Войти
В России
07.05.2017 11:27
Фильм «Матильда» как последний рубеж

Фильм «Матильда» как последний рубеж

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: r11.z1.fidonet.net

Последний редут, за которым не просто поражение, а самый настоящий крах, плавно переходящий в апокалипсис. Так представляют борьбу с «Матильдой» религиозные ортодоксы. С другой стороны, творческая интеллигенция не намерена уступать ни пяди, ибо следствием её поражения станет катастрофическое сокращение пространства свободы.

Фильм Алексея Учителя, ещё не вышедший на экраны и смонтированный только вчерне, успел стать оселком, на котором проверяются духовные, мировоззренческие и гражданские качества россиян. Как бы громко это ни звучало, но каждому предстоит встать по одну из сторон баррикады.

По одну её сторону — творческая элита страны, не желающая поступаться свободой самовыражения, по другую – православная общественность и клир, уверенные, что произведения такого рода о царе-мученике не просто вредны и оскорбительны для верующих, но смертельно опасны для устоев и скреп.

По поводу «Матильды» уже высказались такие тяжеловесы, как премьер-министр России Дмитрий Медведев и влиятельный деятель РПЦ председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Священник и композитор по поводу картины выразился крайне негативно, назвав её апофеозом пошлости и кощунства. Иларион заявил, что Церковь уже не раз предупреждала: выход этой картины оскорбит сотни тысяч верующих по всей России. После того, как Алексей учитель показал священнику только что смонтированную ленту, иерарх не только не смягчился, а занял ещё более жёсткую позицию. Вот что сказал Иларион:


— Я видел эту картину. Меня пригласил сам режиссёр. Причём я должен сказать, что он ещё года два или три назад ко мне приходил, показывал проект этого фильма. Он даже хотел, чтобы я принимал в нём какое-то участие. Ну, например, чтобы там моя музыка использовалась. Я сразу сказал, что сюжет этот весьма сомнительный, что встречено это всё будет неоднозначно… Я сказал Алексею Ефимовичу после просмотра: «Ничего хорошего о вашем фильме я сказать не могу». Он расстроился, может быть, даже обиделся. Но, к сожалению, это фильм, в котором, во-первых, исторические факты, как я сказал, передергиваются. Всё это представлено почти в карикатурном свете. Ну, вот просто расскажу вам, с чего начинается фильм: бегает по сцене Мариинского театра эта балерина. У неё срывается лифчик и появляется обнаженная грудь. И вот она с этой грудью бегает. Наследник сидит в царской ложе и сразу возбуждённо привстает с кресла. И вот с этой пошлости начинается фильм, и вот так весь этот фильм продолжается… Подход к исторической личности такого масштаба, который применён в этом фильме, на мой взгляд, он не допустим. Я даже не хочу говорить о художественных достоинствах или недостатках этого фильма. Николая II — это человек, который Церковью канонизирован, у Церкви особое отношение к этому человеку. Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет этот фильм?
Конечно, можно сказать: «Ну, не нравится — не смотрите». Но речь идёт, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, речь идёт о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению, показывая его так, как он показан в этом фильме. Не говорю уже о том, что совершенно карикатурно там представлена последняя императрица. Она просто как ведьма там показана, а ведь она тоже канонизирована Церковью… Вот этот роман с Матильдой Ксешинской. Да, это было такое юношеское увлечение. Не очень длинное. Оно закончилось после того, как он был обручен своей жене. Своей жене он никогда не изменял. То есть, действительно, какая-то там любовная история была, но поднимать это сейчас на щит, делать из этого якобы художественное произведение, делать из этого кассовый фильм и этим фильмом встречать 100-летие убиения царской семьи, я думаю, что в этом всем есть что-то глубоко неправильное и очень глубоко неверное.


Алексей Учитель счёл непозволительными намёки Илариона на возможные волнения после выхода фильма и отверг обвинения в пошлости:

— Честно говоря, вот в пошлости меня обвиняют впервые. Но и эта точка зрения имеет право на существование. Не имеет право на существование с точки зрения нашего законодательства – цензура. Не имеют право на существование угрозы массовыми бунтами, волнениями, стычками, которыми грозил фильму митрополит Иларион. Надеюсь, что Владыка как умный человек это понимает… Зритель разный. Зрительский взгляд у всех разный. У всех разные вкусы и пристрастия. Мне, как и любому режиссеру, приходится мириться с тем, что среди моих зрителей есть люди со вкусами Поклонской, Милонова и митрополита Илариона. Кино, как и любое массовое искусство, объединяет всех. Это хорошо. Плохо, когда чье-то особое мнение может помешать увидеть кино всем остальным.


Так увидит ли массовый зритель «Матильду»? До выхода фильма в широкий прокат, намеченного 26 октября, чаша весов может качнуться как в ту, так и другую сторону. В консервативных изданиях уже в открытую критикуют не только министра культуры РФ Владимира Мединского, но и премьер-министра Дмитрия Медведева, который прямо заявил, что давление на художника недопустимо.

В ответ, к примеру, Русская народная линия», выражающая мнение значительной части ортодоксов, разразилась редакционной статьёй Анатолия Степанова с нападками на Дмитрия Медведева и репликой публициста Валерия Филимонова: «Матильда» – это хула на Святого Царя. А кто хулит Царя, тот хулит самого Бога! Не могут понять «слуги народа», что уже сейчас идет Суд Божий, и каждый, по собственной воле, выбирает себе вечную участь. Выход кощунственного фильма может приблизить праведный гнев Божий, который коснется всего народа. Апокалиптические последствия этого не заставят себя ждать».

Ни больше ни меньше: выйдет фильм – жди конца света, кто не с нами, тот будет гореть в аду.

Сегодня шансы на выход фильма в широкий прокат я бы оценил, как фифти-фифти. И как бы ни повернулась ситуация, последствия окажутся весьма серьёзными. Апокалипсис, конечно, маловероятен, но что-то непременно произойдёт.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.