Войти
Театр
29.05.2014 21:09
Фестиваль «Радуга» показал все многоцветье современного театра

Фестиваль «Радуга» показал все многоцветье современного театра

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Елена Кокова

Театральный фестиваль «Радуга», проходивший в Санкт-Петербурге в середине мая, явил обширную палитру современного театрального искусства. На мой взгляд, фестиваль с каждым годом становится все представительнее и содержательнее.

Из фестиваля театров и спектаклей для молодежи «Радуга», войдя в период зрелости, превратилась в универсальный форум, где спектакли для молодых стали частью общетеатрального смотра достижений, тенденций, направлений режиссерских исканий.

По прошествии некоторого времени я для себя четко сформулировала одну мысль: мы видим плеяду ярких молодых режиссеров, которые по праву заняли ведущие позиции. Они новым, современным, выразительным языком говорят со зрителем, рассказывая не только истории сегодняшнего дня, но и заставляя другими глазами взглянуть на истории хрестоматийные. В то же время маститые, опытные режиссеры, которые не хотят оказаться на обочине процесса, не останавливаются в своем развитии, не считают себя непогрешимыми мэтрами, а продолжают постигать эту уникальную профессию. Кроме того, фестиваль определенно ответил на вопрос: устарел ли традиционный психологический русский театр. Если работа выполнена тонко, профессионально, точно, то – нет! И ненасытное внимание молодежной аудитории к таким спектаклям тому доказательство. «Радуга» еще раз подтвердила для меня незыблемость постулата: театр может быть либо хорошим, либо никаким. Если спектакль захватывает, побуждает думать о себе говорить, размышлять, это живой театр. Если хочется, чтобы представление как можно скорее закончилось, и побыстрее его забыть – это мертвечина. В какие бы пышные одежды она ни рядилась, какими бы регалиями ни прикрывалась.


Открылся фестиваль показом на сцене театра юных зрителей имени А.А. Брянцева недавней премьеры Красноярского ТЮЗа — спектаклем Романа Феодори «Окна в мир» по роману Фредерика Бегбедера. Отдавая должное энергетике и эмоциональному накалу отдельных сцен спектакля, должна сказать, что это не безусловное достижение, и винить в этом следует, в первую очередь, литературную первооснову.

До катарсиса эта история о трагедии 11 сентября не дотягивает – слишком уж конъюнктурно звучат в свете сегодняшнего дня фразы о героях и террористах, да и самолюбование автора несколько мешает.


К счастью, безусловного на форуме оказалось намного больше, чем экспериментального или спорного. Взять хотя бы спектакль «Онегин» новосибирского театра «Красный факел». Постановка молодого режиссера Тимофея Кулябина по роману А. Пушкина «Евгений Онегин», номинированная в этом году на «Золотую маску», приятно удивила зрелостью режиссерского решения. Современное прочтение бессмертного романа оказалось сколь неожиданным, столь и убедительным. Этот спектакль заставил меня раскрыть томик Пушкина и перечитать роман, который, казалось, знала наизусть. Режиссер предложил не иллюстрацию классического литературного произведения, а заставил новыми глазами взглянуть на героев, оценить природу их поступков и логику развития характеров. «Онегина» Тимофея Кулябина я буду помнить долго. Пожалуй, это была фестивальная вершина.

Другой вершиной «Радуги-2014» стал спектакль Татарского государственного академического театра имени Камала, также номинант премии «Золотая маска». Спектакль главного режиссера театра Фарида Бикчантаева «Однажды летним днем» по пьесе Юна Фоссе увлек многозначностью, бесконечностью пространства и времени, которой пронизана эта работа. Поднимаясь до высот философии, психологический театр оборачивается здесь притчей.

Очень сильное впечатление оставил спектакль Николая Рощина «Старая женщина высиживает» по пьесе польского автора Тадеуша Ружевича, который был показан на новой сцене Александринского театра. Эта работа наглядно показывает, что театр абсурда поднялся на новую ступень, впитав достижения смежных жанров. Послевкусие близко к тому, которое я когда-то испытала после просмотра фильма Константина Лопушанского «Письма мертвого человека».


Спектакль «Dustpan Одиссей» по мотивам «Одиссеи» Гомера, который привезла из Франции Компания Филиппа Жанти - пожалуй, самый минималистский в большой творческой карьере легендарного Мастера. Режиссеры Филипп Жанти и Мэри Андервуд сосредоточили внимание на взаимоотношениях актера и предмета. Этот спектакль очень похож на остроумную импровизацию, не перегруженную смыслами. Но на целый час он властно овладевает вашим вниманием.


Не могу не вспомнить спектакль Ярославского академического театра драмы имени Ф. Волкова «Двое бедных румын, говорящих по-польски» в постановке Евгения Марчелли. Пьеса Дороты Масловской обрела в его руках эксцентрически-фантасмагорический оттенок, но при этом не утратила гуманистического содержания. Эта пьеса второй год подряд в программе «Радуги». На этот раз она позволила убедиться, что и маститые режиссеры, если они хотят остаться в обойме, не могут позволить себе почивать на лаврах. Режиссура Марчелли – изобретательная, глубокая, виртуозная, прекрасное состояние труппы позволяют с оптимизмом смотреть на будущее российского театра.

Фестиваль дал возможность ознакомиться не только с драматургией новой Польши, но и с современным польским театром, который вышел на передовые позиции в Европе. Показательным в этом смысле стал спектакль польского театра во Вроцлаве «Кортни Лав» по пьесе Павла Демирского в постановке Моники Стршепки. Поляки продемонстрировали великолепное мастерство в разных компонентах театрального действа и несокрушимый темперамент. Это был спектакль энергетически мощный, умный, социально-поучительный.


Этот фестиваль оставил в памяти графическую точность «Онегина», тонкую акварель казанского спектакля, яркие, экспрессивные краски работы Евгения Марчелли и «Лейтенанта с острова Инишмор» московского ТЮЗа, самобытность шергинских сказов в прочтении хозяев – театра юных зрителей имени Брянцева...

Спасибо, «Радуга», за возможность «объять необъятное», за неустанность поиска самого интересного, что может предложить современный театр.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаморозки и оранжевый уровень погодной опасности в Воронежской области 9 мая!

. В ночь на 9 мая местами температура опустится до минус двух.

В РоссииДо Чёрного моря через Воронеж можно будет добраться на 8 часов быстрее

После спрямления пути в районе Лисок и Каменской «Ласточки» Воронеж – Ростов будут преодолевать это расстояние за 5-6 часов.

В миреКомпьютерная игра Manor Lords студии «Славянская магия» быстро набирает популярность

Семь лет понадобилось разработчику, чтобы создать эту игру, но результат того стоит.

ОбществоПеред Пасхой в Воронеже подорожало мясо

Особенно это коснулось самого популярного вида мяса – свинины.

ТеатрПродолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует

Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.

Кино и телевидение«Маска» и «Зло» – неудачи телевизионной недели

Если ваш рейтинг ниже единицы, считайте, что вас просто не существует.

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

ЛитератураВышла книга архимандрита Симеона (Томачинского) «Хотите верьте, хотите нет»

Это светлый, добрый сборник коротких рассказов о жизни и её потаённом смысле.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.

Зал ожиданияСтала известна программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже 18 мая

В этом году тема акции — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».

ГлавноеДень славянской письменности и культуры отметят в Воронеже большим бесплатным концертом

Вход свободный, ставшая модной в последнее время регистрация не требуется.