Войти
Театр
15.11.2013 20:08
«Школа жен» в «Табакерке» - бенефис Александра Семчева

«Школа жен» в «Табакерке» - бенефис Александра Семчева

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: Александр Куров

Ставить пьесы эпохи классицизма опасно с тех самых пор, как закончилась эта эпоха. Положения, характеры, необходимые к соблюдению единства и условности осложняют театру задачу отражать и осмыслять. Но «Школа жен» счастливо избежала явных опасностей.

Премьеру в театре-студии п/р О.Табакова «Школы жен» по Мольеру в постановке Александра Хухлина можно во всех смыслах считать громкой и долгожданной. Зная порочную страсть некоторых режиссеров к новым трактовкам классики, эту работу хочется отметить как пример убедительности не в ущерб уважению. Режиссер сумел донести вечные ценности, сохранив при этом почтение к автору и заданным им времени и сюжету.

Фарс, сатира, интриги, запретная любовь и разгадка тайны главных героев в финале, – все эти элементы классицистической комедии находят свое воплощение в яркой и острой игре актеров. Главная героиня, невинная молодая девушка по имени Агнесса (Надежда Жарычева), живет по прессом любви своего благодетеля Арнольфа (Александр Семчев), который воспитал ее в почтении к Господу в монастыре с расчетом жениться. Незатейливый сюжет строится на преодолении трудностей, которые Агнесса и ее возлюбленный Орас (Павел Шевандо) встретили в борьбе за счастье.

В любовных муках Арнофля посещают разные думы, главная из которых актуальна и сегодня: в чем заключается женский ум, и нужен ли он? Женщины – похлебка для мужчин, рога – примета супружества, для женщин грамотность опасна, – свои рассуждения Арнольф кидает зрителям. Режиссер выводит героя «в народ». Он выходит на сцену через зрительный зал, начиная читать монолог уже оттуда. Виртуозное владение Семчевым искусством импровизации позволяет «приземлить» эту историю: Арнофль кокетничает с залом, живо ощущает каждый чих в его рядах и гротескно отражает все на сцене. А вы, сидящий в третьем ряду и неожиданно для всех чихнувший, чувствуете себя причастным к любовному треугольнику XVII века! Радует мастерство всех актеров, и всё же каждый в отдельности невольно подчиняется артистической индивидуальности и обаянию Семчева.


Сценографическое решение необычно. Очевидно, что решетки символизируют заточение, в котором пребывала героиня на протяжении жизни в монастыре, а ряды белых рубашек за решеткой – профессию портнихи, которую за эти годы ей дал Арнольф, ее душевную чистоту. Однако в спектакле они не несут никакой иной функции, кроме символической. Лестница за решеткой утяжеляет эту и без того сложную конструкцию. Возможно, художник Николай Симонов замыслил такое оформление под воздействием высокого слога Мольера, но в камерном зале театра-студии и на его маленькой сцене оно выглядит избыточным. Думается, что здесь стоило сдержаннее отнестись к работе над пространством. Общий музыкальный фон адекватен декорациям.

В финале Арнофль, тоскуя по утерянной любви, не говоря ни слова, работает за швейной машинкой в глубине сцены под звуки одинокой скрипки. Это одна из самых ясных и красноречивых сцен, в которой всё сказано в молчании и не «съедается» железом и тряпками.

Театр начинается с вешалки, а артист – со зрителя. Затмить Семчева сложно: не играть, а жить на сцене, не шутить, а иронизировать, не показывать зрителю, а доверять ему печаль героя, преображая ее из комичной в трагедийную. Без этого артиста спектакль развалится, и все потеряются кто где – за решеткой, в рубашках, под лестницей… Пленительной тайной своего мастерства он возносит действо до сакрального уровня любви простого люда, когда то там, то здесь слышишь: «На Семчеве был? Говорят, хорош…».



Режиссер-постановщик спектакля Александр Хухлин окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (Москва), мастерская профессора С. В Женовача. Лауреат национальной премии "Золотая маска" (2010 г.).

Уникальность постановки «Школы жен» в «Табакерке» заключается в том, что адаптировать мольеровский текст для современного зрителя взялся известный писатель, поэт, публицист Дмитрий Быков. Он придал «Школе жен» современное звучание.



Реклама

Если вы хотите украсить свой офис, то советуем вам купить картины в офис. Эта красота будет радовать вас долгие годы. Заходите на сайт и выбирайте работы!

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев

На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

ТеатрВ Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет

Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.