Войти
Театр
26.04.2017 18:06
Театр и война

Театр и война

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Из архива

Николай Тимофеев в своих заметках оживляет военные страницы истории Воронежского государственного академического театра драмы имени А. Кольцова. Поистине удивительно, как в такое тяжёлое время, когда всё было для фронта, театр жил, радуя своими спектаклями жителей Воронежа и тех городов, куда труппа была эвакуирована.

Сегодня многие не знают, что именно город Воронеж стал непреодолимой преградой на пути продвижения фашистских войск на восток. Противник после жестоких боёв занял правобережье, но не один вражеский сапог не смог побывать на другом берегу.

Так что мирная, чистая и светлая в те годы речка Воронеж меж зеленых берегов (в детстве переныривал её) оказалась в истории пограничной линией великой жестокой войны.
И Великой – Отечественной.

Отечественной потому, что где бы ни был в то время человек – в окопах на передовой или в далёком сибирском селе, где никогда не слышали сверлящего свиста пуль и глухого жуткого разрыва снарядов, – все жили небывалым дотоле напряжением. И одной мечтой – когда же это, наконец, закончится!?

Люди искусства также оказались причастны общей доле народной. Впрочем, они, как наиболее чуткие, предчувствовали наступление великих испытаний задолго до их начала. Ещё в первой половине 1939 года военные ансамбли распевали песню братьев Покрасс на слова Василия Лебедева-Кумача: «Если завтра война,/Если завтра в поход,-/Будь сегодня к походу готов!». Через пару лет оказалось: песни распевали бодро, а к «походу» готовы не были…

Впрочем, театры реагировали на внутреннее возбуждение постановкой патриотических пьес. Режиссёр В.М. Энгелькрон в том же 1939 году поставил в воронежском театре «Путь к победе» А.Н. Толстого, совершенно, естественно, не подозревая, насколько долгим и трудным будет этот путь. В 1940 году в афише рядом с пьесой Ф. Шиллера «Коварство и любовь» и «Машенькой» А.Н. Афиногенова появился «Александр Суворов» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского, а в начале 1941-го «Парень из нашего города» К. Симонова и «Пархоменко» (герой Гражданской войны) В.И. Иванова.

Воронежский драмтеатр двух предвоенных лет поражал продуктивностью своей работы. За сезон 1939-40 гг. поставлено 16 (!) спектаклей. А в следующем лишь немногим меньше – 13. При этом, как свидетельствуют современники, зрителей поражали также красочность, грандиозность и частая, в пределах сценического действия, сменяемость декораций.

1941-й

Когда война обрушилась на СССР, Воронеж с первого же дня, 22 июня 1941 года, был объявлен на военном положении, в зоне опасности воздушных налетов. В городе ввели режим светомаскировки. Жители были оповещены о сигналах ПВО (противовоздушной обороны).

При этом театр продолжал показывать спектакли и даже ставить новые. Так в сезоне 1941-42 гг. в афише появились «Овод» Э.-Л. Войнич и комедия К. Гольдони «Лгун», а также патриотические пьесы «Дым Отечества» бр. Тур и Л.Р. Шейнина и «Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьева.

В городе были расквартированы военные госпитали, и актёры, наряду со спектаклями и репетициями, регулярно выезжали туда с концертами. Актрисы Мария Шишлова, Вера Рощина, Ольга Мариуц, Ирина Сачко, Лидия Шмидт и Серафима Владимирская нередко дежурили в военных госпиталях, осваивая специальности медсестёр и сиделок.


21 августа 1941 года в Первомайском саду был сформирован Воронежский добровольческий коммунистический полк под командованием полковника М.Е. Вайцеховского. Комиссаром полка был назначен ректор университета Н.П. Латышев. Пока полк снаряжали всем необходимым, артисты поднимали его эмоциональный дух своими концертами. Сохранилось фото, на котором запечатлен Сергей Иванович Папов, будущий народный артист СССР (единственный имевший такое звание в истории Воронежа), среди воинов Добровольческого полка. Уже в начале сентября полк отправился в действующую армию, впоследствии стал гвардейским и участвовал в освобождении австрийской столицы Вены в апреле 1945 года.

Война накатывалась на Воронеж волнами. Сначала это была осень 1941 года. В октябре фашисты заняли Орёл и Елец. Город Воронеж становился прифронтовым. Начались регулярные налёты вражеской авиации. Линия фронта проходила всего в 100-120 километрах от Воронежа.

