Войти
В России
24.06.2012 17:05
Даниэле Финци Паска театрализовал «Реквием» Верди в Мариинском театре

"Реквием" Джузеппе Верди

Даниэле Финци Паска театрализовал «Реквием» Верди в Мариинском театре

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: mariinsky.ru

«Реквием» Джузеппе Верди хоть и называют 26-й оперой композитора, но ставят редко, ограничиваясь концертным исполнением. Однако известный театральный и цирковой режиссер Даниэле Финци Паска и Мариинский театр решились на эксперимент.

Спектакль Даниэле Финци Паски «Донка» показывали в Воронеже в рамках сотрудничества с Международным театральным фестивалем имени А. Чехова. Спектакль произвел сильное впечатление и укрепил репутацию итальянца как крупного европейского театрального режиссера. Но не все двери открываются подобранным им ключом. В частности, попытка театрализовать «Реквием» Верди на сцене Мариинки оказалась не столь удачной.

Незадолго до премьеры Даниэле Финци Паска говорил, что в рассказе о жизни и смерти не обязательно нужно использовать мрачные краски. «Быть свидетелями драмы не означает обязательно видеть эту драму в кровавых тонах. Всегда есть место для чего-то светлого, светоносного. Я рассказываю истории всегда трагические, но пытаюсь это делать с легкостью. Это – необходимость, человечество в этом нуждается», - заявил режиссер, известный также своими постановками для Цирка Дю Солей.



Маститый критик Гюляра Садых-заде, опубликовавшая свои заметки о премьере «Реквиема» на сайте «Фонтанка. ру», считает, что сила Паски-режиссера в том, что он сохранил в себе непосредственность детства. «И нас, зрителей, он призывает «стать, как дети», - пишет критик. - Клубятся в вышине курчавые, пышные барочные облака, словно перелетевшие на сцену с полотен Гвидо Рени. Переливается лазурью светлое небо, в котором кувыркаются ангелы с пушистыми крылами. Жаркое адское пламя закручивается в зловещую воронку, которая притягивает и засасывает грешные души». Зато слабым звеном, по мнению рецензента, оказались певцы: «Злата Булычева, опытная певица, с прекрасным меццо, звучала как-то хлипко и неубедительно, не сумев насытить партию подлинно живым смыслом. Ансамбль певцов – сопрано Виктория Ястребова, тенор Сергей Семишкур, бас Илья Банник – оказался ниже среднего».

Обозреватель Олег Кармунин в «Известиях» дает более жесткую оценку предпринятой попытки театрализации «Реквиема». Режиссер замышлял «Реквием» как гимн во славу легендарных театральных подмостков. На поверку «режиссерский гимн театру оказался гимном допотопной театральщине, одновременно наивной, несдержанной и смешной. Спектакль-энциклопедия расхожих сценических ходов разных эпох».

Апофеозом становится «полет» на сценой девочки. Как пишет критик, «ее прикрепляют к огромным белым воздушным шарам и заставляют висеть над громогласным хором. Исполнительница Аня Мошникова оглядывается по сторонам, машет ручонкой зрителям, болтает ножками и, видимо, очень ждет приземления. Больше ничего не происходит, и становится немного неловко».

«Пасторальные плюшевые ангелочки соседствуют с новомодным хай-теком, рисованные задники уживаются с металлическими панелями. Плюс электрические свечи, видеопроекции, бархатные занавесы. Все это множится на протяжении полутора часов, и к финалу наряду с объяснимым пресыщением возникает неожиданное ощущение эстетической законченности. Действительно, здесь воплотилась почти вся история театра. И все его родовые болезни», – пишет Олег Кармунин. Постановщик ежеминутно извлекает из рукава псевдоэффектные красивости. «Под этим тяжким грузом полностью теряется музыкальная составляющая. В постановке нет Верди, потому что у публики нет времени слушать, только — смотреть».

Вывод рецензента – все это очень грустно. «Двадцать шестую оперу» Джузеппе Верди после такого зрелища хочется вернуть в концертный зал и больше оттуда не выпускать.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.