Войти
Общество
22.09.2009 06:26
Портрет «безбашенного» поколения

Портрет «безбашенного» поколения

Самое страшное Китайское проклятье – «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» Предперестроечные 80-е и бурные, местами даже страшные, 90-е подарили России не одно поколение. Кто мы, рожденные в СССР, взрослевшие в смутное время крайнего беспредела, живущие в борьбе с собой и системой?

Наше поколение – это разношерстное племя безбашенных героев и отмороженных ублюдков, гениев и бездарностей, отчаянных смельчаков и жалких трусов, романтиков и материалистов, тех, кто «всегда готов» и тех, кому все равно. Наше поколение – каскад совершенно неожиданных людей и непредсказуемых поворотов судьбы.

Каждое поколение, как известно, имеет свои индивидуальные черты. Отличительная особенность современной российской молодежи – это условия выживания. (Или скорее отсутствие оных). Информационное пространство страны переполнено аморальными лозунгами и пропагандой индустрии развлечений. Может быть поэтому «биологический» переходный возраст, как высчитали российские социологи, затянулся до 25 лет, а то и выше. Но мы не американцы. И условия не поменялись: русские дети идут в школу в 7 или даже в 6 лет, а статус гражданской зрелости мы получаем, как и ранее, в 18 лет. Независимо от расчетов социологов.

Природный потенциал человека и среда, в которой он воспитывался и получал уроки жизни, решают всё. Как гласит русская поговорка: «Водичка дырочку найдет». Так и молодежь – талантливый человек найдет, как себя реализовать. Было бы желание, а уж возможность всегда можно найти. Банальный пример: нередко случается, что дети из рабоче-крестьянских семей, имея за плечами только 11 классов средней школы, своим умом пробивались по жизни, занимая весьма достойные позиции в обществе. И не всегда это было следствием каких-либо злодеяний. Зачастую бывает наоборот - дети обеспеченных родителей становятся на скользкие дорожки наркомании или криминала.

Трюм

Под вечер, глядя за окно, вы обнаружите во дворе «комплект» молодых людей. Сидят кучками на невысоких заборах или на корточках, согнувшись «в три погибели». Реже, на лавках. Соображают на выпивку. Ближайшее пространство в радиусе 2-3 метров старательно заплевано шкурками семечек и закидано окурками. Наблюдая за этим действом, можно подумать, что они метят территорию. Разговаривают молодые люди в основном на матерном диалекте. Мат для многих уже давно стал нормой жизни. Печально, но факт. Молодых людей за окном это нисколько не смущает - просто по-другому они разговаривать не умеют за нехваткой словарного запаса. Поколение 90-х называет их просто - гопники.

Так вот, гопники - это далекие от культуры и моральных устоев люди. Это отдельный слой социума, имеющий свои законы и правила. Они называют друг дружку «пацанами» и тянут слова. Говорят, что живут «по понятиям». Понятиям, которые, как они считают, являются неким сводом законов криминального мира. Соответственно, незыблемым авторитетом для этих лиц являются уголовники. Хотя большинство из них зону не «топтали» и смертельно боятся туда ступать.

Немного о внешнем виде и повадках.

Начищенные до блеска туфли, спортивные штаны, кепка-хулиганка, очень короткая стрижка и глаза на выкате, стабильно декларирующие: «Не понял, на…?!» выделяют гопника из любой толпы. В одной руке бутылка пива, в другой – горсть семечек. И для них дико, что кто-то может жить по-другому. Это им зачастую просто непонятно, как непонятна нам, к примеру, жизнь на Марсе. Поэтому, в среде гопников действует четкое разделение на «своих» и «чужих».
Предметами разговора столь «одаренной» публики является довольно узкий круг интересов - кто с кем и из-за чего подрался, процесс половых контактов и количество приводов в милицию за последние сутки. Рассказчик обязательно позиционирует себя, как минимум, спасителем вселенной, громко вещает и размахивает руками, подобно завравшемуся рыбаку. В реальности их «подвиги» - тривиальное хулиганство, хуже того, разбой или грабеж. Гопников волнует всего два вопроса: «кто ты по жизни?!» и в каком кармане у тебя лежат деньги. Если же деньги не появляются из вашего кармана самостоятельно, у вас есть шанс увидеть фокус. Ваши деньги как по волшебству исчезнут из вашего кармана при возникновении кастета в руке гопника.
Таким образом гопник - это гибрид жлоба и незадачливого уголовника с комплексом супермена.


