Войти
Театр
19.01.2017 19:44
В Воронеже прошёл вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой

В Воронеже прошёл вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой

  • Текст: Валерий Попов
  • Фото: Денис Данилов

Вечер памяти Набили Валитовой, прошедший в минувшую среду в театре оперы и балета, – событие неординарное и волнующее. Во-первых, потому, что имя этой выдающийся балерины почти сорок лет определявшей пути становления и развития воронежского балета, живо и по сей день в памяти всех поклонников классического танца.

Во-вторых, имя Валитовой неотделимо не только от балетной труппы театра оперы и балета, прима-балериной, а затем и художественным руководителем которой она была, но и от Воронежского хореографического училища, где Валитова преподавала, воспитав несколько поколений исполнителей самого высокого уровня.


Этот вечер подготовили ученики и продолжатели дела всей её жизни: художественный руководитель Воронежского хореографического училища народная артистка РФ Татьяна Фролова, главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета лауреат международного конкурса Александр Литягин, педагоги-репетиторы театра и преподаватели училища.


Чем же отличался вечер памяти Набили Валитовой от традиционного балетного гала-концерта? Прежде всего, удивительно тёплой и проникновенной атмосферой, которая царила и в зале, и на сцене. Постановщикам удалось избежать случайной фрагментарности и в двух совершенно разных по стилистике отделениях выстроить некое гармоничное, пластически логичное действие, где главным персонажем был классический танец во всём его разнообразии, виртуозности и эмоциональной наполненности.


«Класс-концерт», показанный в первом отделении, в своей основе повторяющий знаменитый спектакль Асафа Мессерера, был дополнен и развит. От простейших батман-тандю, которые у станка почти идеально демонстрировали ученики младших классов, до сложнейших финальных комбинаций, исполненных ведущими солистами и артистами балетной труппы. Зрители как бы присутствовали у истоков вдохновения, без которого искусство балета немыслимо вообще.


Второе отделение открылось фрагментами знаменитого балета Михаила Фокина «Шопениана», покорившего в начале прошлого века не только чопорную публику Санкт-Петербурга, но и искушённых зрителей Парижа, куда этот спектакль привёз на свои знаменитые «Русские сезоны» Сергей Дягилев. Тогда в нём солировали легендарные звёзды русского балета Тамара Корсавина, Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а сегодня в Воронеже – учащиеся хореографического училища: лауреат международного конкурса Диана Егорова, дипломаты международного конкурса Галина Грачева и Денис Беляев. Надо сказать, выглядели они вполне достойно.


Набилю Валитову всегда очень волновала проблема преемственности поколений артистов балета. На вечере её памяти эта самая преемственность была продемонстрирована особенно ярко. Исполнителями многих номеров выступали солисты театра в партнёрстве с учащимися.


Адажио из балета «Тщетная предосторожность» легко и обаятельно исполнили солист труппы Вадим Мануковский и студентка 2-го курса Маргарита Почивалова.


Особо надо отметить участие в вечере двух молодых солистов театра – лауреата международного конкурса Ивана Негробова и Михаила Ветрова. Оба они в течение двух минувших сезонов многого достигли в своём творчестве и по праву заняли положение ведущих репертуарных танцовщиков.


Это особенно важно в контексте сложившейся в труппе ситуации смены поколений. Век балетных артистов весьма недолог, и задача художественного руководства состоит в том, чтобы именно молодые и талантливые исполнители смогли в полной мере и в нужное время реализовать свой творческий потенциал.

Иван Негробов и опытнейшая балерина Екатерина Любых прекрасно исполнили адажио из балета Д. Нормайера «Дама с камелиями». Дуэт, не только насыщенный сложнейшими элементами современной хореографии, но и требующий незаурядного актерского мастерства.


А буквально через несколько минут Иван Негробов предстал перед зрителями уже в образе сказочного принца в па-де-де из балета Чайковского «Щелкунчик» с лауреатом международного конкурса Мартой Луцко.


Это па-де-де по праву считается шедевром высокой балетной классики, предполагающим безукоризненное владение всеми техническими элементами танца и эмоциональную насыщенность образа. Что с блеском молодой танцовщик, не знающий усталости, продемонстрировал зрителям.


Завершился вечер праздничным и ярким гранд па из балета Минкуса «Дон Кихот». Этот номер программы вернул нас ко времени расцвета творчества самой Набили Валитовой – непревзойдённой исполнительницы партии Китри – и её наперсника, ученика, народного артиста России Анатолия Голованя, виртуозно исполнявшего тогда партию Базиля.


И здесь упоминавшаяся уже неоднократно, преемственность поколений была явно ощутима. Китри танцевала студентка 3-го курса Галина Грачёва – ученица ученицы Набили Валитовой, ныне художественного руководителя хореографического училища народной артистки России Татьяны Фроловой. А в образе Базиля выступил ведущий солист театра Михаил Ветров, несколько месяцев готовивший эту партию с Анатолием Голованем. Галина Грачёва не только внешне чем-то напоминала Набилю Валитову, но также отточенностью пальцевой техники, темпераментом и апломбом в исполнении фуэтэ.


Михаил Ветров покорил зрительный зал элегантностью поз, мягкими полётными прыжками, уверенными поддержками партнёрши и бравурным большим пируэтом. Одним словом, дуэт молодых исполнителей получился гармоничным и весьма эффектным, как некий восклицательный знак в конце всего этого замечательного вечера.









Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.