Войти
Общество
20.12.2011 08:43
Деятели культуры Воронежа выступили за спасение архитектурного памятника

Деятели культуры Воронежа выступили за спасение архитектурного памятника

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Виктор Батраченко
  • Правка

 

 «…Я помню всё, но город детства всё труднее узнавать…»

 

Виктор Батраченко,

 

из поэмы «Переулок Фабричный»

 

 

Лет десять назад ко мне  приехала подруга из Москвы. Я ломала голову: чем удивить столичную гостью? Музеями? Выставками? Спектаклями?  В конце концов, решила показать ей старый Воронеж. Мы прошли привычным для меня со студенческих лет маршрутом: от Петровского сквера вниз.  Большая Манежная, 20-летия ВЛКСМ, переулок Фабричный… Там еще сохранились старые дома. Если остановиться и прислушаться, можно услышать, что у каждого своя мелодия. Пусть простая, негромкая, неприметная на фоне нынешнего жесткого ритма, но своя. Вот незамысловатая вывеска «Ателье», а вот трогательная надпись, которую время от времени подновляют белой краской: «Проверено. Мин не обнаружено. Козорезов».

 

После прогулки подруга моя чуть не плакала от восторга. Всё время повторяла: «В Москве такого нет! Как хорошо, что в Воронеже есть такие удивительные уголки старины!». А я радовалась и гордилась своим городом.

 

Сегодня мне пришлось бы поломать голову подольше, чтобы выбрать маршрут. Потому что стыдно. И больно за те старые милые уголки,  которых остается все меньше и меньше. 

 

Таким уголком скорби стал печально известный дом № 10 в переулке Фабричном. О нем не говорил и не писал только ленивый.  А толку?

 

По сути, весь Фабричный переулок пока еще остается  заповедным местом, напоминающим о преданьях старины глубокой. В начале 18-го века здесь была городская окраина. В 1729-м году купец Потап Никитич Гарденин стал владельцем собственной суконной мануфактуры. На холме над Чернавским логом он выстроил усадьбу с жилым домом и фабричными помещениями. Человек он был, судя по всему, серьезный. Ценил время. Поэтому решил построить на свои средства храм. Как теперь говорят, в шаговой доступности от собственного дома и фабрики. В 1735 – 1746 годах здесь возвели храм, названный Тихвино-Онуфриевским: во имя Тихвинской иконы Божией Матери и святых богоносных старцев Онуфрия Великого и Петра Афонского. По имени храма переулок стал называться Онуфриевским.

 

 

В 18-м и 19-м столетиях усадьба Гарденина дополнялась новыми зданиями. В результате сложился уникальный архитектурный комплекс, достойный изучения и охраны. В Гарденинский комплекс входит и Тихвино-Онуфриевский храм, и «Арсенал», и дома под № № 10 и 12.  Но, если с храмом и «Арсеналом» всё ясно, дом № 12 снабжен сопроводительной табличкой и пока защищен  хотя бы тем, что там живут люди, то десятый дом нуждается в немедленной защите.

 

У дома № 10 интересная биография. За три века он успел побывать и жилым домом, и мастерской, и исправительным учреждением. В 1897-м году в этом здании был устроен и освящен домовый храм во имя святителя Митрофана. Десятый дом пережил и гражданскую, и Великую Отечественную. А главное, почти не изменился! Сохранились и первоначальная кладка 18-го века, и уникальные своды. По свидетельствам воронежских краеведов, этот дом – самый старый образец гражданской архитектуры в Воронеже. Всё это рушится на глазах. Потому что в настоящее время является частной собственностью. Хозяева – ООО «Квант» - не предпринимают попыток отреставрировать  здание, хотя дом № 10 в переулке Фабричном имеет официальный статус памятника регионального значения и должен охраняться!

 

 

Восклицаниями делу не поможешь. Аллегориями вроде того, что старые дома – это симфония города – тоже. Помочь может только решение властей. А бороться есть за что. Перед нами не отдельные сохранившиеся конструкции, а целый фрагмент старейшего дома Гардениных. Превратить его из предмета позора в объект, достойный экскурсионного показа, - дело чести. Особенно сейчас, когда так много внимания уделяется развитию в области историко-культурного туризма.

 

Решить проблему могла бы передача дома приходу Тихвино-Онуфриевского храма. Тем более что дом и храм составляют единый архитектурный комплекс и располагаются рядом.

