Войти
Театр
23.06.2016 17:25
Завершился показ дипломных спектаклей выпускного курса театрального факультета Воронежского института искусств

Завершился показ дипломных спектаклей выпускного курса театрального факультета Воронежского института искусств

  • Текст: Людмила Романова
  • Фото: Артём Дуров

Завершил показ своих дипломных спектаклей выпускной курс театрального факультета Воронежского государственного института искусств. Это был одиннадцатый выпуск профессора Алексея Дундукова (режиссёр-педагог Вадим Кривошеев). На суд государственной комиссии было представлено четыре спектакля.

Из сорока двух человек, принятых на курс, до финала дошло лишь шестнадцать. Может быть, в силу этого обстоятельства, может, по каким другим причинам, но выпуск получился очень сильным: ни одного случайного человека в профессии.
Помимо спектаклей в программу были включены ещё композиции по сценической речи, давшие хороший зачин. Оригинально выглядела композиция «От сотворения…», включавшая отрывки из произведений многих авторов (от Еврипида до Ануя), вокал, танец, и пластическое решение (педагоги Лариса Королёва, Галина Зобова, Александр Щукин).


Здесь дали возможность показать себя девочкам. И хотя молодость и волнение помешали до конца проникнуться образами Медеи или Жанны Д’Арк, всё равно такой опыт полезен, ибо это прикосновение к образцам. Во втором отделении традиционно читались рассказы (педагог Евгений Слепых), лучшими исполнителями которых стали Никита Шершнев («Стальное горло» М. Булгакова) и Наталья Андреева («Ангелова кукла» Э. Кочергина).


Пьеса «Дети Ванюшина» С. Найдёнова ставится А. Дудунковым не впервые. Пьеса, конечно, несёт на себе признаки времени (начало XX века, тематическая перекличка с «Последними» и «Мещанами» М. Горького). Режиссёр на этот раз предпочёл снять мрачный финал, остановив спектакль на сцене примирения отца и сына. Исполнители ролей Ванюшина и его жены (Александр Шмелёв и Татьяна Литвинова) очень уж озабочены подачей возрастных особенностей своих героев, что, впрочем, не мешает им быть убедительными. Остальные исполнители также точно воссоздают характеры своих персонажей, передавая атмосферу времени. Наиболее содержательны в этом Андрей Счастный (Красавин) и Инна Астахова (экономка Авдотья). Темпоритм спектакля довольно замедленный, общение персонажей по-ученически старательное. Но все поставленные задачи ребятами выполнены грамотно.


Учебный спектакль обычно не ставит перед собой цель поразить каким-либо оригинальным режиссёрским решением – нужно просто показать, что студенты овладели основами актёрского мастерства. Но когда есть ещё и решение – это воспринимается как подарок. Именно таким подарком и оказались три следующих спектакля, поставленных Вадимом Кривошеевым. Можно сказать, основы школы русского психологического театра, исповедуемые Дундуковым, наложились на щедрость фантазии и импровизационную лёгкость режиссёрского рисунка Кривошеева. Кажется, что образы возникают тут же, на твоих глазах.


Казалось бы, ну что уж можно найти в «Кошкином доме» Маршака? Однако в исполнении выпускников он прозвучал очень свежо. Выделяя и заостряя в своём исполнении характерные черты изображаемых животных, ребята подают их с юмором, в то же время избегая карикатурности. Красива и выразительна сама Кошка (Татьяна Литвинова), с настоящим драматизмом переживающая потерю дома. Котятки здесь – отнюдь не пассивно плачущие страдальцы, а довольно настойчиво заявляющие о своих правах наследники (Виктор Химич и Милена Хорошко).


Когда погорельцы вместе с котятами засыпают в убогой хижине, им снится прекрасный сон, где появляются предметы, которые им хотелось иметь. В спектакле много музыки, ведёт его рассказчик (Антон Орлов), как бы остраняющий действие, придающий ему лёгкость. Радует азарт всех исполнителей, удовольствие от пребывания на сцене.


