Театр

«Дон Жуан» в Воронежском театре оперы и балета: громкое открытие сезона
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото: culturavrn.ru
Одна моя коллега любит начинать свои рецензии так: «Свершилось!». В данном случае уместно последовать её примеру. Год работы над спектаклем с бюджетом в девять миллионов рублей, раздача «авансов» и обещаний. Наконец, премьера – 17 сентября 2016 года. И главное, что можно сказать после падения занавеса: «Моцарт писал гениальную музыку».
Музыкальный руководитель постановки Андрей Огиевский добился почти «европейского» звучания оркестра, точности в невероятно сложных ансамблях. Все партии сделаны, все акценты расставлены. Уже сам факт столь добротного исполнения одной из самых сложных опер мирового репертуара не может не радовать. Да, время от времени возникает ощущение, что дирижёр и ведомая им команда идут по тонкому льду. Но ведь не проваливаются! Другое дело, что моцартианской лёгкости и непринуждённости пока не достигли. Но – вспомним: первый спектакль, груз ответственности и завышенных ожиданий, тяжесть годового изнурительного труда…
Возможно, оттенок на музыкальную часть наложило сценографическое решение (художник Мария Вольская), отличающееся непривычной для Моцарта мрачностью и тяжеловесностью. В первом действии забываешь о том, что Моцарт написал эту оперу в жанре dramma giocosa, что означает «веселая драма». Трагическое и комическое, возвышенное и бытовое должны сочетаться здесь в математически выверенной пропорции. Сценография воронежского спектакля явно тяготеет к opera seria – массивные мрачные колоннады, всполохи «адского пламени», дымовая завеса на протяжении почти всего трёхчасового действа.
Пространство спектакля обозначено условно-готически, декорации от эпизода к эпизоду кардинально не меняются, что создаёт дополнительные трудности для понимания сюжета теми, кто пришёл на «Дон Жуана» в первый раз в жизни. А таких зрителей на премьере было большинство. Теперь уже мало кто помнит или может сказать, что видел спектакль «Дон Жуан» в Воронежской опере в предыдущем веке. Был такой спектакль. Работали у нас в театре и педагоги по итальянскому языку. Это я к тому, что не всё в искусстве случается «впервые».

Конечно, не впервые партию Лепорелло поручают не басу, а баритону. Игорь Горностаев с партией справился отменно, хотя, возможно, басовые обертоны придали бы музыкальной палитре спектакля больше сочности. Смущает другое. В либретто ключевые эпизоды связаны с тем, что персонажи путают Дон Жуана с его слугой. Спутать героев воронежского спектакля можно только будучи не в здравом уме. Высокий, статный дворянин в исполнении Кирилла Афонина и маленький толстенький слуга являют собой две противоположности homo sapiens. Для спектакля – это дополнительная доза театральной условности, которой порой и так с избытком. Но таковы правила игры, предложенные постановщиками.

Кирилл Афонин порадовал заметным профессиональным ростом. Партию Дон Жуана он аккуратно допевает до конца, красиво двигается, умело пользуется мимикой и жестами. Но не слишком ли много в образе Дон Жуана инфернальности? Жуир, ловелас, прожигатель жизни – да. Наделять же героя чертами Мефистофеля?..
Хороши, убедительны вокально и актёрски три сопрано – Анастасия Черноволос (Донна Анна), Светлана Дюдина (Донна Эльвира), Дарья Филиппова (Церлина). Разве что у Дюдиной во второй половине спектакля чувствовалась в голосе усталость. Но это явно следствие больших нагрузок в репетиционный период и вполне устранимо.
Порадовали «московские гости» - тенор Пётр Сизов, исполнитель партии Оттавио, и Владислав Попов (Командор). Немного «пережал», выпал из общего рисунка Алексей Тюхин в роли Мазетто, но к вокалу претензий нет. Снять лишнее должен был режиссёр-постановщик, но почему-то этого не сделал.
Вообще режиссура Михаила Бычкова ненавязчива настолько, что возникает вопрос: а знает ли режиссёр, о чём он ставит этот спектакль? Заявить городу и миру «Мы поставим «Дон Жуана» – недостаточно. Необходимо убедительное оригинальное режиссёрское решение. Сказать «Порок наказан, добродетель торжествует» можно и не ставя столь масштабный и дорогостоящий спектакль. Но данное умозаключение не заменит концепции.
Если она и была, то почему постановщик не объяснил её, к примеру, сценографу? Тогда не получилось бы такого усреднённого, концептуально размытого оформления. Чтобы заполнить пустоту сцены, прикрыть не освоенность большой площадки, приходится постоянно пускать клубы дыма. Как будто в окрестностях Севильи бушует непрекращающийся лесной пожар. Похоже, в малой форме, на драматической сцене режиссёр чувствует себя намного увереннее.
С другой стороны, мы можем быть благодарны постановщику за то, что он не пошёл путём осовременивания признанного шедевра. И даже использовал режиссёрские цитаты из других выдающихся постановок этой оперы – как, например, наличие натуральной еды в сцене ужина в особняке Дон Жуана и поедание Лепорелло настоящей куриной ножки.

