Войти
Театр
19.01.2017 19:44
В Воронеже прошёл вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой

В Воронеже прошёл вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой

  • Текст: Валерий Попов
  • Фото: Денис Данилов

Вечер памяти Набили Валитовой, прошедший в минувшую среду в театре оперы и балета, – событие неординарное и волнующее. Во-первых, потому, что имя этой выдающийся балерины почти сорок лет определявшей пути становления и развития воронежского балета, живо и по сей день в памяти всех поклонников классического танца.

Во-вторых, имя Валитовой неотделимо не только от балетной труппы театра оперы и балета, прима-балериной, а затем и художественным руководителем которой она была, но и от Воронежского хореографического училища, где Валитова преподавала, воспитав несколько поколений исполнителей самого высокого уровня.


Этот вечер подготовили ученики и продолжатели дела всей её жизни: художественный руководитель Воронежского хореографического училища народная артистка РФ Татьяна Фролова, главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета лауреат международного конкурса Александр Литягин, педагоги-репетиторы театра и преподаватели училища.


Чем же отличался вечер памяти Набили Валитовой от традиционного балетного гала-концерта? Прежде всего, удивительно тёплой и проникновенной атмосферой, которая царила и в зале, и на сцене. Постановщикам удалось избежать случайной фрагментарности и в двух совершенно разных по стилистике отделениях выстроить некое гармоничное, пластически логичное действие, где главным персонажем был классический танец во всём его разнообразии, виртуозности и эмоциональной наполненности.


«Класс-концерт», показанный в первом отделении, в своей основе повторяющий знаменитый спектакль Асафа Мессерера, был дополнен и развит. От простейших батман-тандю, которые у станка почти идеально демонстрировали ученики младших классов, до сложнейших финальных комбинаций, исполненных ведущими солистами и артистами балетной труппы. Зрители как бы присутствовали у истоков вдохновения, без которого искусство балета немыслимо вообще.


Второе отделение открылось фрагментами знаменитого балета Михаила Фокина «Шопениана», покорившего в начале прошлого века не только чопорную публику Санкт-Петербурга, но и искушённых зрителей Парижа, куда этот спектакль привёз на свои знаменитые «Русские сезоны» Сергей Дягилев. Тогда в нём солировали легендарные звёзды русского балета Тамара Корсавина, Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а сегодня в Воронеже – учащиеся хореографического училища: лауреат международного конкурса Диана Егорова, дипломаты международного конкурса Галина Грачева и Денис Беляев. Надо сказать, выглядели они вполне достойно.


Набилю Валитову всегда очень волновала проблема преемственности поколений артистов балета. На вечере её памяти эта самая преемственность была продемонстрирована особенно ярко. Исполнителями многих номеров выступали солисты театра в партнёрстве с учащимися.


Адажио из балета «Тщетная предосторожность» легко и обаятельно исполнили солист труппы Вадим Мануковский и студентка 2-го курса Маргарита Почивалова.


Особо надо отметить участие в вечере двух молодых солистов театра – лауреата международного конкурса Ивана Негробова и Михаила Ветрова. Оба они в течение двух минувших сезонов многого достигли в своём творчестве и по праву заняли положение ведущих репертуарных танцовщиков.


Это особенно важно в контексте сложившейся в труппе ситуации смены поколений. Век балетных артистов весьма недолог, и задача художественного руководства состоит в том, чтобы именно молодые и талантливые исполнители смогли в полной мере и в нужное время реализовать свой творческий потенциал.

Иван Негробов и опытнейшая балерина Екатерина Любых прекрасно исполнили адажио из балета Д. Нормайера «Дама с камелиями». Дуэт, не только насыщенный сложнейшими элементами современной хореографии, но и требующий незаурядного актерского мастерства.


А буквально через несколько минут Иван Негробов предстал перед зрителями уже в образе сказочного принца в па-де-де из балета Чайковского «Щелкунчик» с лауреатом международного конкурса Мартой Луцко.


Это па-де-де по праву считается шедевром высокой балетной классики, предполагающим безукоризненное владение всеми техническими элементами танца и эмоциональную насыщенность образа. Что с блеском молодой танцовщик, не знающий усталости, продемонстрировал зрителям.


Завершился вечер праздничным и ярким гранд па из балета Минкуса «Дон Кихот». Этот номер программы вернул нас ко времени расцвета творчества самой Набили Валитовой – непревзойдённой исполнительницы партии Китри – и её наперсника, ученика, народного артиста России Анатолия Голованя, виртуозно исполнявшего тогда партию Базиля.


И здесь упоминавшаяся уже неоднократно, преемственность поколений была явно ощутима. Китри танцевала студентка 3-го курса Галина Грачёва – ученица ученицы Набили Валитовой, ныне художественного руководителя хореографического училища народной артистки России Татьяны Фроловой. А в образе Базиля выступил ведущий солист театра Михаил Ветров, несколько месяцев готовивший эту партию с Анатолием Голованем. Галина Грачёва не только внешне чем-то напоминала Набилю Валитову, но также отточенностью пальцевой техники, темпераментом и апломбом в исполнении фуэтэ.


Михаил Ветров покорил зрительный зал элегантностью поз, мягкими полётными прыжками, уверенными поддержками партнёрши и бравурным большим пируэтом. Одним словом, дуэт молодых исполнителей получился гармоничным и весьма эффектным, как некий восклицательный знак в конце всего этого замечательного вечера.









Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеКарантин по гриппу в Воронеже и области могут продлить до конца недели

Превышение эпидпорога всё ещё значительное – 30 процентов, хотя эпидемия и пошла на убыль.

В РоссииРоссияне назвали своих любимых исполнителей

Посмотрите на этот «рейтинг» и оцените уровень культуры и интеллекта соотечественников.

В миреКто получит «Оскаров» – коллективное мнение букмекеров

Среди фильмов единоличным и бесспорным лидером является «Рома» мексиканского режиссёра Альфонсо Куарона.

ОбществоВоронежская область вновь вошла в число регионов с самым высоким уровнем жизни

Как и годом ранее регион занял седьмое место, оставаясь весьма привлекательным для миграции.

ТеатрЧто скрывается под названием «RE:Форма танца»

Некоторые секреты проекта раскрыл главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 14-17 февраля: «Алита» прыгнула выше головы

Прокатчикам помогли День святого Валентина, любовь россиян к фантастике и японской культуре.

ПерсонаАнатолий Бородецкий: «У тех, кто предлагает снести Воронежский театр оперы и балета, наверное, проблемы с головой»

По мнению авторитетного архитектора, для сноса здания нет никаких объективных предпосылок.

ЛитератураВышла жёсткая женская антиутопия Кристины Далчер «Голос»

В романе-дистопии женщинам урезали права, дабы они знали своё место. И чем это закончилось?

МузыкаЮрий Башмет: западные страны злятся и завидуют от того, что у них нет «лидера такого таланта и таких качеств», как Путин

Комментаторы не оценили откровения музыканта, как и речи ему подобных, «продавших честь, совесть и достоинство деятелей культуры».

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 9-16 февраля в мировых СМИ

День святого Валентина и продолжающаяся зима, люди и животные послужили источниками вдохновения для мастеров.

Зал ожиданияВоронежцев приглашают на открытие юбилейной выставки живописца Александра Брюханова

Выставка откроется 20 февраля в 17:00 в зале Союза художников на Пушкинской, 7.

ГлавноеОткрытое письмо Игоря Непомнящего губернатору Александру Гусеву по поводу судьбы Театра оперы и балета и воронежской культуры

Игорь Михайлович направил своё обращение главе региона в надежде остановить сползание к непоправимому.