Театр

Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию
- Текст: Анна Бояринова
- Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра
«Отелло» Уильяма Шекспира – третья совместная работа хореографа Анжелики Холиной и Вахтанговского театра. Пять лет тому назад Холина поставила здесь спектакль «Берег женщин» - в эстетике невербального театра. Эксперимент был продолжен постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого.

Свет, декорации, музыка – все это играет решающую роль в спектакле. Сценограф Мариус Яцовскис решил пространство в геометрическом ключе: в глубине стоят восемь устремленных вверх прямоугольных пластов, по бокам – по четыре таких же вертикальных створа, над сценой возвышается похожая на якорь металлическая конструкция с чайками на наконечниках. Художник по свету Тадас Валейка придал драме Шекспира интимный и романтический окрас: в глубине прожекторы бросают вертикальные лучи вдоль каждого пласта; по бокам из створов пробивается свет, причем также видна только его перспектива, а сами прожекторы спрятаны в кулисах; сверху из зала на сцену спускается синий луч.
Вместе сценография и свет сравнимы по экспрессии с артистами, делают их движения органичными и даже немного текучими – теплый свет рассеивает резкость выпадов и смягчает угловатость актеров, превращает их перемещения в танец. Сдержанные скрипичные мелодии Джона Адамса и шум прибоя окончательно погружают зрителя в пучину чувств. Художник по костюмам Мария Данилова выбрала для артистов черные костюмы и трико, в отдельных сценах девушки предстают в цветастых платьях из «летящей» ткани. Невинная Дездемона облачена, конечно, в легкое белое платье.

«Мне хочется возбудить чувство ужаса перед страшной ошибкой и преступлением, до которого дошел благородный, доверчивый и добрый человек в ослеплении ревности. Хочется показать, как чистейшей души человек может запутаться в сетях клеветы, как он, думая, что борется за нравственную чистоту, убивает свою невинную, любимую жену, наказывая сам себя за то, что поддался безумию», – таким своим возвышенным порывам режиссер нашла решение. Сюжет Шекспира нанизан на пластику восходящих звезд труппы: Григория Антипенко в роли Отелло, Виктора Добронравова в роли Яго и Ольга Лерман в роли Дездемоны. В спектакле также участвуют десятки приглашенных артисток, которые заполняют сценическое пространство, создают атмосферу любви, страсти, гнева, в которой рождается конфликт.
Лейтмотивом здесь выступает не только морская тема, но и движение по кругу. Яго, замышляя недоброе, оказывается в кругу вихрем проносящихся темных прелестниц. Отелло, подговоренный Яго, также начинает метаться по кругу, осмысляя убийство. В синеве сценической глубины и в приглушенном свете эти метания приобретают черты морской воронки, обрекающей на смерть все, что в нее попало, – так режиссер показывает губительность и неразрешимость зависти Яго, доверчивости Отелло.

Спектакль очень геометричен и сдержан. Холина сделала ставку на минимализм и не прогадала. «Отелло» элегантен. И все-таки танцем назвать движения артистов нельзя – вне декораций и освещения они, кажется, потеряют всякую осмысленность. Это не балет, хотя действо и заявлено как «хореографический спектакль». Никаких низких плие, батманов, гран па де де актеры, конечно, не демонстрируют. При этом очевидно виртуозное владение телом не только каждого актера в отдельности: импульсы, посылаемые друг другу, схватываются живо и легко, энергия перетекает от одного другому, образуя на сцене один большой живой организм. Оценивая актеров, можно сказать, что они дали «мастер-класс по сценическому движению», – так было бы справедливее в отношении драматического театра. Пожалуй, небольшой диссонанс в подзаголовке – единственное пятнышко у вахтанговского «Отелло».
Эксперимент удался. И согревающая в снежную зиму радость от театра пребудет, как всегда, в душе каждого арбатского зрителя.
Реклама
Вы любите петь в караоке? Тогда зайдите на b-track.ru и там вас ждут минусовки и караоке. Пойте с удовольствием!
Ранее в рубриках

В Воронеже — Мэр Воронежа ушёл в отпуск, сказав, что отопительный сезон завершат другие
Вернуться к работе градоначальник намерен перед майскими праздниками.

В России — Визит в трёх тонах. Воронежский «Факел» вновь уступил
Проиграв «Акрону», огнеопасные ещё глубже погрузились в болото на дне турнирной таблицы РПЛ.

В мире — Комический полёт поп-исполнительницы Кэти Перри и невесты Джеффа Безоса Лорен Санчес
Дамочки провели в космосе всего десять минут, а шум поднялся вселенский. Даже Овечкин померк.

Общество — Ситуация с рождаемостью в Воронежской области в феврале ухудшилась, а бездетных семей стало больше
Естественная убыль населения немного сократилась, но продолжает оставаться пугающе высокой.

Театр — Воронежский театр кукол покажет спектакль на фестивале «Арлекин» в Санкт-Петербурге
Спектакль поставил в Воронеже в 2023 году главный режиссёр Большого театра кукол Санкт-Петербурга Руслан Кудашов.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 10-13 апреля: комедия «Батя 2. Дед» переваливает за миллиард
Всего за 11 дней показов лента освоила 1035 млн рублей – итог неординарный.

Персона — Умер Марио Варгас Льоса
Ушёл едва ли не крупнейший писатель современности, лауреат Нобелевской премии 2010 года.

Литература — Новая книга Павла Басинского «Леонид Андреев. Герцог Лоренцо» тоже стала бестселлером
Ранее автор «выстрелил» беллетризованными биографиями Льва Толстого и Максима Горького.

Музыка — Конкурс пианистов имени Вана Клиберна объявил имена участников – среди них трое россиян
Наших пианистов отобрано на конкурс вдвое меньше, чем китайцев.

Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 5-12 апреля 2025 в мировых СМИ
Очень продуктивная неделя, хотелось втиснуть в рамки публикации множество снимков, но материал не резиновый.

Зал ожидания — «Театральная СТУДИЯ 17» покажет свой нашумевший спектакль «Василисса» в Центре культуры и искусства «Прогресс»
«Нужно только закрыть глаза и слушать сердце...» – фраза из спектакля, которая определяет смысл происходящего на сцене.

Главное — Театральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?
Когда дело касается театральной прессы, всё выглядит довольно мрачно.