В середине октября 1941 года началась эвакуация на восток, на Волгу и на Урал, промышленных предприятий. В течение осени было эвакуировано 117 крупных предприятий (интересно, наберётся ли сегодня, в наше мирное время, в Воронеже хотя бы половина такого количества крупных предприятий?).

7 ноября 1941 г. лишь в трёх городах СССР состоялись военные парады – в Москве (с присутствием И.В. Сталина), Куйбышеве (там оказались к тому времени многие наркоматы и другие правительственные учреждения) и Воронеже. В нашем городе проходил парад войск Юго-Западного фронта, который принимали заместитель наркома обороны СССР маршал С.К. Тимошенко, будущий маршал И.Х. Баграмян и член Военного совета фронта Н.С. Хрущев. С парада войска отправлялись на фронт.


Лишь в конце ноября 1941 г. обком партии дал распоряжение эвакуировать театр на восток страны. Так театр оказался в Сызрани. Интересно, что и в самый разгар войны, несмотря на сложные условия бытования в чужом городе, театр продолжал жить почти обычной творческой жизнью, приступил к новым постановкам, восстанавливал старые спектакли. Сохранилась программа творческого вечера народного артиста РСФСР Аркадия Васильевича Полякова, который состоялся в эвакуации, в Сызрани, 26 января 1942 года. Вступительное слово об актере говорил будущий редактор журнала «Театр» известный театральный критик Владимир Пименов. В главной части вечера великая классика соседствовала с патриотическим репертуаром. Были показаны сцены из «Гамлета» В. Шекспира и «Маскарада» М.Ю. Лермонтова, а также из восстановленного спектакля «Путь к победе». Аркадий Поляков играл Гамлета и Арбенина, а в патриотическом спектакле роль Иосифа Сталина.

Жаркий 1942-й

В лютые декабрьские морозы 1941 года удалось остановить наступление гитлеровских войск на Москву, а потом и начать наступление на позиции врага. Вероятно, именно это обстоятельство ослабило активность противника на воронежском направлении. Бомбардировки города стали реже. И кому-то пришло в голову, вероятно, досрочно праздновать победу. Тогда как иначе объяснить, что в феврале 1942 года, когда под врагом находились и Украина и Белоруссия, то есть огромные территории, театр был возвращён в Воронеж?

Тут надо сделать небольшое отступление. В феврале 1941 г. директором театра был назначен Константин Анисимович Сокут. Талантливый организатор театрального дела Сергей Оскарович Вольф, работавший на этой должности с 1930 года, был освобождён, вероятно, по причине своей немецкой фамилии. Так что все сложные проблемы существования театра в первые годы войны легли на плечи нового директора К.А. Сокута. К сожалению, об этом заслуживающем внимания человеке нет упоминания даже в фундаментальном труде театроведа З. Я. Анчиполовского «Кольцовский академический», изданном к 200-летию нашего драмтеатра в 2002 году. Лишь недавно интересный материал о деятельности К.А. Сокута на ниве воронежской культуры появился в собрании нашего известного краеведа профессора ВГУ А.Н. Акиньшина. К.А. Сокут был также талантливым организатором, руководителем. Он оставил живые интересные театральные воспоминания о самом тяжёлом периоде в жизни коллектива.

Итак, в феврале 1942 г. театр возвращается в Воронеж и продолжает работать над репертуаром. Константин Сокут в этот период встречается с драматургами К. Симоновым, В. Василевской и А. Корнейчуком. Появляются новые постановки «Русские люди» К. Симонова и «Фронт» А. Корнейчука.

Таким образом Воронежский театр оказался единственным в стране, вернувшимся из эвакуации в прифронтовой город и под бомбёжками работавший до последней возможности (конец июня 1942 г.).

