Войти
Театр
29.05.2015 12:54
Вокруг «Золотой Маски» разгораются страсти

Вокруг «Золотой Маски» разгораются страсти

  • Текст: Михаил Белецкий
  • Фото: newscase.ru

«Золотая Маска», пожалуй, одна сумела сохранить статус и национальной, и независимой премии. В этом и её достоинство, и ахиллесова пята. Ибо государство, не согласившись с идейно-эстетическими принципами премии, может отмежеваться от неё и перестать финансировать. Об этом уже открыто говорят чиновники.

О выступлении первого замминистра культуры РФ Владимира Аристархова и реакции на него оргкомитета «Золотой Маски» мы недавно сообщали. Напомним, он обвинил фестиваль и премию в пропаганде спектаклей, «провоцирующих общество, очевидно содержащих элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходящих за нравственные рамки». Вскоре в защиту театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» высказались российские театральные режиссеры, художественные руководители и директора театров. Подборку мнений опубликовал сайт colta.ru.

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин считает, что «Золотая Маска» позиционировалась и всегда реально являлась выражением независимого мнения экспертных сообществ профессионалов о произведениях, представляющих современный художественный процесс.

«Золотая Маска» остается в сознании российского общества одним из немногих действительно независимых гражданских общественных начинаний - что сегодня, когда руководством страны так много говорится о необходимости структуризации гражданского общества, чрезвычайно важно», - полагает худрук Малого драматического театра - Театра Европы Лев Додин.

«Золотая Маска» задает высочайшую планку профессионализма, организуя в Москве показ лучших спектаклей страны. «Маска» - это всегда проверка твоего художественного соответствия запросам сегодняшнего дня. Оценки членов экспертных советов и жюри «Маски» расставляют приоритеты, определяют основные тенденции развития театрального искусства страны на будущий год», - сказал худрук БДТ Андрей Могучий. «Конечно, нет предела совершенству, и есть вещи, которые, наверное, можно и нужно корректировать. Есть что-то, за что «Маску» можно и покритиковать. Но нельзя лишать театральное сообщество возможности профессионального состязания, возможности соотнести себя с коллегами «по гамбургскому счету», понять свое место на театральной карте страны», - добавил режиссёр.

Режиссёр Константин Богомолов намекнул на неадекватность Владимира Аристархова в Туле:
«Все театральные деятели знают, что гастроли — вещь опасная. На гастролях с людьми происходят порой страшные метаморфозы. Тихоня становится дебоширом, семьянин — бабником, случаются и совсем безобразия. Словом, люди культуры в командировках проявляются совершенно неожиданно и, как правило, некультурно. Но это не вина их. Это командировка. Поэтому я бы списал все на выездное заседание».

Художественный руководитель столичного «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников сообщил, что будет поддерживать премию, несмотря на то, что «не имел и не хочет иметь к «Золотой Маске» никакого отношения». «Это не мой фестиваль, это не мое сообщество, на его трудности и разборки внутри него я скептически смотрю со стороны. Но наступившая новая ждановщина так отвратительна и опасна для театра в целом, что я высказываю слова поддержки всем, кто делает эту премию и фестиваль».

В то же время, в ряде публикаций отмечается, что «Золотая Маска» выражает мнение одного клана, захватившего командные высоты и диктующего свои условия.

«Мы потеряли театр как общую радость, как место духовного единства, как когда-то говорил Гоголь. Кафедру, с которой можно сказать миру много добра. Теперь театр скорее место скандала и эпатажа, продолжение столь модных казино и ночных клубов, массажных салонов и экстравагантных подиумов. И конечно же, место заработков, прежде всего любой ценой. «Мы за ценой не постоим», – как совсем по другому поводу пелось когда-то. Испорченным вкусом многих зрителей расплатилось общество, зрителями, начавшими привыкать к тому, что в модных спектаклях обязательно должны быть голые сплетающиеся тела, половой акт, а ещё лучше извращения, шприцы и наркотики, мат… Зрителям навязывается – так сейчас надо! Алёша Карамазов – женщина, Ромео и Джульетта – гомосексуалисты, чеховскую Елену Андреевну насилуют на столярном столе, Раневская задирает на сцене ногу, завлекая Лопахина... Это модно! Не принимаешь происходящего – ты отстой, списанный с корабля современности лузер и консерватор», - пишет в «Литературной газете» критик Анна Кузнецова.

Дискуссия в СМИ продолжается. Министерство культуры пока держит паузу.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаЗаметные кадровые перемены произошли в мэрии Воронежа

В частности, свой пост покинул первый заместитель главы города Юрий Тимофеев.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.