Театр
«Фро» из Бреста: что не так?
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: puppet-brest.by, musecube.org
Спектакль Руслана Кудашова по знаменитому рассказу Андрея Платонова, поставленный в Брестском театре кукол, показали на Платоновском фестивале искусств в Воронеже. Здесь каждый год играют «Фро» в разных интерпретациях. Именно этот рассказ Платонова оказался самым востребованным у современных режиссёров. Сравниться с ним может разве что «Река Потудань».
Спектакль главного режиссёра Большого театра кукол в Санкт-Петербурге, лауреата всевозможных премий Руслана Кудашова имеет подзаголовок «Хождение Ефросиньи Евстафьевой, молодой женщины, оставленной мужем, уехавшим строить коммунизм или что-нибудь ещё».
Спектакль «сложносочинённый». С кукольным и живым актёрским планом, многочисленными придумками, претендующими на образность и метафоричность (вроде танцующих лопат), хрупкими маленькими куклами, французским шансоном, неизменной песней Bella, ciao, которую исполняют актёры в тантамаресках (стенды для фотосъемки с отверстиями для лиц)…
Неистощимый на выдумки постановщик явно хочет удивить, динамизировать действо, чтобы платоновское слово и мысль не показались, не дай Бог, скучными и устаревшими.
Если некоторые режиссёры идут от авторского текста и платоновского слова, то Кудашов решает «Фро» подчёркнуто театрально. Такой же подход он продемонстрировал и в спектакле «Фро», поставленном в Рижском русском театре имени М. Чехова (Латвия). Его показали в Воронеже в 2015 году, на Пятом Платоновском фестивале. Там тоже всё строилось на суете, бесконечной беготне персонажей, неизбывном стремлении авторов спектакля внести в действо оживление, что только уводило в сторону от Андрея Платонова с его космизмом и бесконечной глубиной. Неудержимо было стремление актёров то станцевать, то спеть что-нибудь типа «Белла, чао!». В конечном итоге всё свелось к любовной истории, повествовании о томящейся женской плоти, а не о душе. Спектакль мог бы показаться милым, если бы не имя автора, вынесенное на афишу.
В новой «Фро» Кудашов ушёл ещё дальше… от Платонова. Внедрил в спектакль библейские мотивы (отсыл к Адаму и Еве – это так ново), взвинтил темп, разнообразил приёмы, благо эстетика и стилистика театра кукол это позволяют. Добавил шуток «ниже пояса».
Зачем? Предположим, хотел прикрыть слабость актёрских работ. В первую очередь, это касается молодых исполнителей, которых коллеги старшего поколения переигрывают начисто. До такой степени, что возникает ощущение неловкости и пресловутого перетянутого одеяла.
Куклы в этом спектакле сами по себе, люди – отдельно, связь между двумя планами условна и художественно неубедительна. Большую часть времени куклы на сцене, в лучшем случае не играют никакой роли. В худшем – выглядят лишним атрибутом, коих в этой постановке и без того предостаточно.
В итоге оказывается, что ожидаемого художественного образа, «платоновской» атмосферы в спектакле не возникает. Действо распадается на серию «прибамбасов», штучек-дрючек, за которыми так мало пищи для сердца и ума. Не считать же откровением плавающую на поверхности идею, что женщины и мужчины – существа с разных планет?
И возникает вопрос: зачем раз за разом ставить Платонова, которого ты считаешь устаревшим и непонятным современному зрителю?
Объявление
Все мы время от времени посвящаем свое время играм на компьютере или в онлайн-режиме. Это своего рода развлечение. Вашему вниманию, например, представлены ио игры. Более детально ознакомиться с каталогом игр можно на сайте onlajnigry.net.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Болельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала
Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.
В России — На международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ
В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.
В мире — Люди и вправду боятся клоунов, особенно дети
Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.
Общество — Готовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов
После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.
Театр — Осуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»
Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»
Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.
Персона — Анатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской
77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.
Литература — Вышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»
Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.
Музыка — Музыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена
В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ
Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.
Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»
Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.
Главное — Ночь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной
Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.