Войти
Платоновский фестиваль
19.06.2017 18:48
Платоновский фестиваль: послесловие

Платоновский фестиваль: послесловие

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: culturavrn.ru

VII Платоновский фестиваль искусств, оставивший так много впечатлений, ушёл в историю. На редкость плотная программа форума вместила в себя сто самых разных событий – музыкальных, театральных, выставочных, литературных…

На фестивале 2017 года мировое искусство было представлено в многообразии жанров, форм и традиций. Драматические спектакли, хореография, классическая музыка, вокал джаз, музыка мира, живопись и графика, видео-арт и инсталляции, проза, поэзия и драматургия нашли своего зрителя-слушателя.

В качестве фестивальных площадок были задействованы лучшие театральные и концертные сцены Воронежа, выставочные залы и галереи. Часть концертов прошла в уникальной обстановке и атмосфере – в парке перед Дворцом Ольденбургских в Рамони, в меловом карьере Белый колодец…


Фантастическим, впечатляющим получился Театральный парад «Летние огни» с участием ходулистов, мимов, танцовщиков и музыкантов из разных стран мира. Шествие впервые проследовало по проспекту Революции в сумерках и завершилось завораживающими представлениями уличных театров на площади Ленина.

Вспомним и назовём главные, вершинные события VII Платоновского фестиваля искусств.


Конечно же, это спектакль «Царь Эдип» по трагедии Софокла, поставленный Римасом Туминасом в Московском академическом театре имени Евгения Вахтангова. Об этой прошлогодней премьере говорила вся Москва. Дважды «Царя Эдипа» показывали в Греции, где спектакль имел большой успех. Смелое соединение античного и современного театра покорило и фестивальную публику. Спектакль у вахтанговцев получился мощным, властно заставляющим думать и сопереживать.

Каждый год на Платоновском фестивале искусств особое место занимают спектакли по произведениям гениального уроженца Воронежа. На этот раз ближе всех к Платонову подошла Вера Камышникова, поставившая в Санкт-Петербурге, в театре имени Ленсовета спектакль «Странники. Рассказы». В этой работе режиссёр идёт от платоновского слова, внимательно прислушиваясь к нему, следуя тональности и мелодике этой уникальной прозы. Знакомые вроде бы рассказы в исполнении великолепных актёров зазвучали удивительно свежо и современно. Спектакль получился без пафоса и ложной сентиментальности, но при этом очень эмоциональный, искренний и глубокий. И зрители на родине Платонова это поняли, приняли спектакль и долго не отпускали артистов со сцены.


Французский пианист Люка Дебарг выступал в переполненном зале Воронежской филармонии в рамках Платоновского фестиваля 5 июня. Как отметили критики, неожиданная для двадцати шестилетнего пианиста мудрость и способность выразить в своем прочтении текста послание, зашифрованное композитором, сочетается у Дебарга с какой-то детской трогательностью и беззащитностью.

Большим событием фестивальной программы и культурной жизни стало исполнение мессы мира британского композитора Карла Дженкинса «Вооружённый человек». Это произведение, которое объединяет людей своей гуманистической идеей всеобщего братства, редко исполняется в России. Но на Платоновском оно прозвучало. Несмотря на перенос концерта из Зелёного театра в Event-Hall, зрители смогли оценить масштаб этого мультикультурного проекта. Слушатели были потрясены мощью и гуманистической направленностью этого полотна.


Жан Деруае, дирижёр, (Франция):

- Я впервые побывал в Воронеже и был удивлён приёмом и тем, как хорошо мы понимали другу друга. Я, к сожалению, не владею русским языком, но это оказалось неважным. Мы говорили на языке музыки и добились полного взаимопонимания. Жаль только, что не удалось выступить в вашем Зелёном театре. Мне он очень понравился. Погода не позволила осуществиться этим планам. Но когда-нибудь, я надеюсь, это случится (конец цитаты).

В музыкальной программе Платоновфеста были и другие откровения.


Бронислав Табачников, профессор, критик:

- Музыкальная программа фестиваля оказалась весьма насыщенной, очень познавательной яркой и впечатляющей. Во-первых, потому, что в ней приняли участие выдающиеся артисты. Это Владимир Федосеев, который вместе со своим Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского порадовал публику удивительно тонким, свежим, гармоничным звучанием, великолепным репертуаром и блестящим мастерством, нажитым многими десятилетиями труда.

