Войти
Музыка
19.03.2017 17:14

Кьен Чжоу и Владимир Вербицкий растрогали воронежцев

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Два вечера в зале филармонии прошли с аншлагом. 17 и 18 марта в столице Черноземья гастролировала скрипачка из Сингапура Кьен Чжоу, победительница конкурса Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже (1987), который является одним из самых престижных в мире. Сегодня Кьен – профессор Государственной консерватории Сингапура, у неё много учеников. Как заведующей кафедрой струнных инструментов госпоже Чжоу приходится решать множество вопросов, касающихся учебного процесса, даже находясь на гастролях.


В исполнении виртуозного скрипичного концерта Сибелиуса чувствуется рука мастера. Кьен Чжоу играет его мощно, обстоятельно и очень по-русски. Что не удивительно: скрипачка интересуется русской культурой, её любимый писатель – Чехов, а её новый проект связан с музыкой Прокофьева.


Кроме того, Кьен из музыкальной семьи, учитель её отца был студентом великого Яши Хейфеца. Звук её породистой скрипки золотистый и густой, как мед. Инструмент изготовлен учеником Страдивари – Джованни Батиста Гваданини – в первой половине XVIII века, в распоряжении Кьен он поступил из частной коллекции.


– Мне очень повезло, – говорит скрипачка, – я владею уникальной скрипкой из всемирно известного собрания. Этот инструмент сделан в 1737 году. Концерт Сибелиуса я играю с 19 лет. Это очень сложное произведение, причём не только для солиста, но и для оркестра. Здесь важен именно совместный процесс, и я счастлива работать с маэстро Вербицким.

Главный дирижер Воронежского академического симфонического оркестра в этом концерте проявил высочайшее мастерство и такт. Предоставив солистке свободу, Владимир Вербицкий показал, насколько гибким может быть огромный коллектив музыкантов. Оркестр в его руках, словно океанский лайнер, легко скользил по изменчивым волнам музыки Сибелиуса: то сдержанно-суровым, то изысканно-романтичным, то полным опасностей в виде острых ритмических рифов.


Окрыляющий гипноз скрипичного концерта Сибелиуса трансформировался в мистическую философию поэмы Рахманинова «Колокола», прозвучавшую во втором отделении. Любимый рахманиновский образ – колокольный звон – здесь создаёт метафору жизни человека. Колокола сопровождают его от рождения до смерти: путеводные серебряные – в детстве (I часть), свадебные золотые – в юности (II часть), набатные медные – в зрелости (III часть), погребальные железные – в старости (IV часть).


Текст американца Эдгара По в переводе Константина Бальмонта (вот уж поистине: нам нравятся поэты, похожие на нас) отражается в сугубо русской по плоти и крови музыке. Для воплощения сквозного образа колокольных звонов Рахманинов использует не только звенящие тембры челесты, арфы, треугольника. Как колокола, причем разных размеров и сплавов, благодаря динамическим «спецэффектам», подражанию ударам колокольного звона и особой колористике, звучат и струнные, и весь оркестр, которому в этом сочинении принадлежит ведущая роль. Маэстро Владимир Вербицкий, ставший энергетическим центром этого действа, продемонстрировал всё великолепие рахманиновской партитуры: свежесть её красок, невероятно красивое смешение цветов и оттенков, впечатляющие контрасты звучания.


Не менее выразителен хор, показавший осмысленное исполнение текста и богатейшую вокальную «оркестровку»: пение без слов, с закрытым ртом. Сам Рахманинов определил жанр сочинения как поэму для оркестра, хора и солистов, однако критики неслучайно называют «Колокола» вокальной симфонией.

В нашем случае за вокальную часть поэмы отвечали три коллектива: хор воронежского театра оперы и балета (главный хормейстер – Ольга Щербань), «Академия» ВГИИ (руководитель – Ольга Николаенко) и мужской хор филармонии (руководитель – Татьяна Ижогина, хормейстер – Илья Ижогин). Особенно впечатлила третья часть – драматургическая кульминация произведения, гармонически неустойчивая, с осязаемыми языками пламени, гигантским пожаром, отблески которого играли на лицах слушателей.


Не подвели и солисты: сочный тенор Артёма Мелихова из Мариинского театра в первой части и мужественно-скорбный баритон нашего Игоря Горностаева в паре с великолепным английским рожком (Игорь Мещеряков) в четвёртой. Сопрано молодой солистки воронежского ТОБа Дарьи Филипповой (лирическая вторая часть), к сожалению, проигрывало рядом с мужчинами: в голосе чувствовалась некоторая скованность, и даже визуально солистка казалась зажатой. Видимо, певице помешало волнение.


«Колокола» ударили в точку. Когда пятьсот человек в зале одновременно не могут аплодировать – это говорит о многом. Красноречивая пауза после проникновенного, возвышенного, по-настоящему рахманиновского эпилога завершилась стоячей овацией. И всё-таки самое ценное для артистов – благодарные секунды оглушительной тишины, ставшие частью великой музыки.

Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол…







Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области нашли самого грамотного журналиста-2017

Самые грамотные и активные работники СМИ живут не в областном центре, а в «глубинке».

В РоссииЮлии Самойловой запретили въезд на Украину, кто теперь представит Россию на «Евровидении-2017» в Киеве?

Киев решил придерживаться жёсткого сценария и лишить девушку-инвалида возможности представлять Россию на конкурсе.

В миреЛюдмилу Максакову не огорчило убийство зятя, а Мария Максакова упала в обморок, увидев тело мужа

«Ну и слава тебе Господи, а что с ним еще делать?», — сказала народная артистка.

ОбществоПреображённая Адмиралтейская площадь станет главным местом массового просмотра футбольных матчей Чемпионата мира-2018

Будет реконструирована и Советская площадь Воронежа, причём работы здесь завершатся уже к сентябрю.

ТеатрВоронежу нужен театральный музей

Размышления критика и архивариуса Николая Тимофеева о том, как важно сохранять историю театра.

Кино и телевидениеКритики о фильме «Могучие рейнджеры»: достаточно смотрибельно, чтобы на два часа забыть о всех огрехах, глупостях и нелепостях

Теплится надежда на то, что жанр ленты (фантастика, боевик, приключения) привлечёт подростков и молодых мужчин.

ПерсонаУмер Лембит Ульфсак

Об этом сообщает портал rus.err.ee. Причина смерти известного актёра и режиссёра неизвестна.

ЛитератураРоман Янна Мартела «Высокие Горы Португалии» в своей фантазии и пронзительности поднимается до заоблачных высот

Автор культовой книги «Жизнь Пи» написал новый загадочный роман, в котором чудесное соседствует с обыденным.

МузыкаЕсли в Киев не пустят Самойлову, Россия не будет транслировать «Евровидение-2017» и объявит бойкот всем последующим конкурсам

РФ будет бойкотировать все последующие конкурсы «Евровидения», если руководство конкурса не вступится за Юлию Самойлову.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 11-18 марта в мировых СМИ

На этой неделе порадовали фотографы Getty Images, которых отличает свежий взгляд на то, что (только) кажется привычным и обыденным.

Зал ожиданияВ зале филармонии выступит пианист Андрей Коробейников

Известный музыкант исполнит концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева.

ГлавноеНаграды и звания деятелям культуры Воронежа и области

Почетные областные звания присвоены артистам, художникам, музыкантам. Предлагаем список награждённых.