Войти
Театр
09.11.2017 13:50
Фестиваль «Маршак» и детский театр в Воронеже: два мира, два подхода

Фестиваль «Маршак» и детский театр в Воронеже: два мира, два подхода

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: marshakfest.com, vk.com

Завершился, стал достоянием истории Третий детский театральный фестиваль «Маршак», проходивший в Воронеже с 28 октября по 6 ноября 2017 года. Не знаю наверняка, кто собирал фестивальную программу – Алексей Аркадьевич или Михаил Владимирович, но работу свою куратор выполнил на «отлично». Спасибо организаторам фестиваля от ребят миллионного города и их родителей. Мы увидели срез современного театра для детей и юношества в его ярких и актуальных проявлениях.

С большим мастерством, замечательным посылом и настроем сделаны спектакли «Король Матиуш» и «Толстая тетрадь» Новосибирского театра «Глобус», «Остров сокровищ» Московского губернского театра, «Питер Пэн» столичного Театра имени Евгения Вахтангова, «Сказка о царе Салтане» пермского «Театра-Театра» и другие. И постановки для самых маленьких, и спектакли для старших школьников отличали высокий профессионализм, искренность, доброта намерений, актуальность.

Все спектакли игрались при полных аншлагах, что говорит о большой востребованности хорошего театра для детей и юношества в нашем городе. Актёры и режиссёры не заигрывали с залом, не старались завлечь зрителя модной попсово-рэперской эстетикой. И от этого с каждым увиденным спектаклем становилось всё мрачнее на душе.

Парадокса тут нет. Депрессивные мысли генерирует нынешнее состояние нашего Воронежского театра юного зрителя. Ни одного спектакля ТЮЗа в программу фестиваля «Маршак» не попало. Даже с учётом политеса и местного патриотизма, они не подошли организаторам «Маршака», поскольку находятся далеко за гранью требований к фестивальному продукту. Театр кукол «Шут» имени Вольховского и студия «Театральная 17» им соответствуют. А постановки государственного Театра юного зрителя – нет.

Скажу больше – последние спектакли ТЮЗа вообще находятся за гранью. Они не соответствуют элементарным критериям, которые общество и государство устанавливают бюджетным учреждениям культуры. «Свежие» работы нынешнего главного режиссёра театра Вадима Кривошеева, на мой взгляд, не выдерживают никакой критики. Что «Вождь краснокожих», профессионально беспомощный и эстетически ущербный, что «Кошкин дом», густо замешанный на попсовой эстетике и элементарно пошлый.

О том, что спектакли Кривошеева художественно несостоятельны и сомнительны с точки зрения морали, не раз был проинформирован департамент культуры, но его руководитель Эмилия Сухачева предпочла отмолчаться.

И с молчаливого одобрения госпожи Сухачевой театр под руководством Вадима Кривошеева пошёл ещё дальше. К детским каникулам здесь поставили печально известную пьеску Робина Хоудона «Шикарная свадьба». Этот «шедевр» китча обошёл подмостки провинциальных драмтеатров, теперь ему нашлось место в репертуаре воронежского ТЮЗа.

Достаточно начать читать текст, чтобы с брезгливостью выбросить этот опус в помойку, где ему самое место. Проблематика ниже пояса, сальности, скудоумие… Видимо, по мысли режиссёра, – самое то, что нужно детскому театру для пополнения истощавшей кассы. И возрастное ограничение 18 плюс – просто фиговый листок. Нельзя осквернять эту сцену подобным дерьмом (уж простите за прямоту), тем более, что хороших детских спектаклей здесь больше не ставят. Более того, снимают с репертуара спектакли, которые ставили другие режиссёры. Я уж не говорю об Александре Латушко. Но списывать постановки лауреата конкурса «Событие сезона» и Международного фестиваля камерных спектаклей Александра Сидоренко и увольнять его из театра – это…

Подлость, мерзость, преступление – подберите слова сами.

Увы, не только Сидоренко. Театр покинули или предупреждены о предстоящем увольнении столпы труппы. Видимо, не угодили новому амбициозному руководителю.

