Театр

Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию
- Текст: Анна Бояринова
- Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра
«Отелло» Уильяма Шекспира – третья совместная работа хореографа Анжелики Холиной и Вахтанговского театра. Пять лет тому назад Холина поставила здесь спектакль «Берег женщин» - в эстетике невербального театра. Эксперимент был продолжен постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого.

Свет, декорации, музыка – все это играет решающую роль в спектакле. Сценограф Мариус Яцовскис решил пространство в геометрическом ключе: в глубине стоят восемь устремленных вверх прямоугольных пластов, по бокам – по четыре таких же вертикальных створа, над сценой возвышается похожая на якорь металлическая конструкция с чайками на наконечниках. Художник по свету Тадас Валейка придал драме Шекспира интимный и романтический окрас: в глубине прожекторы бросают вертикальные лучи вдоль каждого пласта; по бокам из створов пробивается свет, причем также видна только его перспектива, а сами прожекторы спрятаны в кулисах; сверху из зала на сцену спускается синий луч.
Вместе сценография и свет сравнимы по экспрессии с артистами, делают их движения органичными и даже немного текучими – теплый свет рассеивает резкость выпадов и смягчает угловатость актеров, превращает их перемещения в танец. Сдержанные скрипичные мелодии Джона Адамса и шум прибоя окончательно погружают зрителя в пучину чувств. Художник по костюмам Мария Данилова выбрала для артистов черные костюмы и трико, в отдельных сценах девушки предстают в цветастых платьях из «летящей» ткани. Невинная Дездемона облачена, конечно, в легкое белое платье.

«Мне хочется возбудить чувство ужаса перед страшной ошибкой и преступлением, до которого дошел благородный, доверчивый и добрый человек в ослеплении ревности. Хочется показать, как чистейшей души человек может запутаться в сетях клеветы, как он, думая, что борется за нравственную чистоту, убивает свою невинную, любимую жену, наказывая сам себя за то, что поддался безумию», – таким своим возвышенным порывам режиссер нашла решение. Сюжет Шекспира нанизан на пластику восходящих звезд труппы: Григория Антипенко в роли Отелло, Виктора Добронравова в роли Яго и Ольга Лерман в роли Дездемоны. В спектакле также участвуют десятки приглашенных артисток, которые заполняют сценическое пространство, создают атмосферу любви, страсти, гнева, в которой рождается конфликт.
Лейтмотивом здесь выступает не только морская тема, но и движение по кругу. Яго, замышляя недоброе, оказывается в кругу вихрем проносящихся темных прелестниц. Отелло, подговоренный Яго, также начинает метаться по кругу, осмысляя убийство. В синеве сценической глубины и в приглушенном свете эти метания приобретают черты морской воронки, обрекающей на смерть все, что в нее попало, – так режиссер показывает губительность и неразрешимость зависти Яго, доверчивости Отелло.

Спектакль очень геометричен и сдержан. Холина сделала ставку на минимализм и не прогадала. «Отелло» элегантен. И все-таки танцем назвать движения артистов нельзя – вне декораций и освещения они, кажется, потеряют всякую осмысленность. Это не балет, хотя действо и заявлено как «хореографический спектакль». Никаких низких плие, батманов, гран па де де актеры, конечно, не демонстрируют. При этом очевидно виртуозное владение телом не только каждого актера в отдельности: импульсы, посылаемые друг другу, схватываются живо и легко, энергия перетекает от одного другому, образуя на сцене один большой живой организм. Оценивая актеров, можно сказать, что они дали «мастер-класс по сценическому движению», – так было бы справедливее в отношении драматического театра. Пожалуй, небольшой диссонанс в подзаголовке – единственное пятнышко у вахтанговского «Отелло».
Эксперимент удался. И согревающая в снежную зиму радость от театра пребудет, как всегда, в душе каждого арбатского зрителя.
Реклама
Вы любите петь в караоке? Тогда зайдите на b-track.ru и там вас ждут минусовки и караоке. Пойте с удовольствием!
Ранее в рубриках

В Воронеже — При реконструкции Петровской набережной совершались многомиллионные хищения
Установлен факт хищения бюджетных денежных средств на сумму более 37 млн рублей при устройстве малых архитектурных форм.

В России — Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько) о преддверии Третьей мировой войны
Ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях.

В мире — Пенсионерка продала всё и покинула дом в Калифорнии, чтобы прожить 15 лет на круизном лайнере
Женщина вложила средства в собственную каюту на круизном судне Villa Vie's Odyssey.

Общество — Мошенники обещают воронежцам выплаты и продуктовые наборы от имени администрации
Негодяи не унимаются, изобретая всё новые способы отъёма денег у населения.

Театр — В Воронежском театре драмы снова замена
Очередной спектакль сорвался в Кольцовском театре – и снова его меняют на скучную до зевоты постановку худрука.

Кино и телевидение — Критики разнесли фильм «Мир Юрского периода: Возрождение»
Идеи закончились, диалоги позорные, а спецэффекты хуже, чем 30 лет назад.

Персона — Умерла Валентина Белоусова – выдающийся филолог-испанист
Она оставила яркий след в судьбах и душах всех, кто её знал.

Литература — Как быть мудрым в современном мире. Уроки книг Премудрости и Притч Соломона
Размышления ветхозаветного мудреца Соломона не теряют своей актуальности и в современном мире.

Музыка — Юбилейный 115-й выпуск состоялся в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей
33 процента выпускников колледжа получили дипломы с отличием.

Изобразительное искусство — Бурная музейная жизнь – десятки выставок в Крамском
Десятки, сотни культурных мероприятий в Воронеже и области радуют глаз и греют душу.

Зал ожидания — Состоится принесение в Воронеж ковчега с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского
Ковчег будет пребывать в главном православном храме Воронежа три дня.

Главное — Лето в Кольцовском сквере завершается на высокой ноте
Воронежская филармония проводит заключительные концерты в рамках популярного проекта.