Замечательная скрипачка Клара-Джуми Кан – человек, признанный в Корее одним из самых влиятельных граждан. Глубокий звук, уникальная техника, инструмент 1703 года работы Антонию Страдивари, редкое артистическое обаяние сделали её концерты (а она неожиданно выступила два раза) событиями большого масштаба. Третье имя – Полина Осетинская. Она тоже выступила в Воронеже дважды. Ярчайшее пианистическое обаяние. Четвёртое имя – Борис Андрианов. Музыкант крупный, глубокий. Прибавим к этому выступление великолепных немецких мастеров Vision Quartet и их американских артистов, которые устроили прекрасный вечер памяти Гершвина – разнообразный, яркий, запоминающийся.

И, наконец, впервые на фестивале прозвучало произведение ораториальное – месса мира Карла Дженкинса «Вооружённый человек». Дирижировал замечательный маэстро Жан Деруае. Пели пять хоровых коллективов из разных городов. Это было весьма впечатляющее действо, которому не помешала плохая погода. Напомню, из-за дождя дважды пришлось переносить концерты из Зелёного театра в Event-Hall. И оба раза это удалось. Спасибо дирекции фестиваля, руководителям Сити-парка «Град», лично Евгению Хамину за понимание и оперативность (конец цитаты).


Фестиваль, вновь ставший самым ярким культурным событием года, завершился на высокой ноте. 14 июня в Театре оперы и балета состоялась Церемония закрытия форума. В ней принял участие губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.

- Уходит в историю седьмой Платоновский фестиваль искусств, и это немного грустный момент, – сказал глава региона. – Всё-таки на две недели мы с вами погрузились в мир искусства. Это и яркие впечатления, и эмоции, и смысл жизни. Порядка ста различных мероприятий прошло за эти дни в Воронеже, около 85 тысяч человек приняли в них участие. Это уже, можно сказать, народный фестиваль. Приехало к нам различных деятелей культуры около 700 человек из 23 стран мира. Это не только наша возможность познакомиться с их искусством, но и возможность показать наш город. Город Воронеж скоро станет узнаваем не только в нашей стране, но и во всём мире, потому что к нам приезжают артисты с разных континентов.

Губернатор поблагодарил дирекцию фестиваля и чуткую воронежскую публику и завершил свою речь словами:

- Мы не говорим «Прощайте!». До встречи на восьмом международном Платоновской фестивале!


Упоминание о публике в выступлении Алексея Гордеева отнюдь не случайно. За семь лет существования Платоновский фестиваль взрастил своего особого зрителя-слушателя, готового воспринимать искусство самое разное. Сегодня круг интересов публики включает в себя и высокую классику, и эксперимент. Воронежцы сегодня более открыты и готовы к восприятию нового, непривычного, неординарного. А дирекция, следуя выбранным курсом, уделяет большое внимание уникальности проектов и старается показывать на фестивале как можно больше российских и мировых премьер.

Показательный пример нынешнего года – мировая премьера оперы Глеба Седельникова «Родина электричества» по Андрею Платонову в день открытия Платоновфеста.



Галина Умывакина, поэт, председатель правления Воронежского регионального отделения Союза российских писателей:

- Платоновский фестиваль – всегда праздник эстетического разнообразия. Вот и на прошедшем я успела познакомиться с выставочной и литературной программой, посмотреть танцевальные шоу, послушать оперу «Родина электричества», порадовавшись дерзости и художественной убедительности её создателей. Но так уж вышло, что нынешний фестиваль стал для меня, прежде всего, средоточием эмоционального потрясения, духовного напряжения, душевного страдания. Местом и причиной болевых вопросов, на которые трудно найти ободряющие ответы… Что может человек? Сколько в нём человеческого? Он свободен в выборе своей судьбы или зависим от обстоятельств? Или – по Андрею Платонову – ему должно «…смотреть на свою жизнь как на преступное занятие и ежеминутно ждать карающей власти»?

