Войти
Театр
19.01.2017 19:44
В Воронеже прошёл вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой

В Воронеже прошёл вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой

  • Текст: Валерий Попов
  • Фото: Денис Данилов

Вечер памяти Набили Валитовой, прошедший в минувшую среду в театре оперы и балета, – событие неординарное и волнующее. Во-первых, потому, что имя этой выдающийся балерины почти сорок лет определявшей пути становления и развития воронежского балета, живо и по сей день в памяти всех поклонников классического танца.

Во-вторых, имя Валитовой неотделимо не только от балетной труппы театра оперы и балета, прима-балериной, а затем и художественным руководителем которой она была, но и от Воронежского хореографического училища, где Валитова преподавала, воспитав несколько поколений исполнителей самого высокого уровня.


Этот вечер подготовили ученики и продолжатели дела всей её жизни: художественный руководитель Воронежского хореографического училища народная артистка РФ Татьяна Фролова, главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета лауреат международного конкурса Александр Литягин, педагоги-репетиторы театра и преподаватели училища.


Чем же отличался вечер памяти Набили Валитовой от традиционного балетного гала-концерта? Прежде всего, удивительно тёплой и проникновенной атмосферой, которая царила и в зале, и на сцене. Постановщикам удалось избежать случайной фрагментарности и в двух совершенно разных по стилистике отделениях выстроить некое гармоничное, пластически логичное действие, где главным персонажем был классический танец во всём его разнообразии, виртуозности и эмоциональной наполненности.


«Класс-концерт», показанный в первом отделении, в своей основе повторяющий знаменитый спектакль Асафа Мессерера, был дополнен и развит. От простейших батман-тандю, которые у станка почти идеально демонстрировали ученики младших классов, до сложнейших финальных комбинаций, исполненных ведущими солистами и артистами балетной труппы. Зрители как бы присутствовали у истоков вдохновения, без которого искусство балета немыслимо вообще.


Второе отделение открылось фрагментами знаменитого балета Михаила Фокина «Шопениана», покорившего в начале прошлого века не только чопорную публику Санкт-Петербурга, но и искушённых зрителей Парижа, куда этот спектакль привёз на свои знаменитые «Русские сезоны» Сергей Дягилев. Тогда в нём солировали легендарные звёзды русского балета Тамара Корсавина, Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а сегодня в Воронеже – учащиеся хореографического училища: лауреат международного конкурса Диана Егорова, дипломаты международного конкурса Галина Грачева и Денис Беляев. Надо сказать, выглядели они вполне достойно.


Набилю Валитову всегда очень волновала проблема преемственности поколений артистов балета. На вечере её памяти эта самая преемственность была продемонстрирована особенно ярко. Исполнителями многих номеров выступали солисты театра в партнёрстве с учащимися.


Адажио из балета «Тщетная предосторожность» легко и обаятельно исполнили солист труппы Вадим Мануковский и студентка 2-го курса Маргарита Почивалова.


Особо надо отметить участие в вечере двух молодых солистов театра – лауреата международного конкурса Ивана Негробова и Михаила Ветрова. Оба они в течение двух минувших сезонов многого достигли в своём творчестве и по праву заняли положение ведущих репертуарных танцовщиков.


Это особенно важно в контексте сложившейся в труппе ситуации смены поколений. Век балетных артистов весьма недолог, и задача художественного руководства состоит в том, чтобы именно молодые и талантливые исполнители смогли в полной мере и в нужное время реализовать свой творческий потенциал.

Иван Негробов и опытнейшая балерина Екатерина Любых прекрасно исполнили адажио из балета Д. Нормайера «Дама с камелиями». Дуэт, не только насыщенный сложнейшими элементами современной хореографии, но и требующий незаурядного актерского мастерства.


А буквально через несколько минут Иван Негробов предстал перед зрителями уже в образе сказочного принца в па-де-де из балета Чайковского «Щелкунчик» с лауреатом международного конкурса Мартой Луцко.


Это па-де-де по праву считается шедевром высокой балетной классики, предполагающим безукоризненное владение всеми техническими элементами танца и эмоциональную насыщенность образа. Что с блеском молодой танцовщик, не знающий усталости, продемонстрировал зрителям.


Завершился вечер праздничным и ярким гранд па из балета Минкуса «Дон Кихот». Этот номер программы вернул нас ко времени расцвета творчества самой Набили Валитовой – непревзойдённой исполнительницы партии Китри – и её наперсника, ученика, народного артиста России Анатолия Голованя, виртуозно исполнявшего тогда партию Базиля.


И здесь упоминавшаяся уже неоднократно, преемственность поколений была явно ощутима. Китри танцевала студентка 3-го курса Галина Грачёва – ученица ученицы Набили Валитовой, ныне художественного руководителя хореографического училища народной артистки России Татьяны Фроловой. А в образе Базиля выступил ведущий солист театра Михаил Ветров, несколько месяцев готовивший эту партию с Анатолием Голованем. Галина Грачёва не только внешне чем-то напоминала Набилю Валитову, но также отточенностью пальцевой техники, темпераментом и апломбом в исполнении фуэтэ.


Михаил Ветров покорил зрительный зал элегантностью поз, мягкими полётными прыжками, уверенными поддержками партнёрши и бравурным большим пируэтом. Одним словом, дуэт молодых исполнителей получился гармоничным и весьма эффектным, как некий восклицательный знак в конце всего этого замечательного вечера.









Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеПроекту воронежского легкорельсового метро придано ускорение на международном уровне

Российские и японские чиновники обсудили в Москве проект строительства метро в столице Черноземья.

В РоссииКсения Собчак сравнила телевизионные программы Владимира Соловьёва с сортиром

Соловьёв поддался на провокацию, быстро завёлся и фактически подтвердил сказанное.

В миреРоссия больше не победитель Олимпиады в Сочи

Олимпийцы России уступили норвежцам первое место в неофициальном общекомандном зачёте Зимней Олимпиады 2014.

ОбществоСообщение о заражении пестицидами Воронежского заповедника оказалось «уткой»

По результатам лабораторных исследований проб воды, почвы, речной рыбы наличие ДДТ не подтвердилось.

ТеатрПосле премьеры спектакля «Тот самый день» Кольцовский театр приглашает поговорить на самые острые темы

Получит продолжение свежий проект театра «ПоговоримПослушаем», начало которому положило обсуждение «Гамлета».

Кино и телевидениеСенсационные итоги четверга в российском прокате

На первое место вышел фильм, который не принадлежал к числу фаворитов проката.

ПерсонаРежиссёр Дени Вильнёв не понял, в чём причина неудачи его фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Возможно, сказался большой хронометраж. А может быть, фильм оказался слишком умным.

Литература«Одна среди туманов» – пронзительный роман мастера романтической прозы Карен Уайт

Это история о силе характера, о женском счастье, о мечтах и надеждах, не всем из которых суждено сбыться.

МузыкаМолодые композиторы Воронежа презентовали своё творчество

Среди творцов были и совсем юные авторы музыки, лишь недавно вступившие в объединение «МолОт – Воронеж».

Изобразительное искусствоВыставка Воронежского союза художников стала событием в жизни ВГУ

Восьмая подобная экспозиция оказалась самой крупной и представительной.

Зал ожиданияДни научного кино в ВГУ затронут главные проблемы человечества и жгучие тайны планеты

Путём предварительного голосования определено семь фильмов, которые можно будет увидеть с 4 по 8 декабря.

ГлавноеНадежда Коровина-Колеман: «Опера – искусство для избранных!»

Исполнители главных партий в спектакле «Тоска» встретились с представителями воронежских СМИ.