Войти
В России
01.05.2012 09:30
Анатолий Абдулаев. Немеркнущий свет любви

Анатолий Абдулаев

Анатолий Абдулаев. Немеркнущий свет любви

  • Текст: Марина Шиманская
  • Фото: Сергей Метелица

Вот уж и сорок дней отметили после ухода народного артиста России Анатолия Абдулаева. Но привыкнуть к тому, что его с нами больше нет, не получается. Абдулаева продолжают любить не только в Воронеже, но и в Ярославле, где он обрел профессию. Публикуем текст, присланный нашими коллегами из этого города.

Солнечный, уникальный, ироничный, светлый, великий, честный, добрый – звучавшие в эти дни истинные слова о его актерском и человеческом даровании не радовали, а били наотмашь. Больше никогда…

Обладатель многих престижных театральных наград Анатолий Абдулаев – первый народный артист первого выпуска ярославского театрального училища.

…За дверью просторного зала библиотеки СТД, которая в Ярославле нередко заменяет отсутствующий Дом актера,- громкие возгласы, смех. Это не праздник – поминки. Кто был знаком с Анатолием Абдулаевым, тот понимает, что иначе его и не вспомнишь.

«Когда появлялся Толя, все начинало кипеть. Все хохотали, так он поднимал настроение. Сегодня - 40 дней. Грусть. Но думая о нем, не можешь не улыбаться. Душа радуется, что был такой человек», - вспоминает народная артистка России Наталья Ивановна Терентьева.

«В нем было что-то такое, что еще долго-долго будет нам светить. У него был дерзкий, хулиганский до нереальности взгляд на жизнь», - погружается в свое студенческое прошлое его ученик, заслуженный артист России Валерий Кириллов.

«Когда приезжал из Воронежа, сразу звонил, и всегда пытался меня разыграть. Но по тому, что только он начинал разговор с мата, я его сразу узнавала. Удивлялся: «Как это ты меня узнаешь?» Говорю «был»» и сама не верю. Про него невозможно – «был» - возвращает всех к печальному поводу встречи его сокурсница, актриса Галина Ефанова.

А для заслуженных артистов России Ирины Чельцовой и Валерия Смирнова Абдулаев больше, чем друг – через всю жизнь они пронесли радость студенческого братства. Отводят взгляд от его фотографии. Слезы. Больно.
«А ведь это благодаря мне Толик стал артистом» - вспоминает его тетя, Альбина Тяжелова, доцент Международного университета бизнеса и новых технологий.

«Меня с детства тянуло на учительство – журнал, оценки. Когда Толик подрос, стал выступать за всех учеников. Играл отличника, троечника, двоечника. Точно передавал характер. Наши уроки закончились тем, что в школу его взяли в шесть лет. И школа находилась в том же здании, где позднее открылось театральное училище! А первой ролью его был воробей в новогодней сказке Дворца пионеров. Мы с мамой шили ему костюм – перышки, хвостик. Слов было немного: « Воробей на ветке – чик-чирик. Больше нет мороза - прыг, прыг, прыг». А аплодисменты сорвал хорошие».

Прямой дороги из воробья в артисты не получилось. Глава семьи - дед, талантливый инженер, технарь до мозга костей, служителей Мельпомены совсем не уважал: «Клоуна кормить не буду». А вот Толик деда уважал настолько, что подался в мастера по ремонту холодильников. Тут-то судьба и свела его с Брониславом Табачниковым, будущим театральным критиком, профессором. Юный Броня искал толкового мастера для холодильника, а нашел «живого, шустрого и смешливого малого», который остался в его жизни навсегда.

«Много было в течение этих лет встреч, разговоров, застолий, и сколько не силюсь, не могу вспомнить ни одной царапины в наших соприкосновениях. Во взаимодействии критика и актера – это не просто редкость, а прямо-таки небывальщина какая-то. Что было тому причиной? Думаю, прежде всего, особенности характера Анатолия Гафарыча - по-восточному гибкого, мягкого, редкостно не агрессивного».