Потерпев поражение под Москвой, противник начал сосредоточивать к апрелю силы в юго-восточном направлении, имея в виду в итоге овладеть Сталинградом. Весной 1942 года воздушные налёты на Воронеж значительно участились. Но театр при этом регулярно показывал спектакли. Фронт приближался к Воронежу. И в театре были образованы фронтовые театральные бригады, которые выезжали в воинские части, чуть ли не на передовую. Конечно же, концерты не раз прерывались очередным налётом авиации или залпами дальнобойных орудий… Участниками фронтовых бригад были Сергей Папов, Аркадий Поляков, Пётр Вишняков, Владимир Шкурский, Галина Мачехина, Евгений Аристов. Почти все они впоследствии стали народными или заслуженными артистами РСФСР. Впрочем, Аркадий Поляков уже был народным артистом, актёром, известным почти всей России как исполнитель ролей Гамлета, Отелло, Арбенина, Сирано де Бержерака, Платона Кречета…

К началу лета 1942 года бомбардировки Воронежа значительно участились. На крышах общественных зданий по ночам дежурили члены добровольческих бригад, нередко женщины, которые сбрасывали с крыш зажигательные бомбы. На крыше драмтеатра также дежурили ночами по графику артисты и работники технических цехов. Здание театра находилось на одном из основных направлении фашистских бомбардировщиков, по которому происходили бомбёжки города. На этом направлении находились: обком партии, Кольцовский сквер, театр, проспект Революции, железнодорожный вокзал и мост через реку Воронеж. На этом же направлении находился пионерский сад – страшное место, где погибло несколько сот детей. Июнь 1942 г. был месяцем самых жестоких бомбёжек. Бомбили днем и ночью, но чаще всего ночью.


Из воспоминаний К.А. Сокута: «Ночь с 27 на 28 июня – трагическая. С вечера фашисты беспрерывно бомбили город. Бомбы рвались у фасада театра, со стороны «утюжка» упало две, одна из них перерезала рельсы трамвайной линии. И вот, часов в двенадцать ночи очередной заход самолётов, и раздается оглушительный взрыв. Я стоял около стены, и меня плотно прижало к ней, я начал задыхаться, не понимая, что произошло, но спустя какие-то секунды, когда рассеялась пыль, увидел прямо от себя луну и понял, что левое крыло театра отрезано, как режут торт. В театр попала бомба. Когда я понял, что случилось – начал перекличку людей. И вскоре понял – нет актёра Н. Е. Озерова. Во время взрыва все люди свалились на пол, устоял один я, прижатый к стене. Ударная волна к нам пришла смягчённой, так как фойе здания театра идёт полукругом. Спасательные работы начал утром сапёрный батальон, но вскоре он был отозван на фронт, который был уже вблизи Воронежа… На следующий день после страшной ночи, на автомашине я отправляю женщин и детей на станцию Тресвятское, что в двадцати пяти километрах от Воронежа. Начиная с половины июня 1942 г. всей силой театра, его былого авторитета, я добивался вагонов, но первый секретарь обкома Тищенко дал указание предоставить нам вагоны только тогда, когда всё было деморализовано и некому было выполнять приказы. А враг уже был в десятках километров от Воронежа. 1 июля 1942 г. мы блокировали два пассажирских вагона в составе для эвакуации людей. В эти вагоны подсели женщины на Тресвятской и уехали вглубь страны. Под обломками здания остались костюмы, декорации, архив…».

Таким образом, артисты одними из последних госслужащих покинули Воронеж в жаркий день начала июля 1942 года. А 7 июля в город ворвались фашисты. Коллектив театра был эвакуирован в город Стерлитамак Башкирской АССР.

В шахтёрском Копейске

В начале ноября 1942 года воронежский театр, наконец, был определен на постоянное временное местожительство в уральском шахтёрском городке Копейске недалеко от Челябинска. Здесь он квартировал полтора года, до мая 1944-го.
Вот как об этом времени, спустя более полувека, уже в декабре 1999-го, вспоминала актриса театра Галина Фёдоровна Мачехина:

- Мои воспоминания о Копейске – самые тёплые – остались в моей памяти на всю жизнь. Спектакли мы играли в шахтёрском клубе. Жили в бараке около базара, по несколько семей в комнате. Удобств, конечно, никаких. Питались в шахтерских столовых. Но что это было за питание – горе одно. Незабываемый случай произошёл однажды в одном из колхозов, где мы выступали с концертом. Руководство колхоза прислало нам свежую капусту. Как мы радовались тогда! Как это было вовремя!

Но самое главное: я и ещё молодежь театра были прикреплены к шахте, где мы работали навальщиками. Благодаря руководству шахты мы вскоре начали получать к хлебным карточкам дополнительные талоны. Так что я на себе испытала, что такое шахтёрский труд. Но я до сих пор храню в душе самые тёплые воспоминания и сердечную благодарность руководству шахты и города за чуткость, внимание и заботу о нашем театре.