Театр гибнет на глазах, если уже не погиб. По свидетельству очевидцев, уровень той же «Шикарной свадьбы» – запредельный, недостойный даже любительской сцены. Критиков в театр пускать не велено, премьеры здесь играют без них. Но того, что удалось увидеть, достаточно. Даже самые лояльные рецензенты уже ничего не ждут от этого театра и только разводят руками. Эмилию Александровну это устраивает? Она осознаёт последствия?

Нам говорят, что театр трансформируется в молодёжный клуб, и это, мол, прогресс. Но простите, данного добра, включая всевозможные стриптизы и питейные заведения вокруг и без того навалом. А детский театр призван решать совсем другие задачи – сеять в юных душах семена доброго и вечного, растить будущего гражданина великой страны. Не зарабатывать деньги любой ценой!

Я что-то упустила, произошла смена вех? Государство больше не озабочено воспитанием подрастающего поколения в духе нравственности и гуманизма? Тогда пусть нам об этом объявят, не оставляют в неведении.

Объём увиденного на театральных подмостках позволяет мне предположить, что в столицах и других регионах страны, несмотря на постоянный поиск нового, современного театрального языка, приоритеты и критерии остались неизменными. Свидетельством тому – прекрасные, добрые, умные спектакли фестиваля «Маршак», причём, как столичных, так и провинциальных коллективов.

Молодёжный, детский театр – ступень подготовки грамотного зрителя театра «взрослого». Это важное звено эстетического воспитания, один из краеугольных камней государственной политики.

В Воронеже – иначе? Эмилия Сухачева проводит другую политику?


Объявление

Ты любишь смотреть аниме? Присоединяйся к просмотру аниме онлайн на Анибокс. Отличное качество, бесплатно и без регистрации.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеНа коллегии департамента культуры Эмилия Сухачева вновь говорила о победах и достижениях

Наш журнал и других коллег, специализирующихся на освещении культуры и искусства, на заседание не пригласили.

В РоссииПод Калугой вместо чучела на Масленицу сожгли католический собор, РПЦ возмутилась

Огромную модель готического собора, сделанную из веток, прилюдно сожгли и даже продавали на этот «спектакль» билеты.

В миреВручены премии BAFTA-2018 – «Три билборда» нокаутируют «Форму воды»

Триумфаторами церемонии стали Мартин Макдонах и его фильм«Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

ОбществоБлины – победителям, или как в «Алых парусах» провожали Масленицу

Целая череда праздничных мероприятий в Воронеже завершилась сегодня, воскресным днём 18 февраля.

ТеатрНачалась продажа билетов на первый спектакль танцевальной труппы Камерного театра «Apples&Pies. Ностальгия»

В Воронеже не часто можно увидеть профессиональные постановки в жанре contemporary dance.

Кино и телевидениеКассовые сборы в Америке за уик-энд 16-18 февраля: «Чёрная пантера» взрывает североамериканский прокат

Самые щедрые прогнозы оказались превышены, в кинотеатрах собирались очереди.

ПерсонаНовая личная драма Дженнифер Энистон: она рассталась с Джастином Теру после двух брака

С Брэдом Питтом Энистон прожила вместе официально пять лет, со следующим мужем – два с половиной года.

ЛитератураРоман Новы Рен Сумы «Стены вокруг нас» порадует любителей саспенса

Этот роман пугает во всех смыслах: от происходящего кровь стынет в жилах, а мысли персонажей темнее преисподней.

МузыкаДирижёр из Израиля Йерухам Шаровский покорил воронежцев мастерством и темпераментом

Маэстро подчеркнул, что очень любит музыку русских композиторов и постоянно включает в концерты их произведения.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 10-17 февраля в мировых СМИ

Много замечательных фотографий было сделано на Олимпийских Играх в Пхёнчхане, но не только.

Зал ожиданияВ Воронеже выступит уникальный Праздничный хор Свято-Данилова монастыря

Концерт состоится на Пасхальной неделе и станет культурно-духовным событием большого значения.

ГлавноеВоронеж с размахом отметил десятилетие присвоения звания «Город воинской славы»

Воронеж – город, умеющий чтить традиции, свято берегущий память о своих защитниках и освободителях.