Общество
Год столетия возрождения православных братств отметили пасхальным концертом-размышлением в Доме актёра
- Текст: Юрий Крапивин
- Фото: Юрий Крапивин
Концерт-размышление «Пасха! В радости друг друга обнимем», посвященный 100-летию возрождения православных братств, состоялся в пасхальные дни в конференц-зале воронежского Дома актёра. В концерте приняли участие воронежские певцы и музыканты.
Ведущими концерта стали члены Свято-Тихоновского братства Алексей Евстигнеев и Юлия Штонда.
С началом открытых гонений на Церковь патриарх Тихон (Беллавин) обращается с призывом к православным христианам нашей страны «устроять духовные союзы, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления». Именно поэтому для названия концерта была выбрана строка из стихир Пасхи – одного из наиболее любимых пасхальных песнопений, раскрывающего смысл события Воскресения Христова как преодоления всякой розни и обретения по-настоящему новой жизни, нового подлинного единства. Устроители концерта обратились, в первую очередь, к опыту исповедников веры – членов общин и братств, духовный опыт которых называют пасхальным опытом, весною церкви.
– Время оказалось не только периодом кровопролития, но и временем особого единения людей во Христе, – рассказала ведущая встречи Юлия Штонда.
Православные братства издавна были известны на Руси. Они объединяли и священников, и мирян, посвящавших свою жизнь, силы и средства служению просвещения, благотворительности, миссии, защите православной веры. Священник Николай Гумилевский, создатель санкт-петербургского Христорождественского братства писал в 60-е годы XIX века, что именно церковное братство может быть «духовной скрепой, соединяющем сдвинувшиеся пласты русской жизни».
Одно из наиболее ярких братств – Крестовоздвиженское трудовое братство – было создано в конце XIX века. Основатель братства – Николай Николаевич Неплюев, богатый, блестяще образованный аристократ, который в итоге все свои силы и состояние вложил в его созидание. Возникшее изначально из горячего желания дать образование и христианское воспитание крестьянским детям – сиротам, православное братство объединяло людей разных сословий. В нём проявило себя настоящее глубокое общение в духе христианской любви. (Почётным членом братство стала хорошо известная воронежцам принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская).
В Крестовоздвиженском трудовом братстве особое внимание уделялось культуре. У детей была прекрасная библиотека, устраивались театральные постановки. Николай Николаевич Неплюев часто приглашал их к себе домой, где играл для своих гостей на фортепиано произведения Глинки, Моцарта, Шуберта... Он считал, что в деле воспитания музыка имеет огромное значение.
После рассказа о Крествоздвиженском братстве особенным эхом прозвучало выступление юного талантливого скрипача, ученика 2-го класса Детской музыкальной школы № 4 Гордея Дахина, исполнившего «Арию в старинном стиле» французского композитора Г. Мари.
До революции в России было порядка 700 православных братств. Жизнь многих из них носила часто внешний организационный характер. Когда после Октябрьского переворота Русская православная церковь столкнулась с беспрецедентными гонениями, стало очевидно, что в одиночку невозможно справиться с таким напором зла, помогать тем, кто попадал под его тяжкий удар, защищать и хранить свою веру, передавать её другим. В возникавших исповеднических общинах и братствах заново открывалась и глубоко переживалась сама суть христианства – любовь и милость к другому человеку, «святое общение в благодати».
На вечере вспомнили и общину исповедника веры архимандрита Сергия Савельева. В 20-е годы дружеский круг молодых людей всерьёз заинтересовался изучением русской культуры, литературы, философии. Вскоре молодежь с удивлением для себя обнаружила, что всё это коренным образом связано с православной традицией. Друзья сознательно выбирают для себя путь веры, относясь к нему как к «родной жизни». День, когда их определили как враждебную группировку и, арестовав, разослали по разным лагерям и тюрьмам, братчики определили как день рождения общины. Они не прекратили своего общения и после ареста: переписывались, посылали посылки, навещали друг друга, обменивались духовным опытом. Узы братской любви давали им силы жить в нечеловеческих условиях.
На встрече звучали фрагменты из писем членов Александро-Невского братства, рождение которого стало первым откликом на призыв патриарха об объединении для защиты веры, были показаны фотографии художественных работ преподобномученицы Марии (Скобцовой), широко известной в мире под именем матери Марии, входившей в ряд православных братств, созданных в русской эмиграции...
Братская жизнь всегда была целостной: объединяя людей, она охватывала и преображала все стороны жизни человека. О духе творчества, приобщённости к достоянию русской и мировой культуры свидетельствовали многие воспоминания и документы. Именно поэтому рассказ о православных братствах в России как нельзя лучше украсили выступления певцов Михаила Лобаса и Таисии Усольцевой, фортепианная игра Ларисы Вахтель и Ирины Хачатуровой, пение и аккомпанемент на гитаре Юлии Штонды, скрипичная игра Елены Галкиной. Прозвучали стихотворения Бориса Пастернака, Николая Гумилёва, музыкальные произведения Баха, Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Шнитке – сочинения, раскрывающие глубину человеческого существования.
Под занавес концерта невозможно было не вспомнить нашего современника, горячего сторонника и защитником братской жизни в церкви священника Павла Адельгейма – исповедника веры, поэта, богослова, убитого в 2013 году в Пскове. В его стихотворении «Пасха», написанном в заключении в 1971 году, есть такие строки:
Христос Воскрес! И смерти безнадежность
Разрушена восторгом бытия.
Как вешняя капель, торжественно звеня,
Поют колокола Его любви безбрежность…
Завершением концерта-размышления стал венок пасхальных песнопений на разных языках: русском, церковно-славянском, испанском, греческом, французском...
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.