Галина Фёдоровна Мачехина проработала в нашем театре до последних дней жизни. И многое существенное о событиях тех лет мы узнали от неё, а также из газетных вырезок и программок, которые она собирала и сумела донести, сохранить до нашего времени. Жизнь воронежского театра активно освещалась на страницах газеты «Копейский рабочий», где рядом с традиционной колонкой – «От Советского Информбюро» – о положении на фронтах и зверствах фашистов на нашей земле, – а также об опыте новаторов-горняков (например, статья «Как я произвожу двойной вруб»), печатались впечатления тех же горняков о спектаклях или концертах для школьников с участием наших артистов.

Если иметь в виду, что коллектив театра прибыл в Копейск, как говорили тогда, «гол как сокол», то есть лишенный декораций, костюмов, электроосветительной аппаратуры, бутафории, одним словом, всей материально-технической базы, без которой спектакль не выстроить, то приходится только удивляться, как быстро ему удалось возродиться для творческой жизни. Да еще в такое тяжёлое время, когда всё – для фронта!


За время пребывания в Копейске воронежский театр осуществил девять премьер и четыре постановки возобновил. Среди поставленных - «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Синий платочек» В. Катаева, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского, «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше и «Горе от ума» А. Грибоедова. Среди возобновленных – «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Волки и овцы» и «Без вины виноватые» А.Н. Островского и «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Существенно, что зритель в то тяжёлое время востребовал не только героическую патетику, но и классику с её вечными проблемами и комедию («Женитьба Фигаро»).

Базируясь в небольшом городке Копейске, театр не раз выезжал со спектаклями в областной центр Челябинск. А в августе 1943 года были организованы в этом городе и настоящие большие гастроли, где воронежцы с успехом показали все наработанное за девять месяцев в Копейске.

Возвращение

212 дней Воронеж, точнее, его правобережье, был оккупирован фашистами. 25 января 1943 года в результате кровопролитных боев он был, наконец, освобождён. Отходя, оккупанты уничтожали всё, что только можно было уничтожить…
И все же история начала поворачиваться к нам светлым лицом.

В начале февраля 1943 года завершилась разгромом фашистских армий Сталинградская битва, продолжавшаяся 200 дней и ночей. 23 августа того же года – битва на «Курской дуге», длившаяся 50 дней и ночей.

В мае 1944 года, когда советские войска уже готовились совсем отбросить фашистские полчища за пределы страны, коллектив театра возвращают в Воронежскую область, в город Борисоглебск. Воронеж, разрушенный на 95 процентов, представлял собой руины и не готов был принять театр. После эвакуации коллектива в июле 1942 года в уже разрушенное здание ещё попадали бомбы, и он выгорел дотла.

Самое удивительное заключается в том, что в числе первоочередных объектов, намеченных воронежским руководством для восстановления из пепла, были – электро- и водоснабжение, пекарни, примитивные продуктовые магазины и…театр. И это несмотря на острейший недостаток людских и материальных ресурсов! Фактически это означало – построить его почти заново, лишь с небольшими изменениями против проекта 1937 года.

Вот что свидетельствует о той поре С. Вейцер, непосредственный участник восстановительных работ, занимавший в то время пост руководителя управления отделочных работ Воронежского горисполкома:

- Было мобилизовано всё, что только можно. Научились выправлять разрушенные стены, пережигали затвердевший алебастр… Фактически всеми делами ведал прикреплённый к строительству заместитель председателя горисполкома Я. И. Портнов, строитель по профессии. Он находился на театре весь день – с утра до ночи /работали тогда весь световой день/. Ежедневно на стройку приезжал председатель горисполкома П.А. Мирошниченко, и тут же немедленно по ходу дела принимались все необходимые меры. П.А. Мирошниченко обладал исключительной энергией и оперативностью. Его распоряжения выполнялись безоговорочно и быстро.
Точно в намеченный срок - 31 декабря 1944 года - зажглись огни рампы. Публика, заполнившая в тот вечер театр, была поражена великолепием, которое предстало перед ней: торжественный, сияющий огнями театр и превосходный спектакль «Горе от ума» по известной пьесе А.С. Грибоедова. Вот это был невиданный новогодний подарок!


От себя напомню читателям: город ещё лежал в руинах, большинство его жителей ютилось в подвалах под этими руинами. Это касалось и большинства зданий на проспекте Революции. На дальних рубежах нашей Родины еще продолжалась Великая Отечественная война…

А театр уже был восстановлен!!!

