Войти
В России
26.11.2017 22:57
VI Санкт-Петербургский международный культурный форум:  встречи, открытия, люди

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум: встречи, открытия, люди

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Юлия Оганесова; из открытых источников

Международный культурный форум, в шестой раз прошедший в Северной столице с 16 по 18 ноября, стал площадкой для открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры и культурной политики, представителями государственной власти и бизнесменами разных стран. В 2017 году архитектуру форума составили 382 мероприятия на 102 площадках Северной столицы. В программу вошли фестивали, конкурсы, спектакли, концерты, выставки, дискуссии, лекции, мастер-классы ведущих деятелей культуры разных стран. Репортаж Елены Фоминой – о самых ярких событиях форума, на которых ей удалось побывать.

Живой Шукшин

Для меня форум начался с моноспектакля актёра литературного театра «Классика» Владимира Борисова по рассказам Василия Шукшина. В Государственную библиотеку для слепых и слабовидящих, что на Петроградской стороне, на улице Стрельнинской, 11, я пошла из простого любопытства. Шукшина люблю давно, спасибо нашему замечательному мастеру художественного слова, профессору кафедры мастерства актёра Воронежского института искусств, заслуженному артисту России Евгению Фёдоровичу Слепых. Его прочтение шукшинской прозы для меня – эталон, однако вот захотелось услышать, как звучат знакомые рассказы из других уст. «Волки», «Жена мужа в Париж провожала», «Суд», «Дядя Ермолай» в исполнении Владимира Борисова очень естественны. Иначе нельзя: проза Шушина не терпит малейшего пафоса, чуть пережмешь в интонации – уже фальшь. Актер не играет, а проживает каждую историю здесь и сейчас. Да так, что пульс зрителей, а их в конференц-зале библиотеки было немало – школьников и театралов со стажем, – бьется в одном ритме. Честная, искренняя, очень профессиональная работа хорошего артиста. А всё же, по гамбургскому счету, Евгений Фёдорович для меня так и остался непревзойдённым интерпретатором шукшинских рассказов.


Три незабываемых вечера в Капелле

После проверяющих тебя на совесть рассказов Шукшина мы с подругой-журналисткой отправились на Мойку, 20, в один из лучших залов Петербурга – Государственную академическую Капеллу. 15 ноября там в рамках форума состоялся концерт хора и симфонического оркестра Капеллы под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Программа из музыки Свиридова, Гаврилина, Гладкова, обработок русских народных песен и старинных романсов подарила настоящую радость: мы услышали один из лучших хоровых составов мира под управлением большого музыканта.

На концерт Юлии Лежневой и ансамбля старинной музыки La voce strumentale 16 ноября билетов у нас не было. Но послушать сенсацию мирового вокала с барочной программой очень хотелось. Журналистская смекалка и твердый взгляд Остапа Бендера сделали свое дело, и нас пустили без билетов. Юлия Лежнева – красавица и умница с ангельским голосом. Публика её очень любит и доверяет настолько, что дарит цветы и овации еще до того, как она начинает петь. Исполнение Лежневой действует как гипноз: забываешь, обо всем, кроме музыки, и чувствуешь себя ожившим китайским императором из сказки Андерсена «Соловей». В программе концерта прозвучали духовный мотет Николы Порпоры, арии Георга Фридриха Генделя, Карла Генриха Грауна и другие редко исполняемые сочинения композиторов XVII – XVIII веков. Чистому, подвижному, теплому голосу певицы соответствовал ансамбль La voce strumentale под руководством скрипача и контртенора Дмитрия Синьковского, который не только играл и дирижировал, но и спел пару номеров вместе с Юлией Лежневой.

