Войти
Общество
07.05.2010 12:26
Нужно ли Воронежу столько мемориальных досок?

Нужно ли Воронежу столько мемориальных досок?

  • Текст: Игорь Маркин
  • Фото: voronezh.rfn.ru
  • Правка

Недавно приглашал читателей побеседовать на тему, что для Воронежа значат названия его улиц и всегда ли уместно их переименование.     А вписываются ли в предмет обсуждения городские мемориальные доски? Вписываются, да еще как! И если названия улиц рождаются иногда вне всякой привязки к историко-культурному облику Воронежа, то в обосновании появления мемориальных досок  присутствуют свои нюансы. В досках, кроме всего прочего, запечатлены частички подлинной истории, то есть не той, что «просто была», а той, что была обязательно у нас, оставив при этом какой-то след разной степени  значимости.

 

Доска всегда точно и четко высвечивает конкретную точку, вычленяет событийный эпизод, связанный с наукой, культурой или историей нашего города. Иной раз мемориальная доска отражает и незначительные, на первый взгляд, события. Однако из подобных «мелочей» как раз и складывается общая картина.

 

Висит памятная доска, никому уж точно не мешает. Кто-то мимо пройдет, а иной и приостановится, полюбопытствует. Знать хотя бы будет. Если мы спросим друг друга: «Зачем тебе второе одеяло, дом, машина, буханка хлеба?», сами же и отвечаем: «А чтоб было». И никто такому ответу не удивляется.

Зачем знать, что на доске написано? Чтобы знать. И тут уже масса удивления: «Тебе это надо?». Вообще-то всем нам надо. Разве хуже будет, если мы о своем городе узнаем чуть больше, а значит, станем духовно богаче?

 

Мемориальные доски, конечно, городу нужны. Но не слишком ли их много на стенах воронежских домов? Может, это очередное поветрие, дань моде? Не портят они, случаем, парадные фасады? Ну, порчей фасадов у нас занимается реклама, баннеры, дурацкая роспись и совершенно неконтролируемая частная расклейка. Что же касается количества…

В Москве известный дом «на Набережной» буквально облеплен «мемориалками» – и никого это не удивляет, не раздражает и не смущает. Дом того заслуживает, ибо в нем проживало и проживает немалое количество знаменитостей российского и мирового масштаба.

 

Воронеж – не Москва, и оттого разбрасываться тем, что еще можно вспомнить и сохранить, не стоит. Напротив, нашу память в подобной форме необходимо преумножать.  

 

По тематике воронежские мемориальные доски весьма разнообразны. Немалая часть из них посвящена государственным и общественным деятелям – от М.И. Калинина до Г.В. Старовойтовой.  Эта доска висит на стене гостиницы «Россия». Два дня этот «выдающийся политический деятель» (так написано) гостила в Воронеже. Снова начинаются споры – надо, не надо… Все, есть доска.  Все-таки, какой-никакой, а это миг нашей истории. Не забудем и про политический «заказ», что присущ любой эпохе.

 

Мемориальные доски, посвященные событиям Великой Отечественной войны, даже не обсуждаются. Это – святое.  

Имеются доски, рассказывающие о героях Советского Союза, причем события затрагиваются не только лишь военные.

 

Память о Н.Г. Басове, В.П. Загоровском, А.Н. Афанасьеве и Н.М. Костомарове отражают доски, напоминающие о деятелях науки и техники.

Целая россыпь досок «рассказывает» о писателях. Как о тех, кто хотя бы разово побывал в  Воронеже – Л.Н. Толстом, А.Т. Твардовском, М.Ю. Лермонтове, так и о наших земляках – А.В. Жигулине, Е.Д. Люфанове, Г.Н. Троепольском. Здесь время не властно, оно охватывает и далекое прошлое, и события совсем недавние.

 

Если уж речь зашла о деятелях культуры, упомянем доски, посвященные Р. А. Мануковской, Г.П. Менглету и К.И. Масалитинову.

Вспомнили  далеко-далеко не каждого. Кого-то, конечно, и обошли вниманием – само-собой, безо всяческих намеков либо злого умысла. Если всех перечислять, то элементарно не хватит места. Да у нас и задача иная. Кто хочет узнать интересные подробности, отсылаем к прекрасной книге В.И. Кононова «Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках». А еще советуем время от времени прогуливаться по  улицам города и все увидеть своими глазами.  

 

По эстетике, художественному оформлению и внешнему виду наших мемориальных досок можно спорить до хрипоты. Сколько людей, столько и мнений. Висят на стенах воронежских зданий доски, выполненные удачно и не очень, красивые и неказистые, высокохудожественного уровня и «топорной» работы. Так в жизни было и будет, и касается это далеко не только «мраморно-гранитной» памяти.

 

Есть доски очень даже «говорящие» и оригинальные. Они  выгодно смотрятся на общем фоне своих строгих «собратьев». К стене фасада ДК. имени С.М. Кирова прикреплена доска, сделанная в виде кинокадра с портретом В.М. Шукшина, и напоминает о том, что именно в этом дворце культуры в 1964 году широкой публике впервые показали замечательный фильм молодого на тот момент режиссера Шукшина «Живет такой парень». Или вот, пожалуйста, посвящение нашей землячке, сказительнице А.Н. Корольковой. Не то, что на Ленинском проспекте, а на стене частного дома № 14 в переулке Прохладном (Левобережный район). Доска выполнена в сказочно-нарядном стиле и очень верно характеризует деятельность Анны Николаевны.

 

Но немало в Воронеже и досок, напоминающих современные надмогильные памятники. Да той же Г. Старовойтовой, музыкантам Ростроповичам на улице Пятницкого, 54, на улице Орджоникидзе главному конструктору авиационных и ракетных двигателей С.А. Косбергу. Их не очень много, но что есть, то есть.  

 

Внешний вид досок, кстати, в чем-то отражает эпоху. Здесь сразу же на ум приходят те из них, что дошли до нашего времени из пятидесятых годов прошлого столетия. Литые, чугунные – доски сработаны на века и волей-неволей бросаются в глаза. Иногда в Воронеже среди определенной части публики возникают идеи их поменять, а то и вовсе убрать. Цветного металла что ли не хватает стране? Так чугун нынче дешев… А если серьезно, то мотивы знакомы до надоедливости. Это очень звучная перекличка с ретивыми попытками переименования наших улиц,  уничтожением исторической части города с поспешной  (и, увы, успешной) подменой на ультрасовременный новострой.

 

 

А вот другая крайность, она же - характернейшая примета времени. У мемориальных досок самого последнего поколения тоже есть свои «фирменные» признаки. Взгляните на фасад знаменитого воронежского дома «со львами», что на проспекте Революции. Когда-то это была гостиница Шванвича. Мемориальная доска о сем факте повествует, что отрадно, а вот внешний вид самой доски… Простите за назойливое сравнение с кладбищем, но очень похожие таблички можно увидеть на похоронных венках, что выполняются в присутствии заказчика в течение пятнадцати минут. И явление это становится все более и более распространенным. «Картонные галереи» – совсем не лучший путь к увековечиванию, даже и из сугубо практических соображений.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаЗаметные кадровые перемены произошли в мэрии Воронежа

В частности, свой пост покинул первый заместитель главы города Юрий Тимофеев.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.