Печально и гротескно, в сравнении с прошлым, читается современная история старого здания театра на проспекте Революции, 55. Ведь о необходимости его реставрации заявлял в обкоме партии еще в 1980 году в то время главный режиссер театра Глеб Дроздов. А с начала 1990-х все губернаторы и партии включали реставрацию театра в свои предвыборные обещания. И при этом с каждым годом увеличивалась от мыслимых до немыслимых сумм стоимость этой самой реставрации-реконструкции. А ведь, кажется, и век уж другой на дворе, и техника другая, не та, что в 1944 году была… Четверть века в мирное время решалась проблема здания театра на исторически сложившимся месте на проспекте Революции, 55 – быть или не быть?!

После войны

Как ни удивительно, после войны коллектив вошёл в обновленное здание, сохранив основные творческие силы. Конечно, за пять тяжёлых лет молодые, подающие ранее надежды, вошли в число ведущих актёров. Быстро менялась жизнь. Театр, его репертуар, всегда находился в поле зрения идеологии. И всё же были годы, когда его возглавляли талантливые режиссеры, удавалось интересно ставить классику. Но были и современные постановки, которые вдохновляли зрителя и содержанием и исполнением.


Так, в 1946 году воронежский театр одним из первых в стране поставил «Молодую гвардию» А.А. Фадеева (режиссёр В.М. Энгелькрон). А в 1948 году режиссёр В.А. Менчинский поставил «Сильные духом» Д.Н. Медведева и А.Б. Гребнева. Героиню повести «Сильные духом» отважную разведчицу в тылу врага Валентину Довгер играла Галина Мачехина. Галина Федоровна подружилась со своей героиней: после войны Валентина Довгер жила в Воронеже. И мне, председателю пионерской дружины средней школы №17 на Малой Терновой улице, довелось вручать цветы легендарной разведчице, когда она рассказывала о своих подвигах в нашей школе.

…В силу естественных процессов жизни, военная тематика стала появляться на сцене всё реже. В основном, к юбилейным датам. И тут, конечно, следует отметить несколько спектаклей. Во-первых, «Барабанщицу» А.Д. Салынского. В нём главную роль виртуозно играла молодая блистательная Римма Мануковская. Режиссер И. Бобылев точно угадал в ней Нилу Снижко, героиню самой, пожалуй, знаменитой пьесы пятидесятых годов. Это была уникальная возможность в пространстве одного сценического действия продемонстрировать индивидуальные возможности перевоплощения, ибо уже по сюжету это была «игра в игре» (юная красавица, советская разведчица, в тылу врага). Римма Мануковская купалась в роли, как ананасы в шампанском. Воронежцы ходили глядеть на неё в этом спектакле по несколько раз. Её портрет в роли Нилы Снижко вскоре появился на обложке всесоюзного журнала «Театральная жизнь».

Весьма талантливый режиссер Валерий Соловьев на сцене Кольцовского театра поставил в 1972 году «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева, а в 1974-м – «Третью ракету» В. Быкова.

Большим и заслуженным успехом у зрителей всех возрастов пользовалась постановка Германа Меньшенина в 1984 году пьесы А. Дударева «Рядовые». В ней собрался великолепный актёрский ансамбль. И я не раз видел слёзы на глазах зрителей в самые яркие трагические минуты действия.

Ещё недавно в афише Кольцовского театра значились две постановки режиссёра Анатолия Иванова, посвященные событиям той трагической и героической эпохи, которая всё глубже удаляется в историю минувших дней. Это – «Как это всё далеко – любовь, весна и юность…», инсценировка и постановка Анатолия Иванова по мотивам военных произведений Андрея Платонова. А возобновленная в 2010 году постановка А.В. Иванова «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в 2013 году была представлена в Москве на фестивале, посвящённом 100-летию со дня рождения драматурга Виктора Сергеевича Розова.


Объявление

Во время строительства собственного дома необходимо продумать все нюансы, особенно будущее отопление. На сайте http://arma-lux.com.ua/ представлен каталог теплотехники. Заходите и выбирайте.

Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоВ Воронеже стартует сезон работы фонтанов

Семь главных фонтанов столицы Черноземья готовы к началу сезона и ждут пуска воды.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеСпасут ли «Маску» две гостевые маски

Организаторы обещают, что на сцену выйдут специальные гости – Барби и Кот-2.

ПерсонаУволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова

Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеМэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»

Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.