Сливки - «Золотая молодежь»

Как-то, высказывая своё драгоценное мнение по телевидению, один политик с гордостью сообщил: «Золотая молодёжь – это наше будущее. Ведь они будут управлять страной». На фоне, за его спиной в наркотическом экстазе дёргались, танцуя, размалеванные девушки и женоподобные молодые люди. Если это – наше будущее, возникает вопрос, будет ли оно вообще…

Дети обеспеченных родителей. Подобно гопникам, они являются носителями завышенной самооценки, а посему очень много о себе понимают. Завсегдатаи дорогих ночных клубов, носители дорогой одежды, обладатели многих ненужных, но дорогостоящих вещей. Слепо следуют моде с претензией на индивидуальность. Однако, несмотря на «дорогую упаковку», они, зачастую, не обеспокоены поисками финансовых средств. Это мажоры. Мажоры раздражают социум количеством «понтов» и бесцельностью свого существования.

В этой среде также есть определенные поведенческие нормы, установленные манеры и жесткие правила. Здесь также происходит четкое деление на «своих» и «чужих», причём в «свои» можно легко попасть, продемонстрировав звенящую роскошь родительских кошельков. А уважение зависит от веяний моды и манеры держаться. У кого дороже шмотки, тачка и брелок – тот и круче всех, а остальные «могут отдыхать». Что касается сложного вопроса - будущего, то тут родители в основном за них уже все решили. Им зачастую остается только срывать плоды жизни, однообразно поглощать их, а потом подолгу мучиться похмельем после очередного загула.

Но, несмотря на это, и среди «мажоров» порой встречаются довольно яркие личности. Это случается в том случае, если человек самостоятельно находит себе занятие и средства к существованию. Из некоторых даже могут получиться успешные бизнесмены, дизайнеры, музыканты. В общем, «выйдет толк», как говорят в народе. К сожалению, процент таких случаев невелик, потому что в основном это люди, которые в малолетстве испытали на своей семье все «прелести» 90-х. Чьи родители не пали духом после дефолта, а сумели как-то выкарабкаться и пробиться. Эта молодежь так же, как и мажорные «понторезы» не особо нуждается в деньгах, но и не сидит сложа руки на шее умиляющихся родственников.

Плебеи

Средний класс, каких много. Этот социум наиболее многочислен. От зашоренных маменькиных дочек и сыновей до совершенно отвязных и самостоятельных личностей.
Родители задают чадам стереотипы бытия. Но здесь нет переизбытка средств как у мажоров, и есть культурный уровень и воспитание, чего не хватает гопникам. Таким образом, у этих детей появляется выбор – или жить как все: учиться там, где скажут, гулять с тем, с кем можно, устроиться на указанную работу, завести семью и – жизнь удалась! Либо пробивать собственные жизненные тропы, не особо прислушиваясь к мнению наставников в виде бабушек и мам. Читать те книжки, какие нравятся, самостоятельно выбирать круг общения, собственноручно (вернее сказать «собственноножно») искать работу и в конечном итоге добиваться полной финансовой независимости.
Среда плебеев, за счёт возможности самостоятельного выбора, богата на субкультуры.

Неформалы

Со словом «неформал» кто-то связывает безбашенное юношество, а кто-то рассказы про наркоманов и хулиганство. Порой, конечно, не без оного, но в противовес всем социальным неприятностям каждое движение несёт за собой особую атмосферу и культуру.

Панки

Слово «панк» говорит само за себя – с английского оно переводится как «отбросы». Панки противопоставляют себя обществу, морали, консерватизму, диктатуре и всему, что вообще в какой-то степени может ограничить свободу, создавая таким образом контр-культуру. Расцвет панк-культуры приходится на 80-е. В то время можно было без труда обнаружить на улице шокирующего своим внешним видом и количеством шипованных напульсников и цепей молодого человека с ирокезом. Теперь настоящий панк со всей соответствующей атрибутикой является редкостью и претендует на вымирание. Однако кое-где ещё сохранились некоторые представители этого движения, так что спешите видеть.

