В России
Музейные работники воззвали к Дмитрию Медведеву
- Текст: Юрий Хабаров
- Фото:
- Правка
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Обращаемся к Вам как гаранту Конституции и соблюдения законности в России, где каждому гражданину обеспечена доступность к памятникам культуры его Отечества. Согласно Основам законодательства РФ о культуре, «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и других объединений» (ст. 9).
Однако это несомненное право российского гражданина поставлено под сомнение готовящимся законом о передаче имущества религиозного назначения в распоряжение религиозных организаций. При условии, что почти все художественное наследие России далеких эпох связано с религиозной тематикой, предполагаемая передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование, выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели.
Как представители музейного сообщества реставраторов и хранителей древних ценностей, призываем Вас открыто высказаться против необдуманной и сомнительной законодательной инициативы, способной нанести непоправимый ущерб культурному наследию России.
Ни один православный храм в России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение икон и фресок, живописный слой которых стал чрезмерно хрупким. Объясняется это и ветхостью состояния памятников, и особенностями богослужений при большом скоплении народа и горящих свечах. Мы имеем уже печальный опыт утраты стенописей гениального Андрея Рублева в двух действующих соборах – Успенском во Владимире и Успенском в Звенигороде. Они погибли от тривиальных вещей – сырости, сквозняков и свечной копоти. Под слоем грязи и копоти находится иконостас работы Рублева и его артели в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, живопись которого была раскрыта реставрацией 60 лет тому назад. Иконостас еще можно спасти, если вынести его из собора, вновь подвергнуть реставрации и поместить в условия музейного хранения.
О примерах такой судьбы величайших памятников древнего искусства в условиях действующего храма говорить больно, но необходимо, потому что она ожидает и все наше древнее наследие, если закон, предполагающий передачу памятников культуры в безраздельное пользование церкви, будет принят.
Икона в музее не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию, которая открывает нам истинный образ иконы, в то время как церковное «поновление» направлено на создание благолепного вида иконы, когда творения древних мастеров дополняются современным художником сообразно вкусам заказчика. Здесь, в музее, путем кропотливых научных изысканий, устанавливается время и место написания иконы, которая, таким образом, оказывается в контексте духовных устремлений народа в определенный период истории нашего Отечества.
И наконец, только в залах музея икона, как культурная и духовная ценность, общедоступна всем нашим соотечественникам, тогда как, находясь храме, будучи сокрыта даже для верующих, она заведомо недоступна для людей неверующих и членов других конфессий. Однако прошлое у нас одно на всех. Древние иконы, миниатюры, фрески являются достоянием всего народа, без них, как без языка, литературы, памятников светского искусства человек утрачивает ощущение своей национальной идентичности.
Тысячи школьников и студентов ежегодно посещают столичные и региональные музеи, где знакомятся с наследием прошлого своей родины, унося в памяти идеальные образы Древней Руси вместе со словами из Жития Сергия Радонежского: «Воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего».
Со второй половины XIX века древние иконы и другие предметы культа при содействии государственной власти России переходили в музейные собрания. За прошедшее с тех пор время путем сознательной планомерной работы музеев выявлен основной корпус древних памятников, понята история развития религиозного искусства в России. Подсчитан процент сохранности нашего древнего художественного наследия. Он катастрофичен, ибо не превышает 2% от всего когда-то созданного нашими предками. Основной пласт его утрачен в результате войн, пожаров, политических переворотов и, наконец, просто небрежения. В церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались, их выносили в сараи, передавали в отдаленные села, продавали. При воцарении новых вкусов в церквах заменялись целые иконостасы. Так в 1653 г. из Успенского собора Московского Кремля был вынесен иконостас 1481 г. работы прославленного Дионисия и заменен новым. Та же участь постигла иконостас во Владимирском Успенском, связанный с Рублевым – и многие другие.
В начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться.
Сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного Исторического музея и других организаций (150 подписей).
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев
На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.
В России — В Воронежской области возможен «грязный дождь»
Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — Дети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?
Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.
Театр — В Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет
Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Известный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла
Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — В Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса
На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Пушкин и музыка
Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.
Главное — Антитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад
В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.