Войти
Театр
30.12.2016 19:53

Десять самых значительных премьер в театрах Воронежа в 2016 году

  • Текст: Екатерина Данилова, Юрий Данилов
  • Фото: culturavrn.ru, vrn-uk.ru

Внимательно отслеживая все события в театральной жизни, редакция сложила собственное мнение по поводу качества и значимости постановок, в первую очередь, премьерных спектаклей. Премьер было значительно больше, чем вместила первая десятка. Но все спектакли быть одинаково хорошими не могут – в жизни театра тоже бывают подъёмы и спады.

Итак, лучшие театральные премьеры Воронежа 2016 года.


1. «Вишнёвый сад» А.П. Чехова в Воронежском академическом театре драмы в постановке Владимира Петрова. Спектакль, устремлённый в те загадочные сферы, где нет ни времени, ни пространства. Режиссёр-постановщик снимает все напластования и искореняет штампы, которыми за сто с лишним лет оброс «Вишнёвый сад». Он заставляет актёров думать на сцене, решительно пресекая попытки играть на «автопилоте». В спектакле сложился подлинный актёрский ансамбль, лидером которого, живым камертоном происходящего является Надежда Леонова в роли Любови Раневской.


2. «Дядя Ваня» А.П. Чехова в Воронежском камерном театре в постановке Михаила Бычкова. Самая, пожалуй, сильная составляющая спектакля – простроенные актёрские работы, когда исполнители играют не только характер в определённых обстоятельствах, но и судьбу, и философский подтекст, и, как принято теперь говорить, разнообразие смыслов. И все вместе эти темы-судьбы, подобно голосам фуги, сливаются в мощное созвучие, пробуждая в душе и чувство сопричастности, и понимание.


3. «Это мальчик-рисовальщик» в театре кукол «Шут» имени В. Вольховского. Спектакль по детским стихам О.Э. Мандельштама поставила творческая группа во главе с арт-директором театра Светланой Дремачёвой. Проект «Театр из книжки для малыша и малышки» пополнился ещё одним ярким, умным и добрым, прочувствованным и грамотно сделанным спектаклем. Найти ключик к творчеству Мандельштама, сделать его понятным, близким читателю, зрителю, что называется, с младых ногтей, совсем непросто. Для этого требуется конгениальное сценическое воплощение произведений поэта. К счастью, как показал театр кукол «Шут», это возможно.


4. «Дон Жуан» в Воронежском государственном театре оперы и балета. Музыкальный руководитель – Андрей Огиевский, режиссёр-постановщик – Михаил Бычков. Грамотное, высокопрофессиональное прочтение сложнейшей партитуры. Солисты, хор, оркестр, работая над этой постановкой, освоили новые высоты исполнительского мастерства, достигли нового уровня профессиональных стандартов и самоотдачи. А исполнитель партии Лепорелло Игорь Горностаев получил национальную оперную премию «Онегин». Открытием стала Дарья Филиппова в роли Церлины, продемонстрировавшая истинно моцартовский стиль.


5. «Страсти по Торчалову» в театре «Антреприза» на сцене Дома актёра. Спектакль по пьесе Никиты Воронова поставил Александр Сидоренко. Режиссёр «приподнял» «Страсти» над породившей их эпохой роковых девяностых, сделав упор не на сиюминутное, а на вечное. В спектакле яркие, полноценные, осмысленные и прочувствованные актёрские работы. Александр Сидоренко, выстроив общий каркас спектакля, дополнил его убедительным психологическим рисунком. И, кажется, выжал из этой пьесы всё, что было можно в предлагаемых обстоятельствах. Имея в распоряжении ограниченные сценографические возможности, Сидоренко вновь доказал, что не в деньгах и не в должности счастье, а в таланте.


6. «Ювенильное море» по Андрею Платонову в постановке Александра Новикова. Спектакль студии Константина Хабенского не претендует на академизм или высокий психологизм. Но он задействует в игре все козыри, которые есть на руках у постановщиков – свежесть восприятия и огромную отдачу юных актёров, их пластичность. Совместное творчество воспитанников и их наставников рождает поток визуальных образов, обладающих выразительностью и рельефностью произведений искусства. Ассоциаций эта работа рождает много – вырисовываются в полумраке сцены «Слепые» Питера Брейгеля Старшего, устремляют взор в светлое будущее Рабочий и Колхозница Веры Мухиной, пытаются убежать от катастрофы персонажи картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»... Спектакль мог бы стать украшением театральной программы VII Платоновского фестиваля искусств.


