Общество
Воронеж: этническое и этическое
- Текст: Игорь Маркин
- Фото:
Взаимное сосуществование различных национальных культур всегда было подобно острому клинку, которым легко порезаться, если не обращаться с ним предельно осторожно.
Осторожно – это как? И с чьей стороны необходима осторожность?
Воронеж с недавних пор заклеймили городом фашистов. Господи, помилуй! За что? Безусловно, трагические случаи, связанные со студентами-иностранцами, не красят наш город. Обойдемся без подробностей – ими пусть занимаются соответствующие органы. И все-таки одного момента коснемся. Пострадавшие в своем поведении оказались далеко не зефирными зайчиками, разве что шоколадными… Ведь и в дурацкой, а оттого популярной песне «Я шоколадный заяц» русским по белому поется, что хотя «косой» и ласковый, но – мерзавец.
Да, было дело, в Воронеже организовывались рыночные погромы. Именно организовывались. И это тоже не делает чести горожанам. После подобных эксцессов усердно искали виновных и, как водится, отыскали их. Злодеем оказалось РНЕ. Да почему сразу РНЕ? Эти ребята в то время, между прочим, восстанавливали Свято-Спасскую Костомаровскую обитель. Им не до рынков было. Они приезжали в полуразрушенный монастырь и вкалывали за честь и за совесть. А вот добрые и тихие труженики-каменщики (не все, не все), из Костомарова бесследно исчезли, когда узнали, что оплата их работы совсем не та, на которую они нацелились. Побойтесь Бога, узкие специалисты, откуда у монахинь большие деньги? И стояло одно из монастырских зданий недостроенным года эдак три.
Культурное влияние «извне» мы сегодня видим воочию. Стиль в одежде отражает внутренний мир человека. И вот летом, в самое пекло, пятнадцати-семнадцатилетние Петя Иванов, Костя Сидоров и т.п., напяливают по самые брови теплые вязаные шапочки, надевают бесформенные штаны с такими же по фасону свитерюгами - и давай кататься на скейтбордах во всех подходящих и неподходящих местах. Тренировки в основном проходят на площадях, включая и нашу главную. Для полноты картины не хватает динамиков, исторгающих хард-рок.
Этому и другим подобным явлениям есть свое определение – «помоечная культура». И выражается она не только в скейтбордах, а в отношении молодежи к окружающему миру. Самовыражение в этой области оставляет желать лучшего. И распространяется такая «помойка» в геометрической прогрессии.
Есть, конечно, и светлые моменты. Интересно и творчески работают с группами иностранных студентов в ВГУ. К примеру, китайцы не только изучают русскую историю и культуру, но и стараются по мере своих возможностей приобщиться к ней.
И все-таки это капля в море. Хотя данная проблема должна волновать воронежцев далеко не в последнюю очередь. Нам интереснее те, кто остался «всерьез и надолго». Оседают же в Воронеже в основном выходцы из бывшего СССР. Стали ли они частью нашего города? Если да, то в какой степени? Как приняли-впитали наш мироуклад и что дали взамен? Наркоманию, тяжелую криминогенную обстановку, раздражение воронежцев?
На улицы города периодически выплескиваются толпы нищих с характерным акцентом. И это становится в некотором роде «городской вывеской». Потом эти толпы разбредаются по области и оседают в брошенных местным населением деревнях и селах. А часть остается в городе. Посмотрите на названия кафе, мотелей и ресторанов, что прочно обосновались в Воронеже и на всех основных трассах области: «Ахтамар», «Кавказ», «Арарат», «Ереван», «Тифлис», «Бухара»… По их именам можно смело изучать новейшую историю и этнический состав родного края.
Кстати, об истории. Ее, как считается, пишет победитель. Но ведь бывает и так, что нет победителей, а лежат вповалку сплошь побежденные. Сегодня наши бывшие «братья» в трактовке исторического процесса пускаются во все тяжкие. Вот, пожалуйста, пара примеров из «исследования» некоего С. П. Плачинды, проникновенно названного «Лебедия» (Киев, 2005). Гомер, оказывается, по своему происхождению был украинцем. И что с того, что изъяснялся на древнегреческом? Гоголь – великий украинский писатель, но вынужден был писать на враждебном русском, так как дикие и порочные москали надругались над Украиной. В эпоху стародавнюю то же самое с «ридной ненькой» сотворили богомерзкие эллины, оттого великий слепец по-гречески и «мовил». А вообще он родом то ли с Полтавы, то ли из-под Жмеринки.
Есть в книге и упоминание Воронежской области. В районе рек Воронеж – Дон – Усмань персидский царь Дарий безуспешно ждал скифской покорности. Рано радуетесь, уважаемые земляки-краеведы. Вся упомянутая территория - Великая Праукраина.
Однако стоит только заикнуться в защиту родной истории либо культуры, как тут же обвинят в шовинизме, национализме, расизме и Бог еще знает в чем. Всем, кто не русский, можно вести себя как нравится, ибо это «элементы национального обычая», а тем же казакам запретили носить фольклорные плетки. Хорошо, пока дозволяют справлять казачьи праздники.
Конечно, обрисовывать ситуацию в одних лишь темных тонах не следует. Есть вещи, которые не хотелось бы забывать. В Воронеже и области интересные фестивали устраивает грузинская община. В прошлом у Музея-диорамы все желающие могли поучаствовать в грандиозном татарском празднике. В ДК железнодорожников лет пять назад около десяти различных землячеств устроили для воронежцев шикарное представление. Грузины, армяне, азербайджанцы, туркмены показали многочисленной публике яркие образцы своей национальной культуры. В Воронеже периодически и под разной эгидой выпускаются различные русско-украинские альманахи, в которых затрагивается самый широкий спектр литературы и искусства. Речь не об отдельных явлениях, а о непростой, но, тем не менее, наметившейся тенденции «притирки» различных этнокультур. Все это пока еще очень хрупко, в лучшем случае угадываются только контуры. Как будет дальше – покажет время.
Что тревожит сейчас, так это все возрастающее восхищение воронежцев жизненным укладом тех, кто прибыл к нам. Часто можно услышать, как чуть ли не с придыханием констатируется: «А у «них» не так. «Там» за такие слова…., да за такие дела…». Не надо забывать, что «Там» - одно, а «Здесь» - свое, родное, иное. Кому интересно, поезжайте «Туда», раз «Там» так распрекрасно. Однако почему-то едут к нам.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев
На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.
В России — В Воронежской области возможен «грязный дождь»
Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — Дети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?
Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.
Театр — В Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет
Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Известный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла
Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — Объявлен состав участников опен-эйра «Музыка мира в Белом колодце» 29 июня
На концерте выступят артисты из Ганы, Индонезии и Армении.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Мэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»
Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.