Войти
Музыка
19.03.2017 16:14
Кьен Чжоу и Владимир Вербицкий растрогали воронежцев

Кьен Чжоу и Владимир Вербицкий растрогали воронежцев

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Два вечера в зале филармонии прошли с аншлагом. 17 и 18 марта в столице Черноземья гастролировала скрипачка из Сингапура Кьен Чжоу, победительница конкурса Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже (1987), который является одним из самых престижных в мире. Сегодня Кьен – профессор Государственной консерватории Сингапура, у неё много учеников. Как заведующей кафедрой струнных инструментов госпоже Чжоу приходится решать множество вопросов, касающихся учебного процесса, даже находясь на гастролях.


В исполнении виртуозного скрипичного концерта Сибелиуса чувствуется рука мастера. Кьен Чжоу играет его мощно, обстоятельно и очень по-русски. Что не удивительно: скрипачка интересуется русской культурой, её любимый писатель – Чехов, а её новый проект связан с музыкой Прокофьева.


Кроме того, Кьен из музыкальной семьи, учитель её отца был студентом великого Яши Хейфеца. Звук её породистой скрипки золотистый и густой, как мед. Инструмент изготовлен учеником Страдивари – Джованни Батиста Гваданини – в первой половине XVIII века, в распоряжении Кьен он поступил из частной коллекции.


– Мне очень повезло, – говорит скрипачка, – я владею уникальной скрипкой из всемирно известного собрания. Этот инструмент сделан в 1737 году. Концерт Сибелиуса я играю с 19 лет. Это очень сложное произведение, причём не только для солиста, но и для оркестра. Здесь важен именно совместный процесс, и я счастлива работать с маэстро Вербицким.

Главный дирижер Воронежского академического симфонического оркестра в этом концерте проявил высочайшее мастерство и такт. Предоставив солистке свободу, Владимир Вербицкий показал, насколько гибким может быть огромный коллектив музыкантов. Оркестр в его руках, словно океанский лайнер, легко скользил по изменчивым волнам музыки Сибелиуса: то сдержанно-суровым, то изысканно-романтичным, то полным опасностей в виде острых ритмических рифов.


Окрыляющий гипноз скрипичного концерта Сибелиуса трансформировался в мистическую философию поэмы Рахманинова «Колокола», прозвучавшую во втором отделении. Любимый рахманиновский образ – колокольный звон – здесь создаёт метафору жизни человека. Колокола сопровождают его от рождения до смерти: путеводные серебряные – в детстве (I часть), свадебные золотые – в юности (II часть), набатные медные – в зрелости (III часть), погребальные железные – в старости (IV часть).


Текст американца Эдгара По в переводе Константина Бальмонта (вот уж поистине: нам нравятся поэты, похожие на нас) отражается в сугубо русской по плоти и крови музыке. Для воплощения сквозного образа колокольных звонов Рахманинов использует не только звенящие тембры челесты, арфы, треугольника. Как колокола, причем разных размеров и сплавов, благодаря динамическим «спецэффектам», подражанию ударам колокольного звона и особой колористике, звучат и струнные, и весь оркестр, которому в этом сочинении принадлежит ведущая роль. Маэстро Владимир Вербицкий, ставший энергетическим центром этого действа, продемонстрировал всё великолепие рахманиновской партитуры: свежесть её красок, невероятно красивое смешение цветов и оттенков, впечатляющие контрасты звучания.


Не менее выразителен хор, показавший осмысленное исполнение текста и богатейшую вокальную «оркестровку»: пение без слов, с закрытым ртом. Сам Рахманинов определил жанр сочинения как поэму для оркестра, хора и солистов, однако критики неслучайно называют «Колокола» вокальной симфонией.

В нашем случае за вокальную часть поэмы отвечали три коллектива: хор воронежского театра оперы и балета (главный хормейстер – Ольга Щербань), «Академия» ВГИИ (руководитель – Ольга Николаенко) и мужской хор филармонии (руководитель – Татьяна Ижогина, хормейстер – Илья Ижогин). Особенно впечатлила третья часть – драматургическая кульминация произведения, гармонически неустойчивая, с осязаемыми языками пламени, гигантским пожаром, отблески которого играли на лицах слушателей.


Не подвели и солисты: сочный тенор Артёма Мелихова из Мариинского театра в первой части и мужественно-скорбный баритон нашего Игоря Горностаева в паре с великолепным английским рожком (Игорь Мещеряков) в четвёртой. Сопрано молодой солистки воронежского ТОБа Дарьи Филипповой (лирическая вторая часть), к сожалению, проигрывало рядом с мужчинами: в голосе чувствовалась некоторая скованность, и даже визуально солистка казалась зажатой. Видимо, певице помешало волнение.


«Колокола» ударили в точку. Когда пятьсот человек в зале одновременно не могут аплодировать – это говорит о многом. Красноречивая пауза после проникновенного, возвышенного, по-настоящему рахманиновского эпилога завершилась стоячей овацией. И всё-таки самое ценное для артистов – благодарные секунды оглушительной тишины, ставшие частью великой музыки.

Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол…







Объявление

Например, вам нужен интернет магазин, где можно приобрести стоковый товар. Над этим вопросом нужно хорошо подумать, где его можно найти. К примеру, на сайте swistock.ru можно найти стоковый товар по доступным ценам. Заходите и выбирайте.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеЭмилия Сухачева закрыла Платоновский фестиваль

Торжественная церемония закрытия форума состоялась в Воронежском театре оперы и балета.

В РоссииНаезд такси на толпу людей в центре Москвы стал главной мировой новостью

Поразительное видео показывает, как это происходило и как водитель пытался убежать от разъярённой толпы.

В миреШкола искусств сгорела в Глазго, второй за четыре года пожар доконал исторический памятник

Невероятное невезение – второй сильнейший пожар за четыре года, которые ставит под сомнение дальнейшее существование памятника.

ОбществоМитрополит Воронежский и Лискинский Сергий освятил Покровский храм близ Воронежа

Архипастырский визит в село Бирюченское Каширского района пришёлся на Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

ТеатрАлла Демидова и Анатолий Васильев преподали журналистам урок

Мэтры уличили «акул пера и микрофона» в верхоглядстве, неумении грамотно сформулировать вопрос и внятно его задать.

Кино и телевидениеРасписание телевизионных трансляций с Чемпионата мира по футболу на неделю 18-24 июня

Предлагаем вам полное расписание показов матчей на каналах российского ТВ.

ПерсонаУмер Геннадий Рождественский

Рождественский более полувека являлся одним из крупнейших оперно-симфонических дирижёров.

ЛитератураГлавный платоновед России Наталья Корниенко представила в Воронеже труд «Страна философов» Андрея Платонова»

Презентация книги состоялась в рамках программы VIII Платоновского фестиваля искусств.

МузыкаМузыкальную программу Платоновского фестиваля в Воронеже завершили Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

Прозвучали сочинения Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Такамицу.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 9-16 июня в мировых СМИ

Диапазон тем, техник, ракурсов – огромен, при этом лучшие работы объединяет неожиданный взгляд на происходящее.

Зал ожиданияВ ТРК «Арена» бесплатно покажут все матчи Чемпионата мира по футболу на огромном экране

Трансляции матчей Чемпионата мира по футболу-2018 в ТРК «Арена» позволят ощутить эффект присутствия на стадионе.

ГлавноеМихаил Бычков сенсационно выступил против департамента культуры

Не называя Эмилию Сухачеву по имени, худрук Платоновского фестиваля обвинил её в высокомерии и некомпетентности.