Готы

Иногда можно наблюдать такую картину: навстречу вам несётся что-то чёрное, страшное, размалёванное, в развивающемся плаще и сильно напоминает вампира после долгой голодовки. Так вот это – гот. Претендует быть мрачным, зловещим, таинственным и ходит во всём чёрном.
У готов очень интересная смесь символики. Вы можете увидеть гота с египетским крестом на шее, кельтскими узорами на одежде и христианским крестом, к примеру, на браслете.
Любимыми темами этих «существ» является смерть, всё с нею так или иначе связанное, и вообще они отличаются крайне пессимистичным мировоззрением на фоне мрачной эстетики. При этом готы являются вполне безобидными и миролюбивыми созданиями.

Хиппи

Хиппи в наше время - движение хоть и немногочисленное, но вполне узнаваемое и почти не изменившееся за десятилетия. В основе философии хиппи лежит протест против общепринятых моральных условностей, стремление вернуться к природе, свободная любовь и пропаганда «мира во всём мире» - пацифизма. Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Занимайтесь любовью, а не войной!».
Хиппи на вид очень яркие и носят фенечки (браслеты из ниток или бисера), ксивники (пёстрые сумочки), разнообразные хайратники (ленточка на лбу, по легенде «чтобы не срывало крышу») и другие цветные предметы разного назначения.
Язык хиппи также сильно отличается за счёт заимствований из английского языка. Живут она на «вписках», встречаются с «герлами», идут на «сейшен» к «олдовым пиплам» на «флэт»... Если вы не знакомы со значением данных слов, вы можете и не понять, о чём вообще речь-то…
А самое забавное в хиппи-тусовках - это блуждающие от одного рассказчика к другому «телеги», стишки, песенки и байки, повествующие о всевозможных странностях, происходивших в недалёком прошлом с рассказчиками.

Эмо

С недавнего времени улицы заполонили подростки в розово-чёрной в клеточку одежде, строящие из себя центр вселенской печали. Да, и много-много значков. Чем больше – тем круче. Это есть эмо-киды. Некоторые называют их последователями панков, другие гламурными готами. «Кого не взяли в готы, те ушли в эмо». Теперь они мрачно бродят среди нас, красят глаза, волосы и ногти чёрным и рисуют ярко-розовые сердечки и черепушки в туалетах на переменах. Есть ещё вариант изобразить чёрную пятиконечную звезду на розовом фоне, но это уже высший пилотаж.
Есть в эмо-движении и действительно хорошие стороны. Многие молодые люди и девушки этого направления отказываются от сигарет, наркотиков, алкоголя и беспорядочных половых связей. Конечно, это всего лишь дань моде. Но пропаганда здорового образа жизни в наше время крайне редкое явление на фоне игровых автоматов, культуры пива и крутости кальянов и сигар.

Ролевики, толкинисты и реставраторы

Как-то перед показом одной из частей «Властелина колец» (знаменитого фильма по книге Толкина) местная милиция с удивлением наблюдала картину – перед кинотеатром появились два вполне прилично выглядящих молодых человека, достали мечи и устроили короткое боевое действо.
Конечно, мечи были не настоящие, а из текстолита. А ребята не сбежали из местного дурдома. Они всего лишь толкинисты. Главным их увлечением является чтение фэнтезийных историй (главным образом написанных Д.Р.Р. Толкином) и разыгрывание их в действительности. Происходит это таким образом: собирается группа людей, называющих себя по традиции мастерами, продумывается сценарий, место, условия, экономика, оружие, костюмы, созывается толпа игроков, все приезжают в лес, строят крепости и «камера, мотор, поехали!». Плетутся заговоры, идут бои, маги поднимают мёртвых, кто-то выносит крепость, а у кого-то сейчас обед и горит каша на костре, поэтому не до сражений. «Война войной, обед по расписанию…»

Реставраторы отличаются от ролевиков тем, что они используют для своих игр не надуманные истории из книжек, а реальные исторические события. Они в точности восстанавливают всю атмосферу времени и места, которое хотят воссоздать и могут детально рассказать, показать и разыграть вам пару-тройку сражений или убийство какого-нибудь зазевавшегося монарха.
Как толкинисты, так и реставраторы в целом относятся к движению ролевиков – людей, играющих в ролевые игры. Для ролевиков не важно, откуда взята история, они не заморачиваются, добиваясь полного детального воссоздания исторической эпохи, а концентрируются на самой игре и её поворотах.
За рамки стереотипов можно выходить по-разному. Кто-то рисует розовые сердечки на стенках. Кто-то носится с мечом по кустам в лесу. Кто-то постоянно ищет выход своей энергии в новых творческих решениях. Каждый реализует свои способности и возможности. Поэтому именно прослойка плебеев, зачастую, и является носителем собственного мнения, ответственности за происходящее и той самой гражданской позиции, которую так стремится воспитать государство у населения своей страны.

