Войти
Театр
24.12.2013 20:09
Магический куб Театра Наций

Магический куб Театра Наций

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: ИТАР-ТАСС

Свершилось! После пяти лет работы всемирно известный канадский режиссер Робер Лепаж представил московской публике спектакль «Гамлет | Коллаж», в котором все роли играет Евгений Миронов.

Капризные столичные зрители готовили себя к техничной инсценировке Шекспира и великолепной игре артиста. Их искушенные ожидания не совсем оправдались, ибо творящееся два с половиной часа на сцене превратило драму в Откровение. И все благодаря пространству, куда Лепаж решил перенести действие. Он заменил традиционную сценическую плоскость кубом, который вращается, реконструируется, видоизменяется благодаря световым проекциям. Гамлет, Лаэрт, Офелия, Гертруда, Клавдий, Горацио, – как в невесомости герои живут здесь, а легкость, с которой Миронов буквально перепрыгивает с одного на другого, и убедительность в каждом образе заставляют признать в этом артисте не только большой драматический талант, но авантюрную отвагу и первозданную душевную чистоту, – сочетание, свойственное гениям.


Предвосхищая негодование хранителей классических традиций, Лепаж рассказал о своем стиле работы с Шекспиром и обозначил сакральные зоны: «Единственное, что я переосмыслил, – это пространство. Поместил всё в куб, потому что традиционная плоскость очень невыразительна сама по себе и ограничивает экспрессивность действия. Тот факт, что Евгений играет все роли, и женские в том числе, тоже отсылает к шекспировскому театру, в котором лицедействовали только мужчины. Шекспир когда-то завещал играть в прямом смысле слова на сцене: играть, в первую очередь, с монологами, словно отстраняясь от героев. Ведь если посмотреть на «Гамлета» объективно, то это сборник хитовых монологов, которыми драматург предлагает режиссеру жонглировать. «Гамлет | Коллаж» сохранил элементы азартной игры, заложенные Шекспиром».


Спектакль завораживает, и его таинственную природу зритель постигает не сразу. Куб представляет другое измерение, которое обычно никто не видит, но интуитивно догадывается о его существовании. С одной стороны, это та самая система координат, на которую любят ссылаться фаталисты. И с этой точки зрения действие здесь приобретает мистические черты, усиливая лейтмотив злого рока: преломленные в кубе измены, предательства и убийства возводятся в кровосмешение, распутство и благословенную месть.

Сам Шекспир устами Гамлета сказал, что задача драмы – «являть каждому веку и сословию его подобие и отпечаток». Показанные в кубе неприкаянность Гамлета, его «сумасшествие» преобразуются, с другой стороны, в трагедию современного человека, в котором взращенные всемирной паутиной матрицы борются с жаждой реальной жизни.


Действительно, все больше и больше отдаваясь Интернету, человек становится элементом всемирной коммуникативной схемы, просчитанной и выверенной, сам загоняет себя в мышеловку и обрекает на гамлетовское одиночество среди омертвевших сердец. Параллельное киберпространство воплощается в гиперкубе с бесконечным числом измерений. Именно в таких условиях рушится стройная жизнь Гамлета – от нее остается лишь кубическая руина как символ воцарившегося хаоса. С этого, кстати, и начинается спектакль: человек, связанный в смирительной рубашке, как загнанный в угол зверь, смотрит в зал из вращающегося куба. Мы узнаем в нем датского принца.

Вместе с Лепажем и Мироновым работала целая команда профессионалов мирового уровня из Канады и России. Особенно хочется отметить музыку Жозуэ Бокажу: самоучка из Квебека, он сумел придать «Гамлету» уникальное звучание, в котором слышны пульсация жизни, ее мощь. Пронзает сцена смерти Офелии, в которой нет ни одного слова, но музыка проникнута покорностью, кристальной чистотой и освобождающей силой любви. С помощью незначительной трансформации на одной из граней куба, правильно выстроенного света и ветровых эффектов, Офелия «падает» в воду и «тонет», унося за собой шлейф непорочности и кротости. Это шедевр современного сценического искусства, и выразительность здесь во многом определена музыкой.

Кого бы ни играл Миронов, в кубе всегда разворачивается грустная история человека, тщетно пытающегося вернуть гармонию в свою жизнь. Скатываясь от монолога к монологу по граням, герои зеркально отражают всех тех, кто безуспешно ищет истину, дружбу и любовь в реальной жизни. Пьесу, написанную в эпоху Возрождения, режиссер сумел вытолкнуть в третье тысячелетие, с опережением, кажется, многое предугадывая…

«Гамлет | Коллаж» – это очень уважительная к Шекспиру, осторожная игра. Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что спектакль ждет счастливое будущее и долгая жизнь. Скрещение мастеров творит фантастику наяву, и она будет актуальна до тех пор, пока фантастика не станет обыденностью. Поскольку планка, установленная Лепажем и Мироновым, слишком высока, то это случится еще не скоро.


Ранее в рубриках
В Воронеже«Динамо» продлило серию с «Бураном» победой в Воронеже

Неожиданное и неприятное поражение воронежской команды на своём льду огорчило болельщиков.

В РоссииВ столице Кубани «Факел» потерпел разгромное поражение, кто будет новым главным тренером команды?

Если новым главным наставником огнеопасных станет Алексей Ребко, стало быть, все варяги отказались.

В миреКультурно-историческое наследие Мьянмы сильно пострадало, российские туристы не могут покинуть страну

Страх, растерянность, нехватка элементарных вещей – всё это создаёт напряженную обстановку, усугубляя и без того сложную ситуацию.

ОбществоВозраст молодости увеличат до 44 лет, а пенсионный поднимут до 70?

В стране растут опасения нового поднятия пенсионного возраста вплоть до 70 лет или даже выше.

ТеатрЗаписи балета онлайн: почему это интересно и как выбрать подходящую площадку

Онлайн-платформы позволяют зрителям со всего мира бесплатно получить доступ к постановкам, которые в противном случае могли бы быть недоступны.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 27-30 марта: подвиг «Пальмы»

Благодаря фильму о собаке отечественный прокат не покрыл себя позором.

ПерсонаТрамп может оставаться президентом США до 2037 года – правоведы всполошились из-за прорехи в Конституции

Теоретически это не только возможно, но и совсем несложно. И где гарантия, что Трамп пройдёт мимо такой возможности?

Литература«Пока воды Венеции тихие» Фульвио Эрваса – атмосферный итальянский детектив

Понравится в первую очередь тем, кто неравнодушен к прекрасной и таинственной Венеции.

МузыкаВоронежский Союз композиторов приглашает на концерт-элегию к 75-летию со дня рождения Татьяны Шипулиной

Татьяна Шипулина – автор симфонических, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений, сочинений для музыкального театра, духовной музыки.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 22-29 марта 2025 в мировых СМИ

Контраст драматизма, даже трагизма и безмятежности – знак уходящей в историю недели.

Зал ожиданияВоронежское хореографическое училище пригласило на День открытых дверей

Здесь хотят увидеть тех, кто намерен связать свою жизнь с балетом и народным танцем.

ГлавноеАрт-шоу «Тканая красота России» прошло в библиотеке-музее имени Петра Пономарёва

Пришли те, кому небезразлична история Воронежского края в таком необычном ракурсе, как ковроткачество.