Ярославль лишился веселого мастера холодильных установок в тот же час, как был объявлен первый набор в театральное училище. Извини, дед. На всякий случай проверил свое мастерство на бабушке. Голосом Левитана из-под кровати: «Работают все радиостанции Советского Союза…». В общем, объявил о начале войны. Бабушка, которая в гражданскую спасалась от обстрелов бендеровцев, бежала из плена Махно, а от бомбежек Отечественной пряталась с грудной дочерью в окопах, ополоумела от страха и убежала к соседям. Понял, что вполне достиг мастерства. Первый тур, второй – успешно. Дальше предстояло самое сложное – спеть при полном отсутствии слуха. Выбрал вполне неопределенную песенку – «Эй, рула, терула, терула, ла-ла» - и прошел! На сцене актерский талант Абдулаева благополучно «перекрывал» его «музыкальные» проблемы.

Художественный руководитель воронежского Камерного театра Михаил Бычков вспоминает о «забавных» взаимоотношениях Абдуллаева с музыкой. Актер «обнаруживал в музыке свои ритмы, по-своему помахивал ручкой, притопывал ножкой, превращал в свое». Сложнее обстояло с общими сценами. Но « …чаще было, когда он в центре, когда он в своей стихии, когда от него невозможно оторвать глаз – как в бессмертной роли князя в «Дядюшкином сне», которую помнит не только Воронеж, помнит вся Россия».


Анатолий Абдулаев - выпускник Ярославского театрального училища.

Молодость «ятушек» пришлась на то счастливое время, когда народ в своем простодушии радостно боготворил артистов и космонавтов. Степень любви и узнаваемости, кажется, была одинакова. Яркие, талантливые студенты театрального училища стали героями города и девичьих грез. Они успевали всему отдать должное, но боготворили только театр и своих учителей. Сергей Константинович Тихонов и Наталья Ивановна Терентьева - народные «родители» первого курса. Их гостеприимный, открытый дом в актерских хуторах навсегда стал родным. Приезжая в Ярославль, Анатолий Абдулаев спешил сюда – к папе Сереже и Наташе. Благодарность и любовь со временем только возрастала. На 90-летие С.К. Тихонова из Воронежа летели стихи:

Наш Константиныч!
Пап Сережа с гривастой, светлой головой!
Мы любим, помним вас
О, Боже, пока мы живы,
Вы – живой!

Как хутора нас принимали!
Ваш дом с Наташей нас «лепил».
А мы, счастливые, не знали
Что это хуторок в степи.

Неповторимый, добрый, умный воздух «хуторка в степи» навсегда «поставил» молодым ребятам высокую жизненную и профессиональную планку. «Вылепленные» Абдулаев, Блинов, Грибкова отправились в Воронежский ТЮЗ. Театральные «родители» их не забывали.

«Мы с Сергеем Константиновичем приехали в Воронеж и узнали, что в театре идет «Буратино», и играют все наши ребята. Никому ничего не говоря, пришли на спектакль. Толик - Буратино бегал по зрительному залу. Надо было видеть его лицо, когда он пробегал мимо нас! Но не остановился. А когда вернулся на сцену, посыпалась отсебятина по поводу нашего приезда. Мы умирали с хохоту, а он был так счастлив!»

Наверное, никому Анатолий Абдулаев не посвятил столько шутливых поздравлений, как хозяевам родного «хуторка». Поэтически-юмористическое хулиганство - еще одна грань его таланта. Наталья Ивановна бережно хранит пожелтевшие от времени листочки. Не все послания любимой Наташе способна «выдержать» газетная полоса. Но это – Абдулаев.

P.S. И если в новеньком сезоне
для вас вдруг не найдется роль
Я в Ярославле на газоне
На...ру по самый си-бемоль.

Когда тяжелая болезнь уже не позволяла приехать лично, на ее юбилейный банкет в Волковский врывался его по-прежнему молодой, красивый, полный жизни и любви голос, записанный в больнице.