7. Спектакль «Боже, храни королеву» в театре «Неформат» на сцене Дома актёра. Режиссёр, хореограф, автор литературной первоосновы и художник выступают здесь полными единомышленниками, что не удивительно, поскольку это один человек – Антон Тимофеев. В этом спектакле ему и артистам театра «Неформат» удалось добиться практически бесшовных переходов от пластических сцен к драматическим или синтетическим – таким, где пластика, музыка и слово действуют наравне. Постановщик словно плетёт кружево из образов, стимулируя динамику происходящего сменой приёмов, выразительных средств, игрой света.


8. «Старший сын» А. Вампилова в постановке Александра Тарасова в театре «Антреприза». Достоинства этого спектакля – убедительный психологический рисунок каждой роли, искренность, эмоциональный посыл, точно найденная интонация. Спектакль построен на быстрых и плавных переходах от драмы к комедии, от смешного к щемящему. Это добрый психологический театр, в котором все точно отыгрывают посыл и полно проживают ситуацию, не забывая о нюансах. Это спектакль, в котором никто не переигрывает, но который волнует до слёз, потому что в нём живут настоящие чувства, главным из которых является любовь.


9. «Руслан и Людмила» в Воронежском театре оперы и балета. Балет на музыку Глинки-Аагафонникова в постановке Андрея Петрова (Москва). Дирижёр – Андрей Огиевский. Художник – Марина Соколова. Декорации и костюмы этого спектакля отмечены печатью безукоризненного вкуса, что уже обеспечивает половину его успеха. Но и не меньшей похвалы заслуживает вся балетная труппа, её солисты, кордебалет и репетиторы, успешно справившиеся с бесконечным чередованием стилистически разных, но одинаково трудных для исполнителей па, поддержек, вращений. Оркестр под управлением Андрея Огиевского достойно справился с весьма сложной партитурой. Одним словом, в репертуаре Воронежского театра оперы и балета появился ещё один сказочный спектакль, который наверняка будет интересен, прежде всего, семейной аудитории.


10. «Василий Тёркин» А. Твардовского в Театре юного зрителя в постановке Вадима Кривошеева. Спектакль не лишён недостатков, но в нём есть интересные находки и изобретательно решённые сцены. Особенно следует отметить эпизоды «Гармонь» и «Два солдата», которые разыгрываются как маленькие спектакли в спектакле – со сквозной линией, внятными характерами и драматургией.


Были ли неудачи? Безусловно. Досадные, громкие. Но они неизбежны, ведь театр – живой, изменчивый, непредсказуемый. Тем и интересен.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеМэрия Воронежа призывает родителей учащихся не поддаваться на шантаж и участвовать в сборе денег исключительно добровольно

В учебных заведениях города участились случаи сбора наличных средств, в том числе наличных – в «банки», «коробки» и так далее.

В РоссииВоронежцы примут участие в фестивале «Казачья станица Москва»

Всего в этом фестивале примут участие представители 33 регионов Российской Федерации.

В миреВолна сноса памятников докатилась до Европы: в Лондоне призывают свалить колонну Нельсона

Дальше они будут требовать жечь книги, – пишут в своих комментариях пользователи интернета.

ОбществоСотрудничество Авто.Про и ПриватБанка откроет новые горизонты для продавцов и покупателей автозапчастей

Покупателям обеспечат скорость оформления заказа и безопасность платежа.

ТеатрТеатральный центр «Никитинский» открывает второй сезон в конце августа

«Никитинский» – первый для Воронежа опыт профессионального стационарного репертуарного негосударственного театра.

Кино и телевидениеНовинки кинопроката 24 августа: какие фильмы обречены

Обречены на успех или на провал – вот в чём принципиальная разница между картинами-дебютантами.

ПерсонаМерой пресечения Кириллу Серебренникову суд избрал домашний арест

Такую меру предложило следствие, а защита просила отпустить режиссера под залог в размере 68 миллионов рублей.

ЛитератураВышла книга, которая поможет вам не брать на себя слишком много и научит жить в мире с самим собой

«Вина мнимая и настоящая» — первая отечественная книга о чувстве вины.

МузыкаПрезидент Венесуэлы Николас Мадуро обрушился с критикой на всемирно известного дирижёра Густаво Дудамеля

Дудамель, который раньше поддерживал Мадуро, изменил свою точку зрения, увидев, как нынешний президент расправляется с молодёжью.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 12-19 августа в мировых СМИ

Немало драматичных и выразительных снимков было сделано в Барселоне, где произошёл страшный теракт. Но не только.

Зал ожиданияСледующая поездка на электричке в Дивногорье состоится 2 сентября

Эти экскурсии выходного дня пользуются большой популярностью и привлекают тысячи туристов.

ГлавноеКирилла Серебренникова задержали по подозрению в хищении 68 миллионов рублей

Решается вопрос о мере пресечения для режиссёра. Это может быть арест или домашний арест.