Войти
Театр
20.10.2013 19:36
Уроки фестиваля «Молодой театр»: современность постановки не определяется количеством матерщины

Уроки фестиваля «Молодой театр»: современность постановки не определяется количеством матерщины

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: culturavrn.ru

Никакой мерзости, никакого паскудства, которые нагло и упорно выдаются сегодня за современное искусство, на фестивале «Молодой театр» в Воронеже не было. Значит ли это, что форум не удался? Судите сами – «стоячие» овации после каждого спектакля, слезы на глазах зрителей, реакция зала, близкая к эмоциональному потрясению.

Фестиваль «Молодой театр», посвященный 50-летию Воронежского государственного театра юного зрителя, проходил в Воронеже с 14 по 19 октября. Каждый вечер новый коллектив показывал свой спектакль.


Торжественное открытие прошло на сцене Воронежского концертного зала, где свой спектакль по роману Томаса Манна «Будденброки» показал Российский академический молодежный театр. Автор инсценировки и режиссер – Миндаугас Карбаускис – поработал талантливым скульптором: отсек все «лишнее», чтобы сосредоточиться на главных героях и наиболее актуальных, созвучных нашему времени фрагментах масштабной семейной саги. События происходят в середине 19 века, но слово немецкого классика звучит удивительно современно. А режиссура – изысканна, полифонична, изобретательна. Спектакль в целом и каждая роль простроены безупречно. В сочетании с мастерством актеров РАМТа это приводит к замечательному художественному результату. Любители театрального искусства в полной мере оценили этот подарок замечательного столичного театра Воронежу и нашему ТЮЗу.


На мой взгляд, лишь одна работа, показанная на фестивале, превзошла «Будденброков» - спектакль Санкт-Петербургского театра юных зрителей имени А. Брянцева «Повесть о господине Зоммере». Поставил этот спектакль по повести Патрика Зюскинда молодой режиссер из Москвы Никита Кобелев. Моя коллега Татьяна Быба отметила «высочайшую сценическую культуру, отличную школу и профессионализм актеров, психологизм и владение различными театральными стилями, богатую палитру выразительных средств, неуемную фантазию, безукоризненный вкус и чувство юмора, умение находить контакт со зрительным залом и держать его в постоянном напряжении». В этих словах нет преувеличения. Удивительно, что такой профессиональный уровень продемонстрировал режиссер, которому всего 26 лет. История вечного странника Зоммера – это и проникновенный, пронизанный ностальгией рассказ о детстве и взрослении, о том, что делает человека человеком. Молодой актер Иван Батарев (Патрик) и его коллеги сработали конгениально режиссерскому замыслу и подняли зал – даже не столько в физическом смысле, сколько в метафизическом. Зрители выходили из зала с влажными глазами и просветленными лицами. Это и было свидетельством встречи с Настоящим.


Катарсис испытали многие зрители и на спектакле Московского театра юного зрителя «Скрипка Ротшильда» (постановка Камы Гинкаса). Знаменитый чеховский рассказ, сыгранный четверкой блестящих актеров, произвел сильное впечатление на воронежцев, которые следили за перипетиями судьбы Якова, Марфы и Ротшильда затаив дыхание. Публика стала соавтором этого спектакля – констатировал исполнитель роли Бронзы Валерий Баринов.


Исключительную доброжелательность, отзывчивость и компетентность фестивальной публики в Воронеже отметил и худрук Орловского театра «Свободное пространство» Александр Михайлов. В его постановке воронежцы увидели спектакль «Биндюжник и король» - мюзикл Александра Журбина, созданный по мотивам произведений Исаака Бабеля. Этот спектакль, отмеченный пристальным вниманием к деталям и музыкальной составляющей, оказался уязвимым с точки зрения драматургии и композиции. Отдельные удачные сцены и «номера» не сложились в цельное действо. Создавать полноценные глубокие образы при таком «фрагментарном» подходе актерам сложно, если вообще возможно. Тем не менее воронежцы оказали гостям из Орла самый теплый прием. Театр «Свободное пространство» у нас знают и любят.


А вот пермский ТЮЗ приезжал в Воронеж впервые. Уральцы показали на фестивале спектакль «Предместье» («Старший сын») Александра Вампилова в постановке худрука театра Михаила Скоморохова. Пермяки очень старались, работали с большой отдачей, но архаичность театрального языка нивелировала достоинства постановки – искренность намерений, душевный посыл, интересное сценографическое решение. Кто-то из актеров «пережал», перекричал, а кто-то не доиграл. В результате добрые намерения оказались неподкрепленными убедительным художественным решением и результатом. «Театр из шестидесятых» хорош как музей, но с современным зрителем надо разговаривать на другом театральном языке.


Воронежский театр юного зрителя представил на фестивале свою недавнюю премьеру – спектакль по пьесе венгерского драматурга Ласло Дюрко «Моя любовь Электра». Эта работа не потерялась на фоне спектаклей именитых коллег, хотя пьесу Александр Латушко выбрал очень непростую – многословную, многослойную, буквально нашпигованную философией. Ставить спектакль о конфликте отцов и детей? О природе тирании? О разрушительном бунтарстве? О жажде славы любой ценой? О душевных муках совестливого государя, вынужденного творить насилие? Постановщик уделил внимание всем «краеугольным камням», заложенным драматургом в этой пьесе. И, можно сказать, излишне почтительно отнесся к тексту. Он заполняет спектакль очень плотно, в ущерб действию и переживанию. Не хватает воздуха, чисто театральной выразительности, особенно в первом акте. Чуть бы меньше пафоса, чуть бы больше сердца, эмоций, обогащенного нюансами взаимодействия актеров - и спектакль был бы замечательным. Александр Латушко это умеет. О его спектакле «В открытом море» до сих пор восторженно отзываются ведущие столичные критики.

Итак, фестиваль 2013 года завершен. Его драматургию и режиссуру отличали четкость нравственных позиций авторов и постановщиков, их вера в конечную победу добра, в человека, в его способность одолеть зло в душе и окружающем мире. Мы не увидели (и слава Богу!) спектаклей, чьи авторы бравируют пренебрежением моралью (примеров, к сожалению, пруд пруди), активно используют ненормативную лексику, эпатируют публику обнаженными актерскими гениталиями, употреблением наркотиков. Весь этот джентльменский набор «современного», «документального», чернушного театра оказался невостребованным. А спектакли от этого несовременными не стали. Скорее, наоборот – звучали свежо, актуально и вызывали живейший отклик у зрителей.

Молодому зрителю (а на спектаклях было много молодежи) нравственный театр оказался очень близок. И жизненно необходим.

Громкий успех фестиваля «Молодой театр» тому яркое доказательство.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.