Конечно, прежде всего – это трагическая высота «Царя Эдипа», представленного вахтанговцами, в котором сплавились не только античный миф, но и вопрошание сегодняшнего человека: сколько моей вины в том, что случилось, есть ли оправдание ужасу от содеянного, я – причина страдания моих ближних или пусть отвечают «Бог, царь или герой»?
Нет смысла сравнивать мощное художественное и гуманистическое высказывание театра Римаса Туманиса и робкий, негромкий, скромный камерный спектакль Драматического театра Варшавы «Русский контракт», в основу которого положена повесть Платонова «Епифанские шлюзы». Но меня тронул его лиризм, вызвавший щемящее сочувствие к судьбе английского инженера Бертрана Перри, для которого в России всё пугающе непредсказуемо: люди, природа, указы, погода, царь Петр – благодетель и палач. Смотрела спектакль и вспоминала Андрея Платонова в пору его проживания в Тамбове, откуда он, инженер-мелиоратор, работая над повестью, писал письма своей невесте. Мрачные, тревожные письма…

И, наконец, «Вооружённый человек» – грандиозная ораториальная месса британского композитора Карла Дженкинса о ХХ веке, переполненном ненавистью, войнами, бесчеловечностью. И вселенским ужасом самоуничтожения, которые, увы, искусство не в силах предотвратить и от которого спасти человека не может… Но искусство в разных его ипостасях не может не возносить многоголосую мольбу о мире, гуманизме, милосердии, любви. И у нынешнего Платоновского фестиваля достало мужества и сострадания, чтобы нам об этом напомнить (конец цитаты).


За минувшие годы Платоновский фестиваль искусств стал одним из самых масштабных и содержательных культурных форумов России. Его ждут и активно посещают тысячи воронежцев, гостей города. И многие из них испытывают на себе очищающую силу искусства.

Особые слова благодарности адресуются в эти дни учредителям фестиваля – правительству Воронежской области и администрация городского округа город Воронеж, председателю попечительского совета Платоновского фестиваля губернатору Алексею Гордееву. Начиная ещё со стадии рождения замысла и до сего момента Алексей Васильевич уделяет фестивалю огромное внимание, помогает реализации амбициозных творческих проектов, популяризации имени и творчества Андрея Платонова, продвижению имиджа региона.

Губернатор регулярно проводит совещания, рабочие встречи, на которых корректируется подготовка к очередному Платоновскому фестивалю искусств, решаются неотложные проблемы.


В дни проведения форума искусств Алексей Гордеев и его супруга Татьяна Гордеева бывают на многих концертах и спектаклях фестивальной программы.

Деятельная поддержка главы региона – залог того, что фестиваль будет жить, совершенствоваться, покорять новые вершины.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежский Дом актёра открыл свой сороковой сезон

В этот вечер здесь отмечали десятилетие клуба «Мгновения судьбы» с его бессменными ведущими Ольгой Рыбниковой и Павлом Лепендиным.

В РоссииСуд продлил срок ареста Кирилла Серебренникова и Алексея Малобродского до 19 января

Новогодние праздники и Рождество (если они его отмечают) обвиняемые встретят в неволе.

В миреШокирующая фотография убитого браконьерами носорога победила на конкурсе Wildlife Photograph of the Year 2017

Жюри конкурса назвало этот снимок призывом к немедленным действиям в защиту редких животных.

ОбществоЗаработал официальный сайт Центрального парка Воронежа

В первый же день установлен рекорд посещаемости сайта, зафиксировано более 1300 посетителей.

ТеатрАртисты Кольцовского театра приглашают воронежцев присоединиться к субботнику по уборке могил актёров

Акция состоится 21 октября на Коминтерновском кладбище. О захороненных здесь актёрах расскажет краевед Ольга Рудева.

Кино и телевидениеБлокбастеру «Геошторм» предрекают провал в прокате

Этот глупый фильм откровенно слеплен из кусочков десятка лент-предшественниц.

ПерсонаАрмен Джигарханян попал в гнусную историю

Так охарактеризовал ситуацию сам артист в беседе с критиком Мариной Райкиной.

ЛитератураИздательство «Никея» выпустило и рекомендует серию книг «Детям о православии»

Книги серии можно читать в кругу семьи, но ребёнок и сам с удовольствием прочитает их.

МузыкаВоронежцы услышат живое исполнение старинных комических опер

19 и 24 октября в Специальной городской библиотеке искусств им. А.С. Пушкина будет звучать музыка XVIII века.

Изобразительное искусствоВ Воронеже готовится к открытию персональная юбилейная выставка старейшей художницы Ксении Успенской

Будет представлено около 30 произведений из фондов областного художественного музея им. И.Н. Крамского и частных собраний.

Зал ожиданияСтала известна программа фестиваля искусств, посвящённого 80-летию Воронежской филармонии

К своему юбилею Воронежская филармония дарит слушателям фестиваль искусств.

ГлавноеЧем ответили воронежские художники на внимание и поддержку

О расцвете изобразительного искусства в Воронеже и области, о воронежском феномене заговорили в столицах.