиссёр) «Только этот день». Спектакль очень хорошего уровня, с обаятельным мальчиком Афанасием Афониным в главной роли.


И, наконец, неожиданная радость – спектакль Воронежской студии творческого развития Константина Хабенского (теперь студия «Театральная, 17») «Ювенильное море» по повести Андрея Платонова (руководитель Александр Новиков). Я увидела этот спектакль в рамках Платоновского фестиваля искусств, и, на мой взгляд, это было событие. Ребятам и режиссёру-постановщику настолько удалось передать сам дух платоновской повести, что спектакли профессионалов бледнеют рядом с этой работой студийцев.

Таковы метаморфозы прошедшего сезона, не худшего на моей памяти.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеАлексей Гордеев изымает туризм из ведения департамента культуры и передаёт департаменту предпринимательства и торговли

Об этом решении объявило сегодня управление по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области.

В РоссииВнимательный блогер разоблачил телевизионное шоу талантов

Неужели демонстрация сверхспособностей в студии – срежиссированный трюк?

В миреСомнения в том, что проданный за 450 миллионов долларов «Спаситель Мира» написан Леонардо да Винчи, вспыхнули вновь

Можно только представить себе, какие переживания обуревают неизвестного коллекционера, купившего картину на аукционе Christie's.

ОбществоПатриарх Кирилл рассказал о приближающемся конце света, грехах наших тяжких и вине деятелей культуры

Патриарху сегодня исполнился 71 год. Предстоятель РПЦ выступил с проповедью в храме Христа Спасителя.

ТеатрАртисты хора Театра оперы и балета добились «возрождения любви» к музыке Ренессанса

Предлагаем фоторепортаж с этого удивительного вечера синтеза искусств, главным из которых стала музыка.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 16-19 ноября: «Лига Справедливости» осваивает более 6 миллионов долларов

Этого хватило, чтобы возглавить прокат СНГ, но выглядит бледно на фоне сборов в других странах.

ПерсонаПугачёву Бог лишил разума – второй раз венчаться?

Станислав Садальский осудил венчание 68-летней Аллы Пугачёвой и 41-летнего Максима Галкина.

ЛитератураВышел роман мастера психологического и мистического триллера Дженнифер Макмахон «Остров потерянных детей»

Эта книга – пугающий, захватывающий рассказ о том, что бывает, когда дети не слушают родителей.

МузыкаМолодые композиторы Воронежа презентовали своё творчество

Среди творцов были и совсем юные авторы музыки, лишь недавно вступившие в объединение «МолОт – Воронеж».

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 11-18 ноября в мировых СМИ

На этот раз отобрать даже несколько снимков было непросто – такая выдалась неделя.

Зал ожиданияВоронежцев приглашают на лекцию об истории яркого туристического бренда региона – матрёшки

Отдельное внимание будет уделено «младшей сестрёнке» воронежской матрёшки – куколке-матане.

ГлавноеБраво, Донбасс Опера!

Театр из Донецка показал в Воронеже два спектакля, продемонстрировав профессионализм высшей пробы.