Войти
В России
16.08.2009 19:09
В российском кино остается все меньше здравого смысла

В российском кино остается все меньше здравого смысла

  • Текст: Юрий Хабаров
  • Фото:
  • Правка

Если судить по конкурсной программе фестиваля «Окно в Европу» (Выборг, август 2009 г.), в российском кино неблагополучно. Об этом пишет, в частности, Марина Тимашева: «Серьезно рассуждать об увиденных конкурсных фильмах довольно сложно. Хочется говорить разве что о том, что все они сделаны при участии Министерства культуры - то есть оно выделило на них деньги. И в голову лезет кровожадная мысль: поймать тех, кто распорядился финансами таким образом, и в принудительном порядке заставить их посмотреть все эти фильмы один за другим».

Какое же меню предложили зрителям и представителям критического цеха организаторы?

Картину "Окно для наблюдателя" юной Галины Мезенцевой по сценарию Дмитрия Липскерова – мутную историю о том, как один писатель написал что-то маловразумительное про другого писателя. Вот уж точно – «редкий зритель досидит до середины сеанса».

Фильм Екатерины Толдоновой «Государыня и разбойник», в котором Екатерина Вторая ведет задушевные беседы с Пугачевым и оказывается, что они оба готовы биться за освобождение народа. Прибавьте к этому псевдоисторическому посылу профессиональную беспомощность – и вот вам «Государыня и разбойник».

Ленту Валерия Лонского «Двойная пропажа», на которой можно хорошо выспаться. Завязка (исчезновение фокусника и его ассистентки во время представления) есть, а развития и развязки нет. Да, люди подчас бесследно исчезают. Но растягивать это утверждение в сценарий двухчасового фильма?

Тем же пороком страдает и фильм "Ясновидящая", снятый Ильей Владимировичем Хотиненко, то есть, Хотиненко-сыном. Героиня фильма обнаруживает способность предсказывать будущее. Время от времени к ней ходят желающие узнать, что их ждет. Однажды появляется молодой человек, который в нее влюбляется. Он-то и спасает кассандру от плохих людей, которым не понравились ее пророчества. Несмотря на неплохую экспозицию, картину губит смешение жанров и небрежность.

Вообще показательно, что героями отечественных лент все чаще становятся экстрасенсы, маргиналы, фрики и прочая подобная публика, и это только подтверждает, что корабль российского кинематографа дрейфует все дальше от здравого смысла, общественной значимости и профессионализма.

К сожалению, фиаско терпят не только начинающие. Обидно за Петра Мамонова и (особенно) Олега Янковского, потому что фильм Павла Лунгина «Царь» («Иван Грозный и митрополит Филипп»), боюсь, многих разочарует. Критики, которым я доверяю, видели картину в дни Московского кинофестиваля, и, мягко говоря, остались не в восторге. Вот и президент фестиваля "Золотой витязь", народный артист России Николай Бурляев подверг "Царя" критике: "Я пришел смотреть "Царя", потому что мне была интересна трактовка Павла – после "Острова". "Остров" ведь был настоящим поступком… Я заставлял себя оставаться в зале полчаса, хотя можно было уйти через пять минут, увидев непрофессиональную работу Петра Мамонова. На экране, извините, беззубый бомж, а не Царь Иоанн Васильевич. Но самое главное – историческая трактовка неверная, уводящая нас от истинного понимания сути и образа Иоанна Грозного. Я категорически не согласен: и народ как быдло, и Царь как упырь – все это антиисторично".
Впрочем, подождем всероссийской премьеры «Царя». Пусть каждый составит свое мнение.

Но все-таки, думается, этот фильм будет профессионально куда крепче незабвенных лент нашего именитого земляка Василия Панина. Помню, смотрел его фильм «Опять надо жить» и удивлялся, насколько же беспомощно… Впрочем, спрячусь за критика М. Иванова: «Фильм снят по мотивам произведений Андрея Платонова, который перевернулся бы в могиле, если бы посмотрел эту картину».

Впрочем, на нашем Платонове подрывались и куда более профессиональные режиссеры. Вспоминается фиаско Александра Сокурова, умудрившегося выкачать из «Реки Потудань» все эмоциональное, волнующее, пронзительное. Засушил, обесточил гениальное произведение автора «Родины электричества».

Что-то уже начинаешь испытывать беспокойство по поводу «Палаты № 6», премьера которой тоже ожидается осенью. Но, вроде бы, Карен Шахназаров мастер известный. Правда, действие чеховского рассказа взял и перенес в наши дни…
Будем, однако, надеяться, что хоть у него кино получилось.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВ Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского

Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.