И всё-таки в спектакле столько удобных для певцов статичных сцен и так мало движения и действия, что возникает ощущение застоя и, как следствие, театральной скуки. Никакие проекции и стробоскопы не помогут замаскировать статуарность. Кстати, «новаторский» приём с видеопроекциями Михаил Бычков использовал ещё в спектакле «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе в 2002 году в нашем же Театре оперы и балета. Как писал тогда «Петербургский театральный журнал», «в его новой работе не хватает четкости, ясности мысли… наверное, чтобы ставить оперу, нужны не только яркие ассоциации и нестандартное мышление, но и осмысленное понимание музыки — в первую очередь».
Прошло 14 лет, но то же самое можно сказать о постановке Михаилом Бычковым оперы Моцарта «Дон Жуан». Она и не революционная, и не строго традиционная. Это не вампука, но и не откровение. И уж, конечно, не «прорыв в XXI век». Для этого она слишком… робкая, что ли.

И ещё. Меня занимает вопрос. Зачем надо было так странно решать сцену смерти Дон Жуана, через… левую руку? Разве дворяне подают друг другу не правую, скрепляя договорённость? Как-то всё это получилось не театрально и не убедительно. Да и красные сапоги у героя – как будто из «Царской невесты»...
Но это, если брать по гамбургскому счёту. В целом же спектакль получился. А у нас так давно не было полноценных оперных премьер!

Ранее в рубриках

В Воронеже — Жаркий март 25-го
Это был уникальный месяц, когда в отдельные дни на улице было теплее, чем в апреле, а в домах – жарче, чем в июле.

В России — В столице Кубани «Факел» потерпел разгромное поражение, кто будет новым главным тренером команды?
Если новым главным наставником огнеопасных станет Алексей Ребко, стало быть, все варяги отказались.

В мире — Культурно-историческое наследие Мьянмы сильно пострадало, российские туристы не могут покинуть страну
Страх, растерянность, нехватка элементарных вещей – всё это создаёт напряженную обстановку, усугубляя и без того сложную ситуацию.

Общество — Чудо схождения Благодатного огня ожидается 19 апреля
Ориентировочное время – после часа дня по московскому времени.

Театр — Записи балета онлайн: почему это интересно и как выбрать подходящую площадку
Онлайн-платформы позволяют зрителям со всего мира бесплатно получить доступ к постановкам, которые в противном случае могли бы быть недоступны.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 27-30 марта: подвиг «Пальмы»
Благодаря фильму о собаке отечественный прокат не покрыл себя позором.

Персона — Трамп может оставаться президентом США до 2037 года – правоведы всполошились из-за прорехи в Конституции
Теоретически это не только возможно, но и совсем несложно. И где гарантия, что Трамп пройдёт мимо такой возможности?

Литература — В Воронеже пройдёт круглый стол, посвящённый малоизвестным страницам биографии Гавриила Троепольского
Фигура писателя продолжает оставаться загадочной, многое нам ещё предстоит узнать об авторе «Белого Бима».

Музыка — Воронежский Союз композиторов приглашает на концерт-элегию к 75-летию со дня рождения Татьяны Шипулиной
Татьяна Шипулина – автор симфонических, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений, сочинений для музыкального театра, духовной музыки.

Изобразительное искусство — Лучшие фотографии недели 22-29 марта 2025 в мировых СМИ
Контраст драматизма, даже трагизма и безмятежности – знак уходящей в историю недели.

Зал ожидания — Воронежское хореографическое училище пригласило на День открытых дверей
Здесь хотят увидеть тех, кто намерен связать свою жизнь с балетом и народным танцем.

Главное — Персональная выставка Владимира Гончарова открылась в Ректорской галерее ВГУ
Первые посетители долго, заинтересованно рассматривали и обсуждали работы мастера.