Войти
Театр
19.03.2017 23:06

Воронежу нужен театральный музей

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: retromap.ru

Честно говоря, меня удивляет появление в новом столетии памятников и музеев деятелям культуры, которые к Воронежу не имеют прямого отношения. До такой степени, что даже никогда не были здесь. Разве только слышали о существовании такого города на карте России.

Этот факт – памятники и музеи неворонежцам – может быть расценён гостями города, как признак некоторой неполноценности воронежцев. Мол, раз своих знаменитостей нет, хоть чужими город украсим. Отнюдь! Знаменитости есть и немало. Писатели Александр Эртель, Николай Станкевич, Гавриил Троепольский, поэт Анатолий Жигулин («Воронеж. Родина. Любовь.»), педагог, общественный деятель Николай Бунаков, космонавт Константин Феоктистов, лауреат Нобелевской премии физик Николай Басов, сказительница Анна Королькова… В общем, перечислять и перечислять.

Персональные музеи… Их содержимое, по большей части, из разряда «такое вот могло бы быть» или же копий предметов и публикаций.

На этом фоне есть такой неоспоримый факт, как история воронежского театра – весьма яркая страница истории театра российского. Это и в самом деле один из старейших театров России. Он появился в Воронеже в 1787 году при Екатерине Великой и в течение двух столетий был центром культурной жизни губернского города. В этом году ему исполняется 230 лет. В течение этого срока он значительно выделялся среди других провинциальных театров и уровнем антрепренеров, и репертуаром, и любовью горожан. Вот лишь несколько фактов из истории ХIХ века.

Филипп Вигель, полуприятель А.С. Пушкина, пишет в своих знаменитых «Мемуарах»: «Изо всех русских городов в одном только Воронеже была тогда вольная труппа, составившаяся из охотников и отпущенных на волю крепостных актеров». Воспоминание относится к началу февраля 1802 года, когда автор посетил здесь театральное представление, будучи проездом из Киева в Пензу.


А в конце 1820-х столичная проправительственная газета «Северная пчела» в статье, посвященной провинциальной Мельпомене, перечисляет, в каких городах России были в ту пору театры, – Воронеж, Казань, Калуга, Кострома, Нижний Новгород, Псков, Рязань, Саратов, Тула, Харьков, Орел. Всего в ту пору в Российской империи, включая обе столицы, было 23 театра, среди них – французские, итальянские, немецкие и польские, а русских на всю Россию было всего – 13! И среди них Воронежский – один из первых!

Та же «Северная пчела» за 1829 год писала: «В Воронеже четыре раза в неделю играют большие оперы, трагедии, драмы и комедии. Начало в 7 ½ часов. Театр находится под управлением г-на Соколова». Для сравнения: во Пскове и Саратове играли один раз в неделю, в Калуге и Казани – два раза, в Орле и Нижнем Новгороде и даже в знаменитой итальянской опере в Одессе давалось всего три представления в неделю…

Ещё интересный факт. Весной 1860 года, уже тяжело больной, великий актер Александринского театра А.Е. Мартынов отправляется на гастроли по театральным городам России. В Москве к нему присоединяется его друг А.Н. Островский. Были выбраны три города, которые наверняка могли поправить материальное положение актёра. Первым городом на этом маршруте оказался Воронеж. И не зря. «Незабываемы в истории Воронежского театра те прелестные майские вечера 1860 года, когда на его сцене была представлена «Гроза» Островского с участием великого Мартынова в роли Тихона. Никогда еще наш театр не оглашался такими рукоплесканиями и криками «браво», как в эти торжественные вечера», – радуется рецензент из Воронежа в «Театральном и музыкальном вестнике». Восемь дней в Воронеже при полных сборах были днями триумфа великого артиста и великого драматурга. Кстати, весь ХIХ век воронежский зритель имел возможность видеть на своей сцене великих актёров из Москвы и Санкт-Петербурга – от Щепкина и Мочалова до Ермоловой и Комиссаржевской.


Не менее славные страницы есть в истории театра в ХХ веке. Когда началась первая мировая война, к 1915 году прекратились театральные представления в 107 городах России. Но не в Воронеже. Умный, образованный во всех отношениях антрепренёр Вениамин Никулин укрепил труппу талантливыми артистами, оказавшимися не у дел по случаю военного положения.

Когда началось становление театрального дела в советское время, воронежский театр сразу оказался на виду. В 1935 году в Москве состоялись первые в истории гастроли провинциальных театров. Это были коллективы из Воронежа, Смоленска и Новосибирска. Наш театр получил самую высокую оценку. Поэтому, всего три года спустя, в 1938-м театр снова едет с творческим отчётом в столицу. Тут важно, что он покоряет и критиков и публику не посредственными поделками начинающих в то время в духе «социалистического реализма» драматургов, а классикой. Были представлены во время этих двух гастролей: «Смерть Иоанна Грозного», «Отелло», «Уриель Акоста», «Маскарад», «Варвары», «Царь Фёдор Иоаннович»…
С большой степенью вероятности можно утверждать, что стационирование театральных трупп в пределах всего СССР, произведённое Постановлением Комитета по делам искусств при СНК СССР от 27 апреля 1938 года, произошло на основе анализа опыта и успехов именно Воронежского театра, в котором стационарная труппа сформировалась сама собой ещё в начале 1930-х годов.