Золотомасочная наша!
Мы вас устали поздравлять.
Как прежде нам близка Наташа -
Учитель, друг, коллега, мать.

И мы желаем вам отличной работы - в кайф
И - в масть, и - в цвет!
Здоровья всей семье столичной,
Гастролей – только заграничных,
Зарплаты – как у них, приличной,
Шлем землякам-коллегам личный
Свой альма-матерный привет!

А тост у нас без выкрутас
Наталь Иванна – за вас!

Мой брудершафтный тост, любя,
Не бз...и, Наташа, за тебя!

Последняя «си-бемоль» Наталье Ивановне написана в барокамере. Дышать уже не мог, но и ее оставить без поздравления – не мог.

«Ой ребята, ребята… Как это несправедливо и неправильно – хоронить учеников. Невыносимо…»
Теперь рядом с Натальей Ивановной ученик ученика. Да, самый темпераментный и яркий, самый любимый ярославским зрителем актер Волковской сцены Валерий Кириллов – ученик Анатолия Абдулаева.

«Мы все с какого-то времени начинаем вспоминать своих учителей. В нашем деле, как ни в каком другом, профессия должна передаваться из уст в уста, из слова в слово. Тогда она - живая. Все в нашем курсе – созвоны, «встречалки» в Москве, в Ярославле, нахождение друг друга – от Гафарыча. Впитывали все – манеры, слова, привычки. Он красиво и вкусно курил – дым съедал. Как? На перекурах пробуем – никак. А у него, зараза, автоматически. И пепел стряхивал большим пальцем. Мы говорили – это стильно, смотри, как Гафар делает. Никак. Я пришел в театральный из голимой самодеятельности. «Давайте, покажите что-нибудь». Показал, как доят коров. С выходом. Они с Бугровым, ректором института, так ржали! Потом Гафар вышел меня изображать. И говорит: « Если это у вас память физических действий, тогда я, как минимум, космонавт». Объяснял. Я вообще не понимал, что он от меня хочет. Понял только через год, когда 1 апреля Гафарыч взял меня на День Дурака. Этим тоже нас заразил основательно. Когда меня за это хвалят, я понимаю, что мы – дети сопливые по сравнению с ним. Как он мог вербовать людей – народных артистов, которые ходили в Доме актера с накладными письками. Балетные - пели, Мордасова с хором – танцевала в пачках в частушечном стиле. Попасть на их капустник было большим счастьем для любого воронежца. Все ждали – будет что-то. Ни одному острослову, которых я повидал немало, не позволена та степень хулиганства, которая была позволена Гафарычу».

А вот в ярославскую культурную жизнь степень абдулаевского хулиганства не вписалась. В юбилей театра, на который приехал президент РФ В.В. Путин, Абдулаев выступил с одой Федору Волкову. В остроумном повествовании о тяжелой жизни русских артистов прозвучала фраза: «Тогда еще в сортирах не мочили….». Местные чиновники ушам не поверили – кто такой, как проник, кто проверял текст? Театралы шутили: «Сегодня в театре было два героя – Путин и Абдулаев». На следующий день «герои» разъехались, а ведущего концерта, Валерия Кириллова повлекли «на ковер».

«Я отговаривался, как мог. Простите, но этого народного артиста очень рекомендовало воронежское СТД. Нет, текста не видел. Нет, почитать нельзя, автор уехал. О кровных связях с ним, конечно, не говорил. Ну, как я мог не дать слово своему учителю?»

Все случилось очень по-абдулаевски: « Я сказал, а уж вы думайте». Было в нем что-то от юродивого. Да и что с него, с артиста, возьмешь? А слова-то сказаны. Всерьез.

Михаил Бычков вспоминает:

«В нем была всегда - важная черта его натуры - потенциальная антибуржуазная бацилла. Желание разрушить официальность, когда очень гладенько, когда все порядочно... Анатолий Гафарович никогда не подыгрывал официозности. Мог иногда просто из-за какой-то детскости, проказливости своей натуры где-нибудь на таможне что-то такое ляпнуть, после чего процедура досмотра для нас существенно затягивалась. И в разговорах с начальством за словом в карман не лез. Ему такой стиль поведения казался естественным и органичным… Прожив немалую жизнь, он не стал солидным, импозантным, пузатым мужиком, а остался Толей, дядей Толей, Гафарычем: огромным авторитетом в профессии и – ребенком, проказником-провокатором».

