Войти
Общество
09.11.2010 10:33
Историческая память должна опираться на вещественное наследие прошлого

Историческая память должна опираться на вещественное наследие прошлого

  • Текст: Игорь Маркин
  • Фото: roadplanet.ru

 

Край наш, такой богатый культурно-историческими традициями, в туристическом аспекте находится даже не на призовом, а на каком-то там «надцатом» месте. От этого у горожан время от времени проскальзывает чувство легкой досады, а в качестве сравнения наши земляки волей-неволей кивают  (и не без оснований) на другие регионы. И ведь нельзя сказать, что на городском и областном уровнях в данном направлении никаких усилий не предпринимается. Подвижки-то – налицо.

 

Правда, среди позитивных шагов и здравых рассуждений попадается немало предложений, которые можно охарактеризовать как разговор «ни о чем с претензией на значимость».

 

Недавно наши СМИ сделали «важное» открытие: Воронежу явно не хватает литературных музеев.

 

В качестве примера помянули Нобелевского лауреата, мировую величину, уроженца Воронежа И.А. Бунина, музеи которого есть в Орле, Ефремове и Ельце, а у нас – нет.

 

Да у нас много кому нет, не одному лишь Бунину!

 

Так если бы пресса только констатировала факт, а то ведь подала его как проблему, да еще с нотками осуждения. А кого винить? Да кто же его знает. «Наше дело – бить в набат»…

 

Литературных музеев, чего греха таить, в Воронеже и впрямь не хватает. Но давайте попробуем спокойно разобраться в ситуации.

 

Итак, желания, как всегда – хоть отбавляй, а вот возможности… Получится – кто же против, только вот получится ли? Музей – это не арендованное помещение с пятью бумажками под стеклом да столом-новоделом «той» эпохи, а из звонких газетных статей музейный фонд не образовывается. В том же Ельце бунинский музей создавался не годами даже, но десятилетиями.

 

О каких таких новых музеях можно мечтать, когда не так давно в Воронеже в здании литературного, кстати, музея проходила выставка детских игрушек 50-60-х годов, и организатор выставки обратился к населению с предложением  купить старые игрушки. И что? Много откликнулось? То-то и оно...

 

А вот еще одна «модная» тема – о канувших в безвозвратное прошлое русских усадьбах. На территории нашей области их целая россыпь – Кавериных, Русановых, Тулиновых, Потаповых, Лосевых, Сомовых, Нечаевых, Чертковых, Северцовых, Ростопчиных-Барятинских, Раевских…Это – малая часть из очень длинного, поверьте, перечня. И все – в прошедшем времени. Прямо какой-то мартиролог.

 

Газетные и журнальные статьи разного калибра и достоинства просто душу изорвали плакатными призывами: «Разрушили, разорили «дворянские гнезда», не сохранили очаги самобытной русской культуры… Доколе будем равнодушными?». И все в подобном ключе.

Слова верные, но пустые. Да, разорили, да, запахали, забороновали и чертополох посадили. Плохо, конечно, жутко, но что же делать-то?

 

Как «что делать»? Прочь сомнения  – «Возрождать и восстанавливать»!

 

Хорошо, давайте действовать. Как? Да как всегда – писать, создавать общественные фонды, комиссии и так далее. Но усадьбы от этого не возродятся.

 

Красивыми фразами бросаться легко, осуществить их – вот проблема, ведь положа руку на сердце, признаем – к сожалению, даже часть усадеб восстановить теперь едва ли удастся.

 

Хватит, наверное, устраивать «разборы полетов» – давно летать пора, иными словами – подняться надо всеми этими никому ненужными балладами о поруганной чести и достоинстве. Какой смысл впустую осуждать задним числом то, чего, увы, не вернешь? Может, будет полезнее пытаться сохранить то, что еще осталось, естественно, не забывая о прошлом?

 

Хорошо, что о тех же усадьбах пока еще помнят. Историческая память – тот спасительный круг, что не даст сгинуть нации.

 

Никто не говорит, что этого достаточно. Есть возможность что-то воссоздать, пусть и по крупицам – прекрасно. Форм и вариаций для того, чтобы все мы не забывали «дворянские гнезда» – превеликое множество. Само сознание не обыденного, но заповедного, усиливает людское воображение, человек острее чувствует связь с ушедшим, что в какой-то мере помогает обществу сохранять историко-культурную память.

 

И тогда даже оставшиеся жемчужины на карте нашей области сыграют свою важную роль цепочки-преемственности и послужат для нас настоящим животворным источником духовной культуры.  


Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеФестиваль «Голос трибун» под угрозой срыва

Жуткая жара может стать причиной неявки зрителей на матчи, которые показывают на Адмиралтейской площади.

В РоссииПовышение пенсионного возраста – наказание Божие и предвестник более страшных кар для народа

Что пишут консервативные издания по поводу решения властей существенно поднять возраст выхода на пенсию для россиян.

В миреПровал фильма «Хан Соло: Звёздные войны. Истории» вынудил студии Lucasfilm и Disney принять непростое решение

Производство спин-оффов наподобие «Хан Соло: Звёздные войны истории» приостановлено.

ОбществоАлександр Гусев выдвинут «Единой Россией» на пост губернатора Воронежской области

Выборы пройдут 9 сентября и, по мнению самого кандидата, будут слабоконкурентными.

ТеатрСпектакль «Ворон» в Зелёном театре растрогал до слёз

В День памяти и скорби эту свою работу показали артисты Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 21 июня: два лидера – и оба хромые

С минимальным перевесом на старте уик-энда вперёд вышел фильм «8 подруг Оушена».

Персона«Всё начинается с любви», или Прощальный поэтический вечер молодого воронежского поэта Амана Рахметова

Аман Рахметов уезжает из нашего города, где прожил пять лет. Он будет служить на родине, в Казахстане.

Литература«Неизбирательное сродство» Игоря Вишневецкого – умелая стилизация русской романтической прозы XIX века

Среди авторов, на которых опирался писатель, выделяются имена Бестужева-Марлинского, Николая Полевого и Нестора Кукольника.

МузыкаВ Воронеже более тысячи человек посетили концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны

Концерт завершился бурными аплодисментами и исполнением марша «Прощание славянки».

Изобразительное искусствоОткрылась персональная выставка Натальи Паршиной

Экспозиция развёрнута на втором этаже главного корпуса ВГУ в так называемой ректорской галерее.

Зал ожиданияПопулярный фестиваль «На родине М. Е. Пятницкого» пройдёт 29 и 30 июня

В нём примут участие исполнители из Воронежской, Московской, Саратовской, Пензенской, Тульской, Калужской, Ростовской, Волгоградской, Рязанской и Орловской областей.

ГлавноеМихаил Бычков назвал «странной» церемонию закрытия Платоновского фестиваля и захотел «ясности» от губернатора

Бычкову надо ехать на фестивали в Европу, а он ещё не знает, будет ли заниматься Платоновфестом следующего года.