Общество
Ситуация с докладом «Воронежский пульс» оскорбительна не только для культурного сообщества
- Текст: Святослав Иванов
- Фото: bloknot-voronezh
Исследование «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика», подготовленное группой экспертов под руководством ректора ВГАИ Эдуарда Боякова, вызвало бурную реакцию культурного сообщества и журналистов. Свое мнение на сайте «Четыре пера» высказал публицист Святослав Иванов.
Два события взбудоражили культурную жизнь провинциального Воронежа: доклад ректора Воронежской государственной академии искусств Эдуарда Боякова «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» и резкая реакция на него директора Театра оперы и балета Игоря Непомнящего. Почему-то после пресс-конференции Непомнящего, которую он провел вместе с замечательным и талантливейшим артистом Александром Назаровым, даже вменяемые журналисты и аналитики стали искать экономическую подоплеку демарша со стороны руководства оперного театра против «реформатора» Боякова. За исключением, пожалуй, что Елены Фоминой, все стали активно «помогать» следствию. И лишь немногие сказали о том, что реакция Непомнящего - реакция профессионала на разрушительную хлестаковщину околокультурных гешефтмастеров.
На мой взгляд, сама ситуация с докладом «Воронежский пульс» оскорбительна не только для культурного сообщества. Мы знаем, что происходило в нашей культуре в последние десятилетия. Как трудно и болезненно она адаптировалась к новым условиям. И должны сказать спасибо тем руководителям учреждений культуры, которые сохранили коллективы и просто выжили. И вот теперь, когда власть готова повернуться лицом к самой забытой некогда отрасли, когда чиновник любого уровня хочет изо всех сил выказать себя меценатом за бюджетный счет, просвещенным и культурным деятелем, именно теперь вдруг появляется некий продюсер, известный в узких кругах околотеатральной публики. Нанимает за 8 млн рублей, которых так не хватает культуре, своих знакомых якобы специалистов, в основном так называемых грантососов, в большинстве своем далеких и от Воронежа, и от русской культуры. И они со стороны, впопыхах, с желанием потрафить заказчику (вдруг он еще выпросит денег на очередное исследование) начинают ставить диагноз воронежской культуре и давать рекомендации. Вот в таких выражениях: «В целом творческое состояние Театра оперы и балета нестабильно, яркие работы случаются нечасто. Главной проблемой может быть отсутствие лидера. Есть главный дирижер, художественный руководитель - режиссер, директор, главный балетмейстер, главный художник, а художественного лидера нет. В конкурсах и фестивалях спектакли оперного театра почти не участвуют».
По какому праву снобы судят о жизни огромного творческого коллектива? И почему такие оценки, якобы экспертные, озвучиваются публично как истина в последней инстанции? А ведь эксперты не только судят. Они по существу распоряжаются финансированием отрасли. На самой презентации исследования в стенах областного правительства 16 сентября Бояков назвал Театр оперы и балета одной из болевых точек воронежской культуры и категорически не посоветовал властям выделять бюджетные средства на реконструкцию его здания. «Прежде надо разобраться, что там будет потом, - заявил Эдуард Бояков. - Нужно разработать концепцию театра». А в качестве противоположного примера привел кинотеатр «Спартак», принадлежащий Михаилу Носыреву, где все, по его мнению, замечательно.
По-моему, само сравнение «Спартака», по сути, - бизнес-проекта, и Театра оперы и балета недопустимо и говорит если не о полной профнепригодности Боякова как культуролога, то о его неадекватности в контексте культурной ситуации провинциального Воронежа. Вспомните, с чего начал Бояков на посту ректора академии искусств. В арке у входа в вуз четверть века стояла успевшая полюбиться горожанам и студентам скульптурная группа «Муза». Статуя молодой девушки, вылетающей из-за кулис в окружении голубей, украшала здание, которое по самой своей идее должно быть прибежищем поклонников Музы. Но по решению якобы ученого совета академии ее демонтировали. Как заявил ректор ВГАИ, «скульптура не вписывалась в предполагаемый план ремонта академии и новый дизайн». Оказывается, новый фирменный стиль творческого вуза с Музой несовместим.
