Войти
Общество
10.02.2010 22:56
Район великой России

Район великой России

  • Текст: Эдуард Ефремов
  • Фото:
  • Правка

Начало публикации здесь

…Во всех отношениях показательным с приходом на пост главы местного самоуправления бывшего парторга колхоза имени Чапаева Ивана Митрофановича Дорохина становится село Пузево. Первым делом встретился с настоятелем Покровского храма отцом Романом. Вместе подняли людей на благоустройство села. Преобразился старый парк, радостно всеми цветами радуги засияли штакетники палисадников, соперничая в красоте с бушующими пенистыми волнами гроздьев сирени, черёмухи, золотых шаров. Здесь никогда не считали церковь отделённой от государства. Если бы так было, то и государства давно бы не было.

Храм – центр воспитания, живое сердце всей истории. Вот, вернулись по милости Божьей с империалистической войны целыми и невредимыми Симеон, Тимофей, Прохор, Иоанн, Михаил, Никита, Илия, Пётр, Антоний (всего 43 человека) и заказали от своего воинского братства большую икону, оставив под нею в назидание потомкам доску с записанными на ней своими именами.

Напротив храма мемориал в честь односельчан, павших в Великую Отечественную. На плитах выбито 624 имени – все поминаемы в храме. Среди них не было ни одного атеиста. В Пузево помнят и молятся о председателе колхоза, который спас храм в предвоенные годы. Получил распоряжение из райкома партии – всё подготовить к взрыву церкви, завтра приедут военные специалисты. Председатель ночью поднял село и вместе со всеми на возах, вручную перебросил зерно с тока в храм. Приехали взрывотехники вместе с представителем из райкома, а он им: «Взрывайте, но я дам телеграмму Сталину, что вы вместе с церковью погубили весь урожай – более лучшего помещения для хранения зерна у меня в селе нет». Верующий в Бога коммунист выдержал давление райкома, а там и война нагрянула. По приказу Сталина в лихую годину были открыты многие храмы. Среди первых – храм Покрова Божией Матери в селе Пузево.

На окраине села, под горою, бьют из-под земли семь родников – над ними всегда стоял дубовый крест, дубовыми плахами выложены срубы и подступы к святым источникам. Здесь всегда можно встретить людей, верующих в избавление от болезней святой водой. Рядом – Шипов лес, из дубов которого строились Петром Первым корабли, на которых брали Азов и свершали многие морские победы. Стволы дубов, отправляемых на верфи в Воронеж, освящались водою из этих семи источников. А уж сами корабли освящал первый епископ Воронежский Митрофан…
В селе жителей более двух тысяч. «Перестройка» разбросала крестьян, лишённых работы, по всему бывшему Советскому Союзу. Да нет нигде счастья, кроме счастья, которое созидаешь сам на родной земле… Батюшка Роман рассказывает:

- Из-за того, что храм, в принципе, не закрывался, действовал постоянно только с перерывом в два года, народ здесь очень верующий, любящий свою малую родину… Видели бы вы, с какими слезами они приезжают с чужбины на время отпуска домой! Недавно из Тюмени получил письмо от одной женщины, которая не была в родном селе более сорока лет. Спрашивает: всё ли в храме так, как было в годы её молодости? Какие иконы сохранились? Как часто проходит служба в церкви? Написал ответ. И вдруг она из дальней дали решила приехать. Приехать не к родственникам, которых уже почти и никого нет в живых, а приехать, чтобы помолиться в дорогом сердцу храме, о котором никогда не забывала. И как же она была счастлива, когда увидела: ничего в храме не изменилось – те же намоленные старинные иконы, та же служба… Да только храм более благоустроенный и вокруг него пространство стало более организованным, продуманным…

Школа, которая рядом, считаю, пошла по верному пути. В ней нет специалистов, которые на должном уровне могли бы преподавать Закон Божий или вести факультативные занятия по истории православия, поэтому учителя рекомендуют учащимся посещать церковь. Конечно, не все являются постоянными прихожанами, но все приходят в храм помолиться, поставить свечку перед написанием контрольной, сдачей экзаменов… У нас все первоклассники приходят на службу с родителями и учителями перед началом учебного года. Перед выпускными вечерами вся школа приходит на особенную торжественную службу. Не было случая, чтобы кто-то из уходящих в армию не отслужил перед отправкой молебен. За все годы советской власти и нынешних «перестроечных» лет не игралась ни одна свадьба без венчания.

