Войти
Театр
02.12.2013 19:15
Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию

Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра

«Отелло» Уильяма Шекспира – третья совместная работа хореографа Анжелики Холиной и Вахтанговского театра. Пять лет тому назад Холина поставила здесь спектакль «Берег женщин» - в эстетике невербального театра. Эксперимент был продолжен постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого.

Театральную Москву сотрясают эксперименты. Переосмыслить, вдохнуть другую жизнь, актуализировать, – режиссеры ставят разные задачи в работе с классикой. Находить новые формы у всех получается по-разному, поэтому нередко эксперимент равен провокации и скандалу. Постановка трагедии «Отелло» в театре имени Евг. Вахтангова – это хореографическая фантазия по пьесе Шекспира, лиричная, сокровенная история любви в постановке Анжелики Холиной. Душу вашу выворачивать не будут, шокировать сознание и врываться в подсознание тоже, – вахтанговцы допустили эксперимент на сцене, но не в зрительном зале.


Свет, декорации, музыка – все это играет решающую роль в спектакле. Сценограф Мариус Яцовскис решил пространство в геометрическом ключе: в глубине стоят восемь устремленных вверх прямоугольных пластов, по бокам – по четыре таких же вертикальных створа, над сценой возвышается похожая на якорь металлическая конструкция с чайками на наконечниках. Художник по свету Тадас Валейка придал драме Шекспира интимный и романтический окрас: в глубине прожекторы бросают вертикальные лучи вдоль каждого пласта; по бокам из створов пробивается свет, причем также видна только его перспектива, а сами прожекторы спрятаны в кулисах; сверху из зала на сцену спускается синий луч.

Вместе сценография и свет сравнимы по экспрессии с артистами, делают их движения органичными и даже немного текучими – теплый свет рассеивает резкость выпадов и смягчает угловатость актеров, превращает их перемещения в танец. Сдержанные скрипичные мелодии Джона Адамса и шум прибоя окончательно погружают зрителя в пучину чувств. Художник по костюмам Мария Данилова выбрала для артистов черные костюмы и трико, в отдельных сценах девушки предстают в цветастых платьях из «летящей» ткани. Невинная Дездемона облачена, конечно, в легкое белое платье.


«Мне хочется возбудить чувство ужаса перед страшной ошибкой и преступлением, до которого дошел благородный, доверчивый и добрый человек в ослеплении ревности. Хочется показать, как чистейшей души человек может запутаться в сетях клеветы, как он, думая, что борется за нравственную чистоту, убивает свою невинную, любимую жену, наказывая сам себя за то, что поддался безумию», – таким своим возвышенным порывам режиссер нашла решение. Сюжет Шекспира нанизан на пластику восходящих звезд труппы: Григория Антипенко в роли Отелло, Виктора Добронравова в роли Яго и Ольга Лерман в роли Дездемоны. В спектакле также участвуют десятки приглашенных артисток, которые заполняют сценическое пространство, создают атмосферу любви, страсти, гнева, в которой рождается конфликт.

Лейтмотивом здесь выступает не только морская тема, но и движение по кругу. Яго, замышляя недоброе, оказывается в кругу вихрем проносящихся темных прелестниц. Отелло, подговоренный Яго, также начинает метаться по кругу, осмысляя убийство. В синеве сценической глубины и в приглушенном свете эти метания приобретают черты морской воронки, обрекающей на смерть все, что в нее попало, – так режиссер показывает губительность и неразрешимость зависти Яго, доверчивости Отелло.


Спектакль очень геометричен и сдержан. Холина сделала ставку на минимализм и не прогадала. «Отелло» элегантен. И все-таки танцем назвать движения артистов нельзя – вне декораций и освещения они, кажется, потеряют всякую осмысленность. Это не балет, хотя действо и заявлено как «хореографический спектакль». Никаких низких плие, батманов, гран па де де актеры, конечно, не демонстрируют. При этом очевидно виртуозное владение телом не только каждого актера в отдельности: импульсы, посылаемые друг другу, схватываются живо и легко, энергия перетекает от одного другому, образуя на сцене один большой живой организм. Оценивая актеров, можно сказать, что они дали «мастер-класс по сценическому движению», – так было бы справедливее в отношении драматического театра. Пожалуй, небольшой диссонанс в подзаголовке – единственное пятнышко у вахтанговского «Отелло».

Эксперимент удался. И согревающая в снежную зиму радость от театра пребудет, как всегда, в душе каждого арбатского зрителя.


Реклама

Вы любите петь в караоке? Тогда зайдите на b-track.ru и там вас ждут минусовки и караоке. Пойте с удовольствием!

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа ушёл в отпуск, сказав, что отопительный сезон завершат другие

Вернуться к работе градоначальник намерен перед майскими праздниками.

В РоссииВизит в трёх тонах. Воронежский «Факел» вновь уступил

Проиграв «Акрону», огнеопасные ещё глубже погрузились в болото на дне турнирной таблицы РПЛ.

В миреКомический полёт поп-исполнительницы Кэти Перри и невесты Джеффа Безоса Лорен Санчес

Дамочки провели в космосе всего десять минут, а шум поднялся вселенский. Даже Овечкин померк.

ОбществоСитуация с рождаемостью в Воронежской области в феврале ухудшилась, а бездетных семей стало больше

Естественная убыль населения немного сократилась, но продолжает оставаться пугающе высокой.

ТеатрВоронежский театр кукол покажет спектакль на фестивале «Арлекин» в Санкт-Петербурге

Спектакль поставил в Воронеже в 2023 году главный режиссёр Большого театра кукол Санкт-Петербурга Руслан Кудашов.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 10-13 апреля: комедия «Батя 2. Дед» переваливает за миллиард

Всего за 11 дней показов лента освоила 1035 млн рублей – итог неординарный.

ПерсонаУмер Марио Варгас Льоса

Ушёл едва ли не крупнейший писатель современности, лауреат Нобелевской премии 2010 года.

ЛитератураНовая книга Павла Басинского «Леонид Андреев. Герцог Лоренцо» тоже стала бестселлером

Ранее автор «выстрелил» беллетризованными биографиями Льва Толстого и Максима Горького.

МузыкаКонкурс пианистов имени Вана Клиберна объявил имена участников – среди них трое россиян

Наших пианистов отобрано на конкурс вдвое меньше, чем китайцев.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 5-12 апреля 2025 в мировых СМИ

Очень продуктивная неделя, хотелось втиснуть в рамки публикации множество снимков, но материал не резиновый.

Зал ожидания«Театральная СТУДИЯ 17» покажет свой нашумевший спектакль «Василисса» в Центре культуры и искусства «Прогресс»

«Нужно только закрыть глаза и слушать сердце...» – фраза из спектакля, которая определяет смысл происходящего на сцене.

ГлавноеТеатральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?

Когда дело касается театральной прессы, всё выглядит довольно мрачно.