Театр
Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию
- Текст: Анна Бояринова
- Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра
«Отелло» Уильяма Шекспира – третья совместная работа хореографа Анжелики Холиной и Вахтанговского театра. Пять лет тому назад Холина поставила здесь спектакль «Берег женщин» - в эстетике невербального театра. Эксперимент был продолжен постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого.
Свет, декорации, музыка – все это играет решающую роль в спектакле. Сценограф Мариус Яцовскис решил пространство в геометрическом ключе: в глубине стоят восемь устремленных вверх прямоугольных пластов, по бокам – по четыре таких же вертикальных створа, над сценой возвышается похожая на якорь металлическая конструкция с чайками на наконечниках. Художник по свету Тадас Валейка придал драме Шекспира интимный и романтический окрас: в глубине прожекторы бросают вертикальные лучи вдоль каждого пласта; по бокам из створов пробивается свет, причем также видна только его перспектива, а сами прожекторы спрятаны в кулисах; сверху из зала на сцену спускается синий луч.
Вместе сценография и свет сравнимы по экспрессии с артистами, делают их движения органичными и даже немного текучими – теплый свет рассеивает резкость выпадов и смягчает угловатость актеров, превращает их перемещения в танец. Сдержанные скрипичные мелодии Джона Адамса и шум прибоя окончательно погружают зрителя в пучину чувств. Художник по костюмам Мария Данилова выбрала для артистов черные костюмы и трико, в отдельных сценах девушки предстают в цветастых платьях из «летящей» ткани. Невинная Дездемона облачена, конечно, в легкое белое платье.
«Мне хочется возбудить чувство ужаса перед страшной ошибкой и преступлением, до которого дошел благородный, доверчивый и добрый человек в ослеплении ревности. Хочется показать, как чистейшей души человек может запутаться в сетях клеветы, как он, думая, что борется за нравственную чистоту, убивает свою невинную, любимую жену, наказывая сам себя за то, что поддался безумию», – таким своим возвышенным порывам режиссер нашла решение. Сюжет Шекспира нанизан на пластику восходящих звезд труппы: Григория Антипенко в роли Отелло, Виктора Добронравова в роли Яго и Ольга Лерман в роли Дездемоны. В спектакле также участвуют десятки приглашенных артисток, которые заполняют сценическое пространство, создают атмосферу любви, страсти, гнева, в которой рождается конфликт.
Лейтмотивом здесь выступает не только морская тема, но и движение по кругу. Яго, замышляя недоброе, оказывается в кругу вихрем проносящихся темных прелестниц. Отелло, подговоренный Яго, также начинает метаться по кругу, осмысляя убийство. В синеве сценической глубины и в приглушенном свете эти метания приобретают черты морской воронки, обрекающей на смерть все, что в нее попало, – так режиссер показывает губительность и неразрешимость зависти Яго, доверчивости Отелло.
Спектакль очень геометричен и сдержан. Холина сделала ставку на минимализм и не прогадала. «Отелло» элегантен. И все-таки танцем назвать движения артистов нельзя – вне декораций и освещения они, кажется, потеряют всякую осмысленность. Это не балет, хотя действо и заявлено как «хореографический спектакль». Никаких низких плие, батманов, гран па де де актеры, конечно, не демонстрируют. При этом очевидно виртуозное владение телом не только каждого актера в отдельности: импульсы, посылаемые друг другу, схватываются живо и легко, энергия перетекает от одного другому, образуя на сцене один большой живой организм. Оценивая актеров, можно сказать, что они дали «мастер-класс по сценическому движению», – так было бы справедливее в отношении драматического театра. Пожалуй, небольшой диссонанс в подзаголовке – единственное пятнышко у вахтанговского «Отелло».
Эксперимент удался. И согревающая в снежную зиму радость от театра пребудет, как всегда, в душе каждого арбатского зрителя.
Реклама
Вы любите петь в караоке? Тогда зайдите на b-track.ru и там вас ждут минусовки и караоке. Пойте с удовольствием!
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Буран» разгромил «Юнисон»
Первая в истории игра этих команд завершилась убедительной победой воронежцев.
В России — Сгоревший в результате поджога Шалаш Ленина восстановят весной
При этом сотрудники музея в Сестрорецке делают вил, что экспонат не имел никакой ценности.
В мире — «Баварии» нет никакого смысла покупать Виктора Дьёкереша
Переход венгерского шведа из "Спортинга" в "Баварию" является выдумкой журналистов.
Общество — Вслед за сливочным маслом дорожают мясо, молоко и многое другое
Разгул инфляции в Воронежской области впечатляет. Разгула зарплат и пенсий не наблюдается.
Театр — Объявлен состав экспертного совета театральной премии «Гвоздь сезона»
В состав совета вошли известные театральные критики.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 21 ноября: успешный «Зять» и ещё два десятка новых фильмов
С каждым разом всё больше релизов! И откуда прокат берёт столько новых фильмов?
Персона — «Лилль» исключил возможность продажи Дэвида в январе
Однако долго удерживать игрока против его желания французский клуб не сможет.
Литература — 90-летие Воронежского регионального отделения Союза писателей России отметят творческим вечером
Акция пройдёт в Воронежской областной юношеской библиотеке имени В. М. Кубанёва.
Музыка — Между духом и материей (послесловие к концерту в Доме композиторов)
Каждый художник находится в своих исканиях между высокой идеей и ее земным воплощением, обретая свою «материю» в духовном пространстве искусства.
Изобразительное искусство — Заслуженный художник России Юрий Утенков получил необычный привет из Крыма
Ему напомнили о том, что больше полвека назад он создал достойное произведение монументального искусства.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона подсказали, как успешно провести выходные дни 23-24 ноября
Выставки, экскурсии, спектакли, концерты, игры и развлечения ждут вас.