Печально, но Воронеж в ответ на такой агрессивный акт разрушения культурной среды, произошедший даже вопреки мнению самих учащихся академии, промолчал. Высказался резко против демонтажа автор скульптурной группы Александр Мельниченко, назвав его вандализмом. Возмутился также руководитель воронежского отделения Союза художников России Алексей Смирнов. Он резонно заметил, что 25 лет тому назад скульптуру обсуждали на художественном совете, принимала ее комиссия. А теперь по воле одного человека снесли. «Так понемногу мы можем растерять все художественные ценности города», - сказал Смирнов. Кроме художников, снос скульптуры назвал ошибкой и осторожный худрук воронежского Театра драмы имени Алексея Кольцова Владимир Петров. И все?
И хочется, уже после нашумевшего доклада сказать: «Поделом вам, воронежские мастера культуры!». Почему вы оставили без внимания акт вандализма?! Почему не выступили сообща против? Почему не собрались и не пришли в академию и не выставили вон из кабинета и из Воронежа самого ректора? А теперь ждите, что труд всей вашей жизни за ваши же деньги придет и оценит чужой вам по крови и по духу так называемый эксперт. И исследованием все не закончится. В одном из интервью Бояков заявил: «Одна из моих главных задач - вывод академии в город. Академия должна иметь право проводить экспертизу… Если вам понадобится консультация по культурной политике, по содержанию мероприятий в парках или выставочных залах, вы должны знать, что получите в академии квалифицированный совет, рекомендацию. Академия может присутствовать во всех сферах и во всех городских событиях - от Дня города до инаугурации нового мэра».
Догадались, где лежит главный интерес Эдуарда Боякова? Скоро ни одно событие, ни один культурный чих не произойдет в Воронеже, если на нем не будет штемпеля «Бояков и К». Нетрудно догадаться, какая культура получит добро, а какая - нет. Русской традиционной культуре в докладе «Воронежский пульс» вынесен приговор. И поэтому очень смешно выглядит фраза из введения к исследованию, принадлежащая перу самого Эдуарда Боякова: «Объединить нацию может только ощущение духовной общности, связи корневой, традиционной культуры с культурой поиска и создания новых смыслов».
Бояков уже сам по себе стал фактором дестабилизации. Он уже разделил и поссорил воронежское сообщество. И мы должны понять, что он в принципе не способен изменить нашу культурную среду к лучшему. Он и его компания живут в другой реальности, исповедуют другие ценности, молятся другим богам, и их культура не только не дружит с нашей Музой, она и выросла на другой почве. Игорь Непомнящий прав, когда на пресс-конференции высказал предположение, что авторы доклада «не имеют представления об оперном театре как профессионалы». Зато большинство из них наверняка побывали «на спектакле эстонского театра № 099 «Педагогическая поэма», где пропагандируются гомосексуальные отношения, лесбийская любовь, выражаются матом, обнажаются гениталии…». И от такого искусства воронежцы теперь не застрахованы. В недавнем интервью «Ленте.ру» Эдуард Бояков заявил: «Дискурс про однополые браки наиболее целесообразен именно на территории искусства». Ранее он утверждал: «Чтобы вопрос разрешения однополых браков обсуждался в парламенте, как происходит в Европе, его нужно поднять на территории фильмов, спектаклей и книг». И поднимает ведь! В спектакле «Вера Павлова. Стихи о любви», поставленном Эдуардом Бояковым в своем театре «Практика» на «Арт-Стрелке» одна из исполнительниц декламирует:
С педофилом в кустах сюсюкала,
с фетишистом мылась в чулках,
лесбиянка меня баюкала
на своих волосатых руках,
с педерастом подстриглась наголо,
мазохиста секла до крови,
с импотентом в обнимку плакала
по любви, по любви, по любви.