Наши дивные вечера в Капелле завершились камерным концертом звездного дуэта: японской скрипачки Акико Суванаи и пианиста Бориса Березовского. В программу вошли Пятая, «Весенняя», соната для скрипки и фортепиано Бетховена, Соната № 3, ор.45 Грига, Пять мелодий для скрипки и фортепиано, соч.35bis Прокофьева, Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор, ор.18 Рихарда Штрауса. Акико Суванаи и Борис Березовский – мастера с разным темпераментом, но оба настолько хороши вместе и по отдельности, что исполненные ими шедевры камерной музыки стали поистине драгоценным подарком. Между прочим, и Суванаи и Березовский в один год (1990) получили первые премии на конкурсе Чайковского. Сегодня их статус подтверждается аншлаговыми концертами и зрелым профессионализмом виртуозов-интеллектуалов, которые получают удовольствие от совместной игры не меньше, чем их слушатели.


«ПитерКиТ» широко открытыми глазами

Несколько дней мы провели в кинозале Санкт-Петербургского института кино и телевидения на Бухарестской. 16, 17 и 18 ноября в рамках форума там проходили просмотры конкурсной программы XVII Международного фестиваля «ПитерКиТ». В этом году в конкурсе было заявлено 37 анимационных работ, 21 – в жанре документального кино и 39 игровых фильмов. Среди них были фильмы из России, Казахстана, Израиля, Исландии и других стран. Все они сняты молодыми кинематографистами – студентами и выпускниками киновузов. Поразил не столько профессионализм участников, сколько оригинальность воплощения и серьёзность в выборе тем: глубоких, философских, сущностных. Молодые люди воплощают на экране свои мысли и переживания, обращаясь к далёкой и недавней истории, к острым, неудобным проблемам. При этом они умеют мечтать и верят в чудо, как и полагается людям их возраста.

Гран-при фестиваля получил игровой фильм «Ася» режиссёра Даниэллы Рыбакьян (СПбГИКиТ) – с прекрасными актёрскими работами. Приз за лучшую режиссуру игрового фильма достался Алексу Некто (ВГИК имени С.А. Герасимова) за фильм «Анна и Вано. Ванна и вино» – замечательную комедию в традициях грузинского юмора. Приз за лучшую режиссуру документального фильма получил Илья Михеев (СПбГИКиТ) за фильм «Тема» – о жизни пятерых девочек из детского дома, взятых в приемную семью. Приз за лучшую режиссуру анимационного фильма – Маргарита Калинина (СПбГИКиТ) за фильм «В эмиграции» – о возможности выбора и его последствиях на примере жизни домашних и вольных насекомых. Приз за лучшую звукорежиссуру присужден Артёму Будникову (СПбГИКиТ) за фильм «Рок-н-ролльщик» – о судьбе ударника легендарной группы «Зоопарк» Валерия Кириллова. Приз за лучший иностранный фильм взял «Who Sank Your Ship?» режиссёра Элла Кохн (Школа Кино и Телевидения Стива Тиша, университет Тель-Авива) – романтическая история о любовном треугольнике солдат израильской армии (не подумайте чего плохого, две из них – девушки). Приз за лучший дебют имени основателя фестиваля Виктора Семенюка дали фильму «Киноман» режиссёра Аскара Нуракун уулу (Кыргызско-Турецкий Университет «Манас») – о настойчивом маленьком мальчике, мечтающем попасть на киносеанс без билета (близкая нам тема). И это только малая часть из увиденных нами фильмов-лауреатов.

Своими впечатления о конкурсных работах поделилась моя коллега и партнер по посещениям мероприятий форума, кандидат филологических наук, преподаватель СПбГИКиТ Юлия Оганесова:

- Из увиденных работ запомнился прекрасный игровой фильм «Трое» режиссера Эмиля Эмилссона (Исландия) – добрый, правильный, честный. Очень порадовала документальная работа «Тема» нашего студента Ильи Михеева: интересные режиссёрские и операторские находки, трогательный, искренний и важный фильм. Приятная картина «Нет предела» Элеоноры Дружиловой – вдохновляет и мотивирует. Из анимации запомнилась работа Марии Кузьменко «Одеяло», а из документального кино – фильм Галины Липовцевой «Слеза социализма». Приятно, что, в основном, моё мнение и мнение жюри совпало. Жаль, что фильм «Трое» никак не отметили: на мой взгляд, очень достойная работа.

