Войти
Театр
18.11.2013 17:19
«Незабываемые знакомства» в Московском театре сатиры – спектакль об одиночестве и любви

«Незабываемые знакомства» в Московском театре сатиры – спектакль об одиночестве и любви

  • Текст: Алла Баринова
  • Фото: satire.ru

17 ноября в Московском театре сатиры прошла премьера спектакля «Незабываемые знакомства» по пьесам «Ехай» Нины Садур и «Что случилось в зоопарке» Эдварда Олби. Поставил спектакль режиссер, преподаватель Воронежской государственной академии искусств Сергей Надточиев. На премьере побывала наш корреспондент.

Эту книгу мне когда-то
В коридоре Госиздата
Подарил один поэт.
Книга порвана, измята,
И в живых поэта нет.

Арсений Тарковский, «Поэт»

Человек бежит вперед. Однажды, отойдя на два шага в сторону со своей тропы, он увидит чужое плечо. Развернувшись, увидит перед собой не заблудшего маргинала, а мастера, познавшего промысел... Ступив потом снова на свой спринтерский жизненный путь, он не раз вспомнит этого незнакомца. И раз за разом будет возвращаться к той истории и задаваться вопросом: что же это было?

Спектакль «Незабываемые знакомства» в Московском академическом театре сатиры в постановке Сергея Надточиева рассказывает о ситуациях-просветлениях, переворачивающих жизнь героев. В основе спектакля – две драматургические новеллы: «Ехай» российского драматурга Нины Садур (1984 г.) и «Что случилось в зоопарке» американца Эдварда Олби (1959 г.). «Общая идея здесь нехитрая: обе пьесы вскрывают тему одиночества, которая в наше время информационных технологий не понаслышке знакома практически каждому. Мастерски написанные много лет назад, они созвучны современному человеку», – сказал режиссер после спектакля. Одна история – из жизни простого русского мужика с криминальным прошлым, другая – из будней нью-йоркского нищего. На первый взгляд, кажется, что оба этих «нищего величья» человека заплутали по жизни. Но к финалу становится очевидным, что они, отверженные всеми, вышли на единственный достойный человека путь любви и прощения. В этом их непобедимая сила и пример всем образцовым гражданам.


Где-то на просторах России мужик (Федор Добронравов) решительно кладет голову на рельсы с целью покончить со всем раз и навсегда. 32-летнему машинисту электропоезда (Андрей Барило) невдомек, что им движет; он безуспешно пытается его прогнать и освободить дорогу. Узнав, что тот сидел в тюрьме, он предлагает ему деньги на вино – мужик берет, но не уходит. Только бабка (Нина Корниенко), вышедшая на путь в поисках своей козы, смогла успокоить и обласкать мужика. Тот ушел с ней, оставив машиниста одного и вернув ему сто рублей, которые взял не от безденежья, а чтобы завязать общение.

Сценограф Акинф Белов решил не усложнять задачу: в зал устремлены рельсы и шпалы, и в круглом луче прожектора разворачивается эта полная метафор история. Железная дорога символизирует жизненный путь, на котором остановился машинист накануне своего 33-го года жизни, совпадающего, как известно, с возрастом Христа. В сценической глубине висит круглый экран - как окно в мерцающее звездами небо, а ненавязчивый музыкальный фон превращает историю в рассказ о чуде. И можно не сомневаться, что для машиниста это знакомство станет залогом будущего самосовершенствования.


Вторая встреча происходит в центральном парке Нью-Йорка. Успешный издатель (Андрей Барило), добропорядочный глава семейства, которого дома ждут жена, две дочки и две канарейки, сидит на лавке и читает газету. Появляется Джерри (Федор Добронравов), нищий с Вест-Сайда, которому хочется общения. Чтобы заинтриговать издателя, он говорит, что в зоопарке что-то случилось... Завязывается разговор, в котором первый демонстрирует абсолютную душевную импотенцию, а второй – редчайшую доброту и отзывчивость, сочувствие даже к соседке, вечно плачущей за дверью. Общение переходит в ссору и борьбу за лавку, на которую провоцирует Джерри: «У тебя нет самоуважения!» Итог трагичен.

Конфликт на бытовой почве, скажет обыватель. Но такая лавка как символ места под солнцем есть у каждого в жизни: в борьбе за нее происходит не утверждение себя, а собственная личностная трансформация, которая проявляется по прошествии времени. Фортепианная композиция с солирующей скрипкой в современной аранжировке добавляет ситуации городского шарма и сохраняет в ней элементы библейской притчи.

Федор Добронравов, получивший народную любовь своим участием в незамысловатых семейных комедиях, очаровывает глубинным ощущением непростой судьбы героев. Даже в длинных монологах он находит те паузы и интонации, то пластическое решение, которые выдают отчаявшееся, доброе сердце и «задерганную честь» настоящего поэта, а не неудачника! Такое преображение персонажа по силам только артистам большого таланта и редкого душевного богатства.

«Я не думаю, что они лузеры, – сказал Добронравов. – Тогда весь мир вокруг нас поголовно состоит из лузеров. А те, кто удачные, те, получается, не лузеры?.. Человек разный и многогранный, удача/неудача – ошибочное мерило для него. Другой вопрос, что проблема одиночества в скоростном мире глобализации обостряется с каждым днем... Лет тридцать назад в Воронеже мы с Сергеем Надточиевым уже брались за эти пьесы, но тогда мы были слишком молоды, чтобы правильно понять их смысл. Сейчас все по-другому. Хочется, чтобы люди все-таки обращали внимание на проходящих рядом…»

Прелесть «Незабываемых знакомств» в лаконичности не в ущерб содержательности. Здесь отказались от декоративного излишества в пользу простых сценографических элементов и открытого пространства, которое наполняется живым эмоциональным содержанием. Поднимая философскую тему экзистенциальных проблем современного человека, режиссер сумел избежать навязывания каких-либо постулатов. Однозначного вывода авторы спектакля не делают, оставляя в сознании зрителей многоточие. Зрителя берегут от морализаторства и модного сегодня клича «Одумайтесь!». И эта деликатность помогает постановщику подвести нас к мысли , что на все в жизни есть один ответ – любовь.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.