Один из извращенцев-зрителей, поклонник режиссера-извращенца Боякова восторженно пишет о его спектакле. «Вера Павлова с ее сочетанием откровенности и стыдливости не выходит на метафизические обобщения, она фиксирует в поэтических формулах чувственные впечатления - женские, естественно. И в то же время чувственности придает некое сакральное измерение, в котором тело воспринимается как храм, а секс - как таинство (в частности, оральный секс - как своего рода причастие)».
Как режиссер Бояков, конечно, никто. Бояков - герой театрального безвременья, апологет «новой драмы», где мат становится средством передачи реальности. Чтобы понять, кто заказывает выпускнику журфака ВГУ Боякову такую «музыку», и откуда у него умение извлекать гешефт из культуры, вспомним, что он дипломированный маркетолог, окончивший школу бизнеса и Российский экономический университет имени Георгия Плеханова. С 1992-го по 1993 год руководил управлением общественных связей и рекламы торгового дома «Менатеп-Импекс» олигарха Михаила Ходорковского. С 1993-го по 1997-й Бояков - генеральный менеджер ЗАО «Аджирус» и Agio Ltd (Сингапур). Вот почему у Боякова-продюсера все получается.
Пресыщенный бомонд требует эстетизировать патологию (а ля император Нерон), и бояковы выполняют заказ. Но такая ситуация ненадолго. Апостолов неонеандертальской мидлкультуры пресыщенных нуворишей русская почва не примет. Бояков продержится в Воронеже не дольше, чем Гельман в Перми. Как пишет Елена Фомина: «Воронеж - наш дом. Оперный - наш театр. Так нам ли бояться господ бояковых? Не в силе Бог, а в Правде!». А я бы добавил: «За нами Путин и Сталинград». Выступая на Валдае, президент дал понять, что Россия не откажется вслед за Западом от христианских ценностей, от «формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности».
Полный текст статьи С. Иванова здесь.
Предлагаем Вам принять участие в нашем опросе о ситуации с исследованием "Воронежский пульс".
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Буран» уступил лидеру только в дополнительное время
Воронежский «Буран» закончил домашнюю серию поражением в дополнительное время по буллитам.
В России — Сгоревший в результате поджога Шалаш Ленина восстановят весной
При этом сотрудники музея в Сестрорецке делают вил, что экспонат не имел никакой ценности.
В мире — Масштабное исследование показало, кто они – новички в опере, как их привлечь и удержать в театре
Доклад «Понимание новой аудитории оперы» даёт представление о мотивах, опыте и барьерах, с которыми столкнулись зрители и театры.
Общество — В Воронежской области дорогу «отремонтировали» строительным мусором
Видимо, хотели, как лучше, а получилось то, что получилось.
Театр — Воронежский театр драмы назвал дату премьеры «Трёх сестёр»
Над постановкой работает сплочённая творческая бригада во главе с Владимиром Петровым.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 21-24 ноября: «Зять» не сдюжил
Не угодил ни тёще, ни публике и остался на третьем месте, вместо первого.
Персона — Ушёл из жизни учёный-юрист и адвокат Александр Заварзин
Вся трудовая жизнь Александра Владимировича была связана с кафедрой уголовного права юридического факультета ВГУ.
Литература — Вышел роман «Книжный клуб «Детективы по вторникам» Пьерджорджо Пулижи
Автор написал уже несколько десятков романов и стал весьма популярным в Италии.
Музыка — Новый конфуз в Воронежском концертном зале – забекарили симфонический оркестр
Ни дня без срыва – похоже, таким скоро будет девиз ВКЗ.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 ноября 2024 в мировых СМИ
Мы собрали для вас образцы подлинной красоты и мастерства фотохудожников.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона подсказали, как успешно провести выходные дни 23-24 ноября
Выставки, экскурсии, спектакли, концерты, игры и развлечения ждут вас.
Главное — На главной улице Воронежа установили Михайловские часы
Через несколько дней планируют провести завершающие работы: монтаж декоративных элементов, шпиля, настройку часового механизма.