В гости к Винни-Пуху

После просмотра фильмов на «ПитерКиТе» спешим на Фонтанку, 24, в KGallery на выставку «Век Фёдора Хитрука» (к столетию со дня рождения знаменитого режиссера). При входе нам дают по кусочку кинопленки с кадрами из мультфильмов мастера, и мы попадаем в необычное пространство, где живут с детства знакомые герои мультиков «Топтыжка», «Каникулы Бонифация» «История одного преступления», «Дарю тебе звезду», «Фильм, фильм, фильм», и, конечно, навсегда любимого «Винни-Пуха». Обстановка на выставке самая что ни на есть творческая. На одном этаже развернута история XX века сквозь призму биографии Фёдора Хитрука, на другом по телевизору времен 80-х можно посмотреть документальный фильм о режиссере, на третьем – встретиться с известными аниматорами. Правда, мы предпочли мастер-классу знакомство с застенчивым попугаем-ара с роскошным клювом и щегольским красно-зеленым оперением. Он закрывал глаза и делал вид, что нас нет. Ну, мы не стали навязываться.


И снова Березовский

На выступление Бориса Березовского 18 ноября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии мы даже не мечтали попасть: всему есть предел. Однако, получилось. И снова без билетов. В первом отделении – Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, за пультом Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии народный артист России Николай Алексеев, во втором – Пятая симфония Шостаковича. Во время Третьего концерта в исполнении Березовского прибавляются силы, расправляются плечи, дышится полной грудью, и твоя собственная жизнь словно растворяется в этой пронзительно-прекрасной музыке, которая так явно говорит о бессмертии души, а значит, в этой земной юдоли уже ничего не страшно. Публика Большого зала филармонии аплодировала так, что оркестрантам и солисту пришлось повторить финал третьей части на бис. Пятую симфонию Шостаковича в исполнении заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и дирижера Николая Алексеева, безусловно, можно отнести к одной из лучших интерпретаций этого шедевра. Традиции исполнения симфонии живут со времен премьеры, которая состоялась в этом зале 80 лет назад, 21 ноября 1937 года. Накануне молодой Евгений Мравинский прорабатывал темпы Пятой вместе с автором. И в услышанном нами исполнении под руководством Николая Алексеева – драматургически и эмоционально точном, выстроенном, как совершенное, величественно-прекрасное архитектурное сооружение, был подлинный Шостакович, не искаженный никакой идеологией и толкованиями смысла. Вот оно, настоящее торжество гения над временем.


Вместо постскриптума

Конечно, мы побывали далеко не на всех мероприятиях форума. Но и того, что удалось увидеть и услышать, хватит надолго и в виде впечатлений, и в качестве критерия. А напоследок – об одном событии, которое имеет непосредственно отношение к Воронежу. 17 ноября в Доме ученых имени Горького на Дворцовой набережной состоялась презентация выставки по итогам академического пленэра «Рамонь. Ольденбургские». В экспозицию вошли работы 22 художников из Воронежа, Липецка, Курска, Тамбова, Зарайска, Москвы, Санкт-Петербурга, Белфорта (Франция). Вместе с живописными картинами современных авторов демонстрировались открытки факсимильной печати с пейзажами Евгении Максимилиановны и Ольги Александровны Ольденбургских. В рамках выставки в Дубовой гостиной Дома ученых состоялся концерт артистов Воронежской филармонии. В исполнении лауреатов международных конкурсов Елены Старковой (сопрано), Натальи Криницкой (виолончель) и Михаила Князева (фортепиано) прозвучали произведения Мусоргского, Чайковского и Рахманинова. Вел программу заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Бронислав Табачников. Принимать участие в Санкт-Петербургском международном культурном форуме для воронежцев уже традиция, которая, несомненно, будет продолжаться и впредь. Что не может не радовать.


Хотите посетить культурную столицу? Вас ждёт сеть отелей СПб Евразия. Комфортные уютные номера, высокий сервис, приемлемые цены. Это то место, куда хочется вернуться.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.