Хорошо. Но не так всё радужно. Село стареющее. Поэтому не утешающая статистика: в год умирает около семидесяти человек, а рождается – 7-8. Во всей округе уничтожена переработка, почти не стало коров – в лес пришли тоже временщики, которым нет заботы ни о былой российской гордости России Шиповой дубраве, ни о людях, которым нужна работа.


Спасительные люди моего родного села

Родной мой район. Здесь родная моя Козловка, в которой некогда было три храма и более 12 тысяч населения. Могу рассказывать чрезвычайно много о том, что за жизнь православная была у нас, и как она искоренялась. Об этом написана книга. Отмечу только одно…

Уверен, что по молитвам живших здесь некогда старцев, монашествующих и простых крестьян, крепко стоявших в вере, в селе явился батюшка Александр, при котором оживилась церковная жизнь… Служба в переоборудованном под храм бывшего подсобного церковного здания. Только по молитвам могло произойти немыслимое – в Козловку, которая уже и не мечтала о проведении газа, газ провели со сказочной быстротой. Не будем вдаваться в историю обмана, волокит и постоянным собиранием денег… Из пресс-конференций и личной встрече с недавно возглавившим в Воронеже управления «Регионгаз» Владимиром Николаевичем Карасиковым сделал вывод – на нашу грешную землю пришёл не просто высококлассный специалист своего дело, но и человек совестливый, глубоко верующий. Вместе с губернатором Гордеевым они потребовали объяснений от кого следует. У тех для этого не хватило доходчивых и убедительных слов о причинах создавшегося положения … Словом, пока до тщательнейшего анализа воронежских «газовых дел» дело не дошло, но в Козловке газ появился.

… Постоянно заезжал в гости к своему двоюродному брату. Посидим с Александром, его супругой Людмилой, поговорим – вроде бы и они что-то о Воронеже узнали, и я курсе всех козловских дел. Несколько лет назад для кое-каких уточнений при написании книги решил пройти по знакомым дворам. И вдруг понял – не та Козловка, в которой я всё ещё продолжаю жить. Иные люди, иные нравы. Горько стало на душе и пустынно.

В один из приездов прошедшего лета зашёл в церковь на службу. Прекрасное пение хора! Почти никого из прихожан не узнаю, но на всякий случай здороваюсь. Вдруг одна молодая женщина: «Почему вы со мною повидались так, будто мы с вами давно знакомы? И не только со мною так – из хора все этому удивились».

Объяснил: мол, давно в родном селе «в свет» не выходил, с годами люди изменились, не узнаю, но по нашему козловскому этикету не поздороваться – великий грех. Потом судов-пересудов не оберёшься. Позор, если кто-то скажет: «Ишь, как сынок Татьяны Семёновны и Петра Петровича возгордился – не здоровается».
«Мы здесь люди недавние – кто из Казахстана, кто из Узбекистана, кто из других дальних краёв приехал… В церковном хоре коренных козловчан почти нет».

Чтобы как-то выйти из неловкого положения, спрашиваю: «Ну, и как вам живётся с моими земляками?» И вдруг слышу чуть ли слово в слово то, что когда-то слышал от мамы: «Нас Господь из ада вырвал и по Его воле, мы, наверное, и попали в вашу Козловку, которая нам стала роднее матери родной. Удивительные люди: сначала напугали своею неприветливостью, грубоватостью, а затем такую нам помощь оказали, что и не передать. Верующее село, спасительное».

Вот так и моя мама, донская казачка, уговорила отца покинуть сытый и благополучный Батайск, куда они прибыли после войны. У моей бабушки четырёх братьев большевики на вилы подняли за то, что они жизнь были готовы отдать не за интернационал и большевиков, а за веру, царя и Отечество.