Выработка гражданской ответственности и гражданской позиции в современной России - удел общественных организаций. На этом и остановимся.
Деятельность молодежных организаций в основном делится на социальную работу и самообразование молодежи. Ярчайший пример такой организации - пионерское движение в Советском Союзе.
Все подобные организации зачастую создаются исключительно для продвижения интересов узкого круга взрослых «толстосумов» за счет активности молодежи. Молодежь используют исключительно, как «пушечное мясо» в информационных войнах. А так как молодое поколение довольно активно в проявлении собственных амбиций, то за ним необходим жесткий контроль. Для этого внутри организаций выстраиваются управленческие пирамиды с четкой иерархией, чтобы «в сторону не вильнуло».
В Воронеже подобных действующих организаций насчитывается около 15.
Чтобы заставить молодежь работать, необходимо сделать всего три вещи. Первое - заправить четкой идеологией. Второе – мотивация карьерным ростом или другими благами, например, материальная заинтересованность. И, третье, - возможность самореализации.


Две стороны медали

Именно в молодежных организациях за очень короткий срок в человеке раскрываются его таланты. Здесь расширяется кругозор, появляются новые знакомства и интересы. Приобретаются новые знания и навыки. Основной позитивный момент в этом – повышение коммуникабельности и развитие умения находить новые творческие пути решения поставленных задач.
Именно в молодежных организациях, имея возможность самовыразиться и показать, на что способны, тинэйджеры становятся героями либо подлецами.
К тому же молодежные организации зачастую дают быстрый старт карьере молодого человека. Взамен, правда, на «алтаре» может остаться совесть и честь. Ведь, работая на «дядю», зачастую приходится идти в разрез собственным убеждениям и моральными ценностям.

На примере самой известной в Воронеже молодежной организации МДАД «Наши» можно показать это в полном цвете. Получая возможность самореализации, уверовав в «гарантию» карьерного роста и собственную значимость, ребята выполняют любые поручения своего руководства. Стоит отметить, что внутри местных «Наших», также как и в их кремлевском руководстве постоянно идет борьба за власть. «Жизнь, как курятник - каждый норовит забраться повыше, клюнуть ближнего и нагадить на нижнего», - народная мудрость. Ничего нового. И каждый мало-мальски грамотный лидер прекрасно понимает всё это, набирая себе актив. Часто он подкупает молодёжь, давая возможность реализовать потенциал и нормально общаться на равных. Взамен, порой приходится платить слишком высокую цену.

Каждый представитель вышеперечисленных слоёв общества и культур – продукт конца 20 – начала 21 века. Каждый является индивидуальностью, несмотря на все свои недостатки. Кто-то станет великим, а кто-то сдохнет в канаве, лишившись всего. 90-е научили это поколение не бояться ничего и рисковать. Результат же во многом зависит от поставленных целей и изби-раемых путей решения. Никто не знает, чем всё это закончится. Но, как говорят на востоке – оплоте мудрости планеты - «Ничего не случается просто так. Если что-то произошло, значит, так нужно. Мы же не можем этого понять, т.к. не можем охватить всю картину в целом, как не можем охватить одним взглядом Вселенную». Возможно, и нынешнее сумасшедшее поколе-ние «без тормозов» предназначено для чего-то великого. А, возможно, и нет. Никто этого пока не знает.



Автор - Олег Александрович Панов. Родился в 1984 году в поселке Краснолесный городского округа город Воронеж. Учился в железнодорожном техникуме. Работал в одном из официальных молодежных движений. Публиковался в воронежских газетах и журнале «Подъём». Живет в Воронеже.


Объявление

Аксессуаров в мире существует огромное количество. Вот, например, Вашему вниманию представлен браслет из кожи с якорем. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте humanpark.ru. Заходите и делайте свой выбор.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВ Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского

Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.