И теперь – о главном. Сотни ролей сыграны в ТЮЗе: глубина, пластика, изумительное владение телом, легкость, юмор, «блестящее творческое хулиганство». Несколько поколений детей выросло на сказках его Кота Мурлыки, излучающего с экрана любовь и доброту. Несколько поколений взрослых учились смелости и правде у капустных «народных дураков» Абдулаева и Тарасенко, которые почти полвека «баловались» одним юмористическим пером, подытожив сотворчество книгой «Пир духа». Тринадцать спектаклей поставил в Воронежской академии искусств, где преподавал мастерство актера. Да разве все перечтешь. Второе дыхание открылось в Камерном.

«Мы потеряли лучшего артиста Воронежа – говорит художественный руководитель Камерного Михаил Бычков.
- Это был большой Мастер, актер с сильной эмоциональной природой. И при этом умный человек с активной гражданской позицией. …Конечно, мы все переживали, когда происходила история с онкологией, когда потом потихоньку-потихоньку возвращался Абдулаев. И вернулся, настолько окрепнув, что стали порой и забывать: человек-то с одним легким работает. Опять большое количество спектаклей, большая нагрузка, серьезные роли. И безотказный Абдулаев работает».

Был ли для него профессиональный успех – главным? Трудно сказать. Он не делил свою жизнь. Удивительно, будучи актером, в жизни он никогда «не носил» маски. Со случайным знакомым разговаривал, словно с хорошим приятелем. В общении не ставил барьеров и границ. Всем - родной. Этот душевный дар важнее, чем актерский талант.

«То, как умел дружить Анатолий Гафарович, дано немногим – вспоминает Павел Лепендин, автор бесчисленных интервью с актером.

- Эрудиции Абдулаева, его феноменальной памяти можно было завидовать. Казалось, он помнил всех, кого встретил на жизненном пути. Но дороже семьи у него не было никого. Жена, дочка, зять, внуки, сестра, тетя – о них он мог говорить часами, искренне…»

Природная правильность натуры проявлялась во всем. Любил одну женщину. В молодости – страстно, со взломом почтовых ящиков, где виднелась весточка от нее. Потом – нежно – «Нинчик». Всегда – взаимно, глубоко, до сиамского срастания. Заботился и ценил. Никогда не напоказ. На их счастливой кухне за рюмочкой друзья слышали: «Венчаться с Нинкой? Да вы что, она мне здесь надоела. Сорок пять лет вместе. Столько-то даже за убийство не дают». Скрываясь за шуткой, всю жизнь доказывал своему Нинчику, что любит и достоин. Так бывает только у сильных мужчин, позволивших себе роскошь единственной любви. Особая тема – дочь. При разговоре о ней и внуках менялся даже тембр голоса.

И все-таки, наверное, самое главное в нем, что, хочется надеяться, зачтется перед Богом – любовь к Человеку. Она чувствовалась во всем – в глазах, жестах, интонации. В круг его любви входили близкие, учителя и ученики, коллеги, соседи, продавцы – и не выходили из него никогда. Он исполнил главную и самую трудную заповедь - любви к своему ближнему. Про таких говорят – читал Евангелие не словами, а жизнью. Даже свои шутливые поздравления он всегда подписывал - «С любовью от Абдулаева».

Любовь, которой он так щедро одаривал всех вокруг, еще осязаема. Она создает иллюзию его присутствия, поэтому «был» кажется неправдой. Любовь возвращается к нему молитвами, стихами и газетными статьями, страничками интернета и горькими слезами. Наверное, когда-нибудь нестерпимая тоска перейдет в печаль, станет светлей и легче. Когда-нибудь…

Ранее в рубриках
В ВоронежеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.