…Мама намерена была бежать и из Козловки – отношение к казачеству было не простым. Когда же она устроилась на работу в местную больницу, то через недели две просто влюбилась в отзывчивых и прямолинейных земляков отца.

Моя бабушка по отцовской линии была среди организаторов прогремевшего на всю Россию «бабьего бунта». От преследований сбежала в Питер, где тогда в армии служил мой дед. В советское время все участники «бабьего бунта» считались настоящими борцами за свободу и получали какую-никакую, но надбавку к пенсии. Толька наша Александра Антоновна пенсией с надбавкой была обойдена. Приехали к ней из района – все документы оформлены, показания свидетелей и участников собраны. Спрашивают её, мол, расскажите теперь бабушка сами, как вы тут против царя боролись? Моя бабка с удивлением: «Против какого царя? У нас в Козловке я никакого царя отродясь не видала. Ежели и какая волнения и была, так это мы просто пытались тутошним властям напомнить, что свою службу надо по Божески служить».

Вот это «по Божески служить», по Божески работать, по Божески относиться друг к другу было в моём селе основным. И отголоски былого отношения к жизни, видно, осталось в сердцах внуков и правнуков тех, которые служили только Господу, даже не царям, не говоря уж о партиях. Вот благодаря им укрепились в вере и обрели новую родину русские изгнанники эпохи предательства и «перестройки».

Любить маму или Карла Маркса?

Главой районной администрации Василий Николаевич Шевцов избран недавно. День подведения итогов сельскохозяйственного года решил провести не только как раздачу почётных грамот, премий, ценных подарков, но и повести разговор о главном:

- Я воспитывался в такой семье, где учили любить каждого человека. Без христианской любви, понимания бед и проблем того, кто рядом с тобой, ничего в жизни не добьёшься, ничего путного не сделаешь…

Бутурлиновский район в непростом положении. За последние годы утратил весьма многое. Когда-то был в числе лидеров. Больше этого района никто в области не производил мяса. Качество бутурлиновской муки, бутурлиновского подсолнечного масла, нижнекисляйской «сгущёнки» и прочих продуктов переработки сельхозпродуктов славилось не только на весь Советский Союз, но и далеко за его пределами. Нынешняя картина с животноводством ни в какое сравнение не идёт с годами советских лет. Пестрота различных форм собственности не благоприятствует единению и не особо учитывает «государственные интересы»…

Зная о противостоянии различных кланов, группировок и процветании пропагандируемого индивидуализма, умные не советовали опрометчиво «всех сажать за один стол», но Шевцов всё же сделал по-своему – пригласил на праздник всех первых секретарей райкома партии, некогда стоявших у районного руля, всех бывших председателей райисполкома…

- Я помню этих людей – у них учился работать, болеть не за личное, а за общественное. Это были такие руководящие кадры, с которыми сегодня сравнить некого… Руководители прошлых лет очень много доброго сделали для района – и нам умению созидания этого добра надо учиться. Говорят, между прошлым и сегодняшним днём пропасть – не верю в это. Не верю и в то, что существует какой-то антагонизм между бывшими партийными лидерами и нынешней «Единой Россией» и прочими демократами. У нас у всех одна Родина – Россия. Если мы по-настоящему любим свою родину, то разум и сердце должны подсказывать – отставь амбиции, гордыню, высокомерие в сторону. Перед Россией, как перед Богом все равны, все перед ней в ответе за то, своими распрями и предъявлениями друг другу счетов можем погубить государство…
…И получилось здорово! Зал овациями встретил бывшего первого секретаря райкома партии Николая Петровича Сидорова, бывшего председателя райисполкома Михаила Ивановича Сдвижкова.

Да, линия партии была неколебимой. Если кто отклонялся от этой линии, то вместе с партией. Но, вот, ветераны вспоминают былые дни. Ценили Николая Петровича за спокойствие, интеллигентность и самостоятельное принятие решений. Например, когда строился крупнейший в СССР спецхоз «Великий Октябрь», то оказалось не всё продуманным в проекте. На свой страх и риск принимал решения. О подобной самостоятельности в своей работе говорил и Михаил Иванович Сдвижков.