Наконец, в ХХ веке наш драматический театр дал российской театральной культуре имена талантливых артистов, которые стали известны всей стране, – Сергей Папов, Аркадий Поляков, Пётр Вишняков, Алексей Чернов, Леонид Броневой, Владимир Седов, Римма Мануковская, Людмила Кравцова…

Вспомним, что кроме драматического в Воронеже уже не одно десятилетие существуют и оперный театр, и ТЮЗ, и Театр кукол «Шут», и Камерный театр. Каждый из театров накопил за эти годы множество материалов, которые вполне могли бы быть использованы при создании театрального музея. Это, прежде всего, эскизы и макеты декораций к спектаклям, афиши, программы, составные части персональных архивов знаменитых артистов.

Так, в запасниках областного Художественного музея имени А.Н. Крамского находятся около 100 работ замечательного театрального художника Нины Гапоновой, которые она подарила Воронежу. Камерный театр устраивал выставку работ рано ушедшего из жизни главного художника Кольцовского театра Алексея Голода, а также художника Юрия Гальперина. В запасниках Краеведческого музея хранится архив народного артиста РСФСР Аркадия Полякова, в Кольцовском театре – часть архива народного артиста РСФСР Вадима Соколова и режиссёра Анатолия Иванова, фотографии и афиши прежних лет. Наверняка интересные материалы для музея могли бы представить Театр оперы и балета, Камерный театр и Театр юного зрителя.

Создание театрального музея в Воронеже, на мой взгляд, весьма способствовало бы возрастанию престижа города в глазах его гостей. Недаром здесь проводится ставший уже традиционным Международный Платоновский фестиваль. Кроме того, Театральный музей мог бы стать хорошей культурной базой для воспитания нашей молодёжи.


Объявление

Выставка славится тем, что там показывают достижения в области культуры, науки, техники, искусства, экономики и т.д. На сайте НаВыставке.ру вы можете посмотреть любые выставки. За более детальной информацией обращайтесь на сайт www.navystavke.ru.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеСтали известны победители фестиваля «Студенческая весна-2017»

Серьёзную заявку на лидерство сделал в этом году геологический факультет госуниверситета.

В РоссииСиноптики объявили погоду на Первое мая

К нам идёт тепло, его натиск будет интенсивным и продолжительным. Праздники пройдут замечательно.

В миреЭлтон Джон подхватил смертельно опасную инфекцию

Артисту пришлось отменить свои концерты в США, он прервал гастрольную деятельность на полтора месяца.

ОбществоВ центре Воронежа вводятся ограничения и запреты движения транспорта в предпраздничные и праздничные дни

Мэрия обнародовала информацию о движении транспорта в дни проведения репетиций парада, а также 1 мая.

ТеатрВ Воронеже открылся и успешно продолжается фестиваль «Воронежские звёзды мирового балета»

В первые же дни работы фестиваля не обошлось без творческих открытий.

Кино и телевидениеМногие телезрители перестали смотреть «Анну Каренину» после первой же серии

Немногие также увидели эпизод, когда ведущий Первого канала предложил украинскому блогеру съесть ведро с фекалиями.

ПерсонаВечер памяти Людмилы Кравцовой собрал тех, кому она по-прежнему дорога

Таковых набрался полный зал Воронежского дома актёра, носящего её имя.

ЛитератураРоман Блейка Крауча «Пустошь. Дом страха» – впечатляющая ранняя проза ныне знаменитого писателя

Рецензия на книгу популярного автора, сочетающего занимательную фантастику с элементами аллегории и притчи.

МузыкаМузыканты группы «ОдноНо» подарили воронежцам трансцендентальный вечер

Пришедшие в воскресенье в бар «Литера» услышали не только знакомые всем композиции «ОдноНо», но и их новые, ещё незаписанные песни.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 15-22 апреля в мировых СМИ

Отрадно, когда выбор велик, и не знаешь, не каком снимке остановить свой выбор.

Зал ожиданияКвест в рамках проекта «Музыка под свист пуль» завершится на День Победы концертом Молодёжного симфонического оркестра

Новый формат мероприятия на День Победы: проект «Музыка под свист пуль» покажет войну сквозь призму искусства.

ГлавноеСериал Карена Шахназарова «Анна Каренина»: о чём и зачем?

Критика творения Шахназарова в печати оказалась довольно жёсткой, предлагаем и нашу небольшую рецензию на сериал.