Ещё одна работа – некогда очень популярная, а затем прочно забытая пьеса Валентина Катаева «Квадратура круга». Написана она в 20-е годы XX века, когда скудость бытия военного коммунизма была ужасающей, а молодые люди смотрели в будущее с надеждой. И хотя пьеса повествует о любовных приключениях двух пар, и режиссёру, и исполнителям удалось передать атмосферу того времени бурного оптимизма, уверенности в завтрашнем дне молодой республики, в своих силах, пренебрежения бытом.


Иногда в персонажах проскальзывает что-то пародийное, но актеры относятся к ним по-доброму. Умиляет их наивность. Здесь хороши все: и маленькая мещаночка Людмила (Инна Астахова), и «синий чулок» Тоня (Екатерина Таран), и их незадачливые спутники Вася (Андрей Счастный) и Абрам (Евгений Чистяков).

Показ завершился спектаклем «Чудики» по рассказам В. Шукшина. В инсценировке В Ерёмина незаметны швы между отдельными рассказами, действие происходит как бы в одной деревне, а героями попеременно оказываются её отдельные жители. Всё действие скрепляется историей двух братьев – Сени и Ивана Громовых. Иван (Александр Шмелёв) приезжает из города на похороны отца, по просьбе Сени (актёр ТЮЗа Алексей Иванов), остаётся на несколько дней и… уводит у брата горячо им любимую красавицу Валю (Вероника Богдель).


Сюжеты некоторых рассказов вспоминаются сразу (например, о гоголевской птице-тройке, которая везёт мошенника Чичикова), другие проступают словно сквозь дымку. Но суть не в этом. Задача спектакля совсем в другом – показать шукшинских «чудиков» сквозь призму любви автора к ним. Именно к таким – малообразованным тугодумам, как Микола (Антон Орлов) с его хриплым «Провокация!», как Настя (Наталья Андреева), упорно на желающая называть сына Иваном, т.к. «Иваны – все дурачки», как любопытствующие мальчишки Андрюшка и Петька (обе роли уморительно, с россыпью смешных деталей играет Инна Астахова), как глухонемая Вера (пронзительная до слёз работа Екатерины Таран), ну и все, все жители деревни.


Действие идёт по нарастающей к финалу, к истории Степана Воеводина (Евгений Чистяков играет эту роль, что называется, на разрыв аорты), сбежавшего из тюрьмы, так как невыносимо захотелось ему увидеть родную деревню. Милиционер (Андрей Счастный), придя за ним, недоумевает: ведь всего три месяца досидеть оставалось, а теперь опять новый срок. Но гремит-грохочет деревенское веселье, неистово пляшет Степан. И только сестра его Вера догадывается о неладном.
И вот – финал. Мучается Иван Громов, что отнял у брата счастье и обращается к Попу (Никита Шершнев): где она, Божья правда, почему так несправедливо всё устроено в этом мире? И получает ответ: жизнь и есть та самая Божья правда и оправдание всему. Плещет, плещет на себя Иван чистой водой перед тем, как навсегда покинуть родную деревню. И от истоков он ушёл, и в городе не прижился. Как, собственно, и сам Василий Шукшин.

Таким мощным аккордом закончился показ этого последнего выпуска Алексея Дундукова. Руководство следующим курсом он передаёт своему ученику Вадиму Кривошееву, а сам будет режиссёром-педагогом. Что ж, Кривошеев доказал правомочность подобного выбора.


Слева направо в первом ряду: Вадим Кривошеев, Тамара Семёнова, Алексей Дундуков, Людмила Романова, Евгений Слепых.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

Общество«Лучшие болельщики» оштрафованы за оголтелый мат

Тренер «Факела» явил пример недисциплинированности, а болельщики матерились, как извозчики.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 13-20 апреля 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.