Когда, вспоминает Николай Петрович, в середине 80-х верующие подняли вопрос о восстановлении Спасо-Преображенского собора, то по распоряжению председателя облисполкома Алексея Макаровича Воропаева реставраторам было перечислено 200 тысяч рублей.

Перелистайте «Капитал» Карла Маркса, к которому в последнее время вновь разжигается внимание мировой общественности. Нет и слова о главной сути человека – душе. Маркс создал действительно несравненное учение, которое перевернуло мир. Но учение сатанинское, без Бога. «Перестройке» надо сказать спасибо за то, что она дала возможность нам ознакомиться с перепиской Карла со своими друзьями – похабщина, цинизм… В стихотворении «Скрипач» он пишет:

«…Видишь этот меч?
Князь тьмы продал его мне».

Он хорошо знал Священное Писание, но это ему нужно было для того, чтобы со знанием дела извращать его – «Я жажду отомстить Тому, Кто правит свыше». Любил цитировать изречение Мефистофеля из «Фауста» Гёте: «Всё существующее достойно уничтожения». Не построение социализма, а удар по религии. Коммунизм – гениально-дьявольская утопия, разработанная для увлечения ею масс, воплощения дьявольского идеала. Одним из лозунгов коммунистической революции во Франции был – «Наш враг – это Бог. Ненависть к Богу – начало мудрости». Развитие настоящих идей Маркса в словах американского революционера Джерри Рубина: «Мы смешали молодость, музыку, секс, наркотики и дух бунтарства с предательством, и такое сочетание трудно одолеть».
Маркс совратил и разложил былой христианский дух Энгельса, который так писал о своём новом пожизненном друге: «Чёрный малый из Трира – редкое чудовище».

Отличником в гимназии по знанию Закона Божьего был и Володя Ульянов, ставший впоследствии одним из величайших богоборцев, атеистов, но в конце своего мучительного ухода из жизни хватался за спасительную возможность и просил Надежду Константиновну: «Позовите мне попа».

Уверенной было дорогой Маркса и Ленина пошёл Сталин (не вычеркнешь из истории сталинские репрессии, его жестокость не только к врагам, но даже к просто подозреваемым – об этом кричим и продолжаем кричать на каждом шагу), но почему-то замалчивается, многим не нравится преодоление Сталиным себя, поворот государства к Истине. В роковой час испытаний, наступивший для Советского Союза, в начале Великой Отечественной, он, бывший семинарист, как бы вспомнив слова своей мамы («Сосо, как я хотела видеть тебя священником»), обратился к согражданам как православный к православным – «Братья и сестры!» Господь, упование на Него, спасло страну от порабощения Гитлером, как самое надёжное оружие. Видно, Сталину многое было открыто, если он прислушался к советам ряда ревнителей Православия. В годы войны и послевоенные годы Иосиф Виссарионович открыл более 22 тысяч церквей.

Душа каждого из нас рождается христианкой, и каждый из нас на определённом отрезке жизненного пути вспоминает самое дорогое – маму, её уроки, её желание передать то добро, без которого невозможно развитие твоего рода и всей жизни на земле. Примерно, об этом говорил Михаил Иванович Сдвижков, сказав в заключении: «Счастье, спокойствие в душу пришло, когда я, коммунист, выполнил последнюю волю моей мамы – она просила меня побывать и помолиться у Гроба Господня. Недавно я это сделал. Кажется, что-то во мне изменилось – становлюсь другим».

В данном случае, как и во многом ряде подобных, это не просто воля наших матерей – воля Господа во имя спасения не только нас, но и спасения наших детей, внуков, государства. Мы становимся другими, когда понимаем, что ближе и роднее нам не Карл Маркс, а воспитанные духовным наследием Сергия Радонежского, Александра Невского, Серафима Саровского наши бабушки с дедушками, наши отцы с матерями.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.