Театр
Семейные страсти по-итальянски в Малом театре
- Текст: Алла Баринова
- Фото: Артем Геодакян (ИТАР-ТАСС)
История Филумены Мартурано, написанная в 1946 году знаменитым итальянским драматургом Эдуардо де Филиппо, всю вторую половину XX века вдохновляет не только амбициозных юных прелестниц. Снятый в 1964 году фильм «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни увековечил эту пьесу в мировых театральных и кино анналах.
Филумена и Доменико прожили вместе 25 лет в свободном союзе: она была проституткой и служанкой для матери Доменико, он – богатый благодетель, приютивший красивую нищенку из неаполитанских трущоб. Когда он задумал жениться на молодой медсестре, Филумена решила во что бы то ни стало помешать этой свадьбе: у нее есть трое сыновей, которых она вырастила на украденные у Доменико деньги, и одному из которых он является отцом. В конце концов, она любит своего дона Мими, и все 25 лет молча терпела унижения и оскорбления.
«Эта пьеса понятна всем, – сказал режиссер-постановщик де Лука журналистам. – Она говорит о чувствах и об отношениях между близкими людьми. О том, что значит быть матерью и отцом, что чувствует молодая женщина, оказавшись в ситуации, которая заставляет ее стать проституткой, чтобы выжить. И в России, и в Италии в больших городах есть такие девушки, как Филумена. И есть мужчины, как Доменико, которые думают только о деньгах, дорогих автомобилях, удовольствиях и используют женщин как предметы».
…Овальный стол под низкой хрустальной люстрой, точеные ножки стульев, обитые бордовой тканью стены, – все говорит о богатстве владельца этой столовой и ничто не выдает материнской и женской боли главной героини. Здесь и разворачиваются сцены из жизни неаполитанской семьи. В таком сценографическом решении можно, кстати, усмотреть намек на сходство между итальянским и русским народами: представители последнего, как известно, мировые и семейные проблемы тоже предпочитают решать на кухне.
Облагороженные талантом Муравьевой и Соломина выяснения отношений героев, полные позерства, самолюбования и иронии, отзываются в зрителе дрожью, пробуждают неподдельное сочувствие к героине. Изысканность и мужественность Соломина в роли Доменико покоряют еще и своей естественностью. Органичность этой пары удивительна.
При выборе актеров на главные роли миланский мастер искал именно такую театральную сработанность, которая была бы, как и у героев пьесы, проверенна временем. Ведь Филумена и Доменико тоже во многом актеры: их страдания бурлят экспрессией, гротескно отражающей и маскирующей истинную душевную боль.
Старый помощник дона Мими Альфредо (народный артист России Александр Потапов) и служанка Филумены дона Роза (заслуженная артистка России Лариса Кичанова) оттеняют эти душевные терзания своей покорностью и услужливостью.
Если вам нужна эмоциональная встряска и инъекция иронии в делах житейских – «Филумена Мартурано» Малого театра вам это гарантирует. Как и блестящие работы актеров русской школы, заметно углубляющих итальянский материал.
И все-таки есть одно «но». В спектакле не хватает музыки. Из-за этого некоторые сцены, несмотря на великолепную игру актеров, показались суховатыми. Да и какой Неаполь без мандолины?
Музыка, мне кажется, украсила бы постановку. Возможно, она стала бы той нотой, которая бы возвела бы этот спектакль в разряд настоящих театральных шедевров.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Эпидемия отмен разразилась в Воронежской области
И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.
В России — После теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов
Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.
В мире — Люди и вправду боятся клоунов, особенно дети
Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.
Общество — Готовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов
После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.
Театр — Стартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»
Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»
Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.
Персона — Анатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской
77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.
Литература — Вышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»
Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.
Музыка — Музыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена
В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ
Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.
Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»
Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.
Главное — Ночь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной
Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.