Войти
Театр
11.01.2014 13:16
«Гамлет» Розовского: как завещал Шекспир

«Гамлет» Розовского: как завещал Шекспир

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: Фото прдеоставлено пресс-службой театра

«Как великому Мейерхольду хотелось поставить всего Гоголя в "Ревизоре", так и мне захотелось поставить всего Шекспира в "Гамлете"», – сказал художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский журналистам о «Гамлете» собственной постановки, успешная премьера которого состоялась в октябре. В решении этой непростой задачи мастеру помогала сильнейшая команда из известных артистов труппы, сценографов, костюмеров и музыкантов.

«Гамлет» Розовского поставлен с максимальным уважением к автору и пьесе, не содержит переосмыслений и модных сегодня фантазий «на тему». Более того, сам зрительный зал в какой-то момент превращается в театр «Глобус», в котором играл Шекспир, и где актеры легко переходили от зрителей к воплощаемым героям. Во-первых, здесь герои выходят на сцену из зала, а не из кулис, шуты же и вовсе на протяжении всего первого акта колобродят между сценой и зрителями. А во-вторых, на полу сцены сооружен большой вращающийся круг, на котором и разворачиваются основные события. Думается, что такое решение было навеяно сценографу Александру Лисянскому историей шекспировского театра, который был также построен в виде круглого здания.


Спектакль выдержан в традиционном стиле, чему в большой степени способствуют костюмы, созданные Марией Даниловой. Типичные шутовские красочные трико для кордебалета с масками и колпаками соседствуют с длинными темными платьями в пол с присборенными у манжет рукавами для Клавдия и рукавами-колоколами для Гертруды. Из истории известно, что шут всегда был своеобразным альтер эго короля и придворных, а в случае с Шекспиром и его удивительным для английской драматургии психологизмом и глубиной он и вовсе предстает чуть ли не одним из главных героев, помогающих понять основных персонажей. Как ни странно, эта контрастность одежд еще больше усиливает экспрессивность грехопадения и зла, которые завладели Клавдием и Гертрудой. Если бы не шуты, то зритель видел бы только кровосмешение и братоубийство. Шуты же окрашивают это в цвета похоти и разврата, показывая страсти и порочные помыслы героев, которые они скрывают в свете. В «Гамлете» Розовского шекспировское противопоставление шута королю гармонично вплетается в драму главного героя.


«Передо мной стояла задача пропустить через "Гамлета" как можно больше артистов нашего театра, так как этот спектакль – своеобразный экзамен на зрелость актера», – отметил режиссер. В спектакле несколько составов: принца датского играют звезда столичных мюзиклов Максим Заусалин и один из ведущих актеров театра Валерий Толков, Клавдия – народный артист России Валерий Шейман и заслуженный артист России Александр Масалов, Гертруду – заслуженная артистка России Марина Кайдалова, Наталья Корецкая и Наталья Баронина, Горацио – восходящие звезды театра Александр Чернявский и Юрий Печенежский, Офелию – Дарья Щербакова и Сандра Элиава, – и это лишь основные герои.


Монологи и диалоги, читаемые со сцены, несмотря на готический антураж, звучат удивительно своевременно! При этом в игре нет современных, растиражированных штампов. Напротив, каждый персонаж прочувствован до дна артистами, вознесен до уровня не сценической правды, а пленяющей сценической истины. Может, поэтому спектакль кажется очень своевременным: на сцене говорят об истинном предательстве, истинной любви и истинной верности – неизменных понятиях, на которых и в наши дни держится жизнь.

Трагедия разыгрывается под звуки музыки Николая Корндорфа, чья атональность и репетитивность, «новая простота» оказываются созвучными как основной диалектике пьесы (зло/добро, ложь/честь, грех/целомудрие), так и оригинальности, «перпендикулярности» мировоззрения Гамлета.


«Гамлет» Розовского можно по праву считать одной из лучших постановок Шекспира в этом сезоне, богатом на инсценировки истории датского принца. Музыка, костюмы, сцена и артисты органично вошли в шекспировский театр, к которому апеллирует спектакль. Мастерство каждого артиста, его чуткость и любовь к исполняемым ролям обещают этому «Гамлету» долгую и яркую жизнь.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев

На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоБизнесмены пытались прибрать к рукам территорию заповедника «Дивногорье»

Воронежский областной суд не стал изменять правовой статус земель природно-культурного комплекса «Дивногорье».

ТеатрВ Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет

Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 25 апреля: «Блиндаж» и «Неприличные гости» крупно проиграли прежнему лидеру

В целом начало уик-энда получилось провальным – посещаемость упала до неприличного уровня.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

МузыкаОбъявлен состав участников опен-эйра «Музыка мира в Белом колодце» 29 июня

На концерте выступят артисты из Ганы, Индонезии и Армении.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеМэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»

Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.