Войти
Театр
03.09.2016 17:00
«Василий Тёркин» в Воронежском ТЮЗе: между поэзией и бытом

«Василий Тёркин» в Воронежском ТЮЗе: между поэзией и бытом

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: culturavrn.ru


Исполняющий обязанности главного режиссёра Воронежского государственного театра юного зрителя Вадим Кривошеев поставил спектакль по поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин», обозначив жанр постановки расплывчатым термином «История бойца». Если более точно определить увиденное, получился гибрид поэтического и бытового театра.

Замечу сразу: «Василий Тёркин» – лучшее из того, что поставил на этой сцене Вадим Кривошеев. В спектакле есть интересные находки и изобретательно решённые сцены. Опираясь на гениальную первооснову, в отдельные моменты режиссёр достигает эмоциональной глубины и наполненности, которые порождают в зале волну сопереживания.

Концептуальное решение спектакля понятно – зрительным залом оно принимается сразу. Шесть актеров, занятых в роли Тёркина, – собирательный образ не только легендарного героя, но и, пожалуй, всего мужского населения России, её народа. Каждый из них, если придётся, как герой пойдёт защищать Родину с оружием в руках. И во время переклички рядом с фамилией Тёркин звучат подлинные имена актёров, исполняющих заглавную роль в спектакле.


Простоту и внятность сценографического решения (художник-постановщик заслуженный художник РФ Валерий Мелещенков) тоже можно отнести к плюсам. На гранях черного кабинета дневниковые записи и поэтические строки Твардовского. Центр работающего круга занимает сбитый из обструганных досок станок-пандус, преображающийся по ходу действия то в башню танка, то в деревенскую избу, то в плот на холодных волнах знаменитой переправы...

Но при этом спектакль получился неровным и каким-то неприкаянным. До поэтического театра «Василий Тёркин» Кривошеева не дорос, а бытовым стать и не стремился. Хотя актёров туда явно тянуло, потому что на этой территории им было более-менее уютно и понятно, что они играют и зачем.

Создается впечатление, что актеры ТЮЗа просто не знакомы с принципами существования в поэтическом театре, да и режиссёр не сильно им помогает. В поэтическом театре не читают стихов в задник, стоя спиной к публике, так невнятно, что половина текста пропадает втуне (благо почти все его знают наизусть). Мироощущение актёра в этом театре другое, оно моделируется поэтическим словом автора, поэта, в данном случае – Александра Твардовского. Просто усидчиво выученных и доложенных строк недостаточно для построения модели авторской вселенной. Для бытового же театра, который явно наличествует в манере и интонации, степень условности кажется чрезмерной.


Да и неровность актёрских работ для заявленного единого художественного пространства – удивительная. Из шести Тёркиных на одном полюсе мастеровитый и колоритный Михаил Кривов, на другом – эмоционально негибкий и монотонный Илья Осенко. У женщин то же самое – от пронзительной и неизменно интересной Елены Дахиной – до просто присутствующей на сцене Виктории Лунёвой.

Особенно удручает отсутствие у ряда исполнителей навыка произнесения поэтического текста, порой компенсируемое надрывом и пережимом. Почему бы не попросить помощи у замечательных педагогов по сценической речи из Воронежского государственного института искусств?

Отдельно надо сказать о работе заслуженной артистки России Аллы Введенской. Чувствуется, что у актрисы давно не было большой серьёзной работы в театре. К сожалению, режиссёр не помог ей до конца справиться с задачей. Порой опытная актриса, которая должна была стать камертоном постановки, прибегает к аффектации, словно желая восполнить годы сценического молчания. На мой взгляд, она решает образы в правильной тональности, но, к сожалению, чаще двигается по внешней линии, а не по внутренней.


Теперь о самом неприятном. Многократное громогласное повторение слов «переправа» и «на дно» не создаёт эффекта реки, а только коробит и режет слух. Неточность и фальшь в данном эпизоде просто зашкаливают. С неприятными ощущениями, которые возникают в этот момент, может сравниться только нежданная встреча в этом спектакле с творчеством Гарика Сукачёва. Как можно было выбрать в качестве музыкального фона для светлого и чистого «Василия Тёркина» приблатнённые песни Сукачёва и не увидеть в этом вопиющего диссонанса, большая загадка.


Помнится, однажды наш брат критик написал, что Вадим Кривошеев хорошо умеет работать с предметами. В новом спектакле он решил оторваться по полной. Бухты с кабелем кочуют у режиссёра из эпизода в эпизод. Они служат посудой, табуретками, поленьями, вражескими снарядами... Все уже успели понять, что Тёркин – связист, но бухты всё ещё таскают, бросают, от них уворачиваются, на них сидят... Я понимаю, что задумка была передать тяготы войны, но, право же, этого приёма раз в десять больше, чем диктуют чувство меры и вкус. Приём выглядит нарочитым и самодостаточным, как цирковой аттракцион. Особенно в первом действии, которое больше тяготеет к поэтическому театру, чем к бытовому. Да, по Станиславскому, актёр на сцене должен выстраивать цепочку элементарных физических действий. Физическое действие порождает внутреннее переживание, которое получается не нарочитым, а естественным, правдивым. Но в данном случае этот постулат не работает, потому что приём избыточен и применён механистически.


Во втором действии, где, казалось бы, суеты меньше, наступает некоторое оживление, потому что актёры и публика ступают на привычную почву психологического театра. Особенно радуют зал эпизоды «Гармонь» и «Два солдата», которые разыгрываются как маленькие спектакли в спектакле – со сквозной линией, внятными характерами и драматургией.

А вот сцене «Смерть и воин», которая призвана была стать кульминацией раскрытия образа героя и эмоциональный пиком спектакля, мешает состояться избыточный темперамент Алексея Иванова (Тёркин в этом эпизоде) и, на мой взгляд, неверно поставленная хору задача. Вместо игры в подручных Смерти девушкам следовало бы воплощать всё то, что держит бойца в земной юдоли. Зрителем эта сцена воспринимается как финал, да в таком ключе и подаётся. Потом следует второй финал с красным знаменем над Берлином и ликованием по поводу Победы.

А за ним – и третий, в бане. Эпизод, без сомнения, колоритный, но в данном спектакле явно лишний. Не буду углубляться в подробности. Не то, чтобы это коробило, но это явно не для возрастной категории 12+. Да и не прибавляет ничего глава «В бане» этому спектаклю. Только наводит на подозрения, что режиссёр, у которого в спектакле три финала, не до конца понимает, что именно он ставит и зачем.

Увы, старая болезнь Вадима Кривошеева – неумение простраивать спектакль целиком и каждую роль в частности – никуда не делась. Стилистическое единство существования на сцене, жанровая определённость, кульминация, точка… Это не про «Василия Тёркина» на сцене Театра юного зрителя. И это особенно обидно, когда видишь, сколько усилий, труда и фантазии было вложено в эту постановку.


P.S. Возможно, ещё рано делать окончательные выводы. Состоялось всего два спектакля, оба из которых я видела. Что-то в постановке меняется, становится лучше. Но главное, основное, имманентное уже вряд ли изменится. А вдруг?

Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоВ Воронеже стартует сезон работы фонтанов

Семь главных фонтанов столицы Черноземья готовы к началу сезона и ждут пуска воды.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеСпасут ли «Маску» две гостевые маски

Организаторы обещают, что на сцену выйдут специальные гости – Барби и Кот-2.

ПерсонаУволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова

Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеМэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»

Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.