 

О том, чем бы мог стать десятый дом в переулке Фабричном для воронежцев, можно только мечтать.  Пусть там будет музей исторического быта, церковный музей святителя Митрофана – по имени домового храма, музыкальная школа или богадельня, даже чей-то офис. Главное, чтобы мелодия дома не стала минутой молчания.

 

Деятели культуры и искусства Воронежа, журналисты, краеведы и все неравнодушные к судьбе памятника люди, обратились к губернатору области Алексею Гордееву с просьбой сохранить дом № 10 в переулке Фабричном. Свои голоса в защиту десятого дома оставили:

 

художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков,

 

художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени Кольцова,  заслуженный деятель искусств России Владимир Петров,

 

председатель Комитета по культуре и историческому наследию областной Думы, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Театра юного зрителя Александр Латушко,

 

председатель Воронежского Союза театральных деятелей России, народная артистка РФ Татьяна Фролова,

 

член Союза российских писателей, Почетный гражданин Воронежа Олег Ласунский,

 

профессор исторического факультета ВГУ Александр Акиньшин,

 

председатель правления Воронежского отделения Союза российских писателей Галина Умывакина,

 

секретарь Союза композиторов РФ Евгений Трембовельский,

 

руководитель ансамбля «Воля», профессор Галина Сысоева,

 

художественный руководитель мужского хора «Православная Русь» Татьяна Ижогина,

 

заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Бронислав Табачников,

 

всего 430 человек. 


Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеЕщё один температурный рекорд установлен в Воронеже 17 октября, прежний превышен на два с лишним градуса!

Ничего подобного в анналах синоптиков найти не удалось – нынешняя осень точно войдёт в историю.

В РоссииИзвестный блогер раскрыла причину развода Шнура и Матильды и назвала её нового любовника

Третий официальный брак Шнура продлился восемь лет. О разрыве с Еленой Мозговой (Матильдой) артист сообщил в соцсети в конце мая.

В миреАмериканские синоптики сделали долгосрочный прогноз для Европы, России и Украины на зиму 2018/2019

Частично прогноз заокеанских метеорологов совпадает с предсказаниями Гидрометцентра России.

ОбществоНеизвестные превратили арт-объект «Счастье не за горами» в «Смерть не за горами»

Надпись на набережной Камы в Перми сначала сократили до двух последних слов, а потом и вовсе убрали.

ТеатрВ Воронеже прошёл областной фестиваль школьных театров

В нём приняли участие 11 коллективов из Воронежа и муниципальных районов Воронежской области.

Кино и телевидениеЧто смотрели и что не смотрели телезрители на неделе 8-14 октября: драма Баскова и Диброва

При этом различия в предпочтениях москвичей и остальных россиян порой разительные.

ПерсонаВладимир Мединский: 90 процентов россиян тяготеют к консерватизму и тянутся к традиционным ценностям

По мнению министра культуры России, остальные 10% не тянутся к традиционным ценностям «исключительно из вредности».

ЛитератураИздательство «Эксмо» выпустит роман «Молочник» лауреата Букеровской премии 2018 года Анны Бёрнс

Соперниками Анны Бёрнс были англичанки Дейзи Джонсон и Робин Робертсон, американцы Рейчел Кушнер и Ричард Пауэрс, а также канадка Эси Эдугян.

МузыкаКоллектив из Воронежской области «Донские зори» примет участие в «Поединках хоров»

Народный хор русской песни «Донские зори» Дворца культуры города Лиски Воронежской области был создан в 2006 году.

Изобразительное искусствоПамятник Николаю Троицкому в Воронеже – досадная неудача скульпторов и архитекторов

Город облагодетельствовали очередным монументальным «шедевром». Хорошо, что его мало кто увидит.

Зал ожиданияВ музее Крамского выступит фольклорный ансамбль «Терем» и пройдёт лекция «Редкие издания в библиотеке ВГУ»

Акции пройдут в рамках работы выставочного проекта «Люди и вещи. К 100-летию ВГУ».

ГлавноеВоронежский аэропорт стал участником проекта «Великие люди России», какое имя он будет носить?

Участники сегодняшней дискуссии остановились на пяти кандидатах: Петр I, Андрей Платонов, Иван Бунин, Иван Крамской и Константин Феоктистов.