В России
11 сентября 1923 года в Воронеже родился Григорий Бакланов
- Текст: Юрий Данилов
- Фото:
- Правка
По его книгам и сценариям было снято десять фильмов. Сам Григорий Яковлевич особенно ценит картину «Был месяц май» (1970 г.) В ее основе – рассказ Бакланова «Почём фунт лиха». А режиссером ленты выступил знаменитый Марлен Хуциев. Фильм отличает удивительная естественность интонации и полное отсутствие пафоса. Впрочем, это - характерные черты всего творчества Григория Бакланова.
Не меньшее мужество, чем на войне, потребовалось писателю в мирное время. В 1963 году он не испугался выступить в печати с положительной рецензией на повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Несколько позже Бакланов публично выступил в защиту «Ракового корпуса».
В книге «Жизнь, подаренная дважды» Бакланов с горечью вспоминает, с каким остервенением в 1988 году его «затаптывал» и «захлопывал» зал ХIХ партийной конференции, яростно сгоняя с трибуны. «На балконе для гостей, - вспоминает Григорий Яковлевич, - дирижировал хлопаньем и топаньем Валентин Распутин. На ленте, отснятой телевидением, я увидел его лицо. Могу сказать, я не желаю ему когда-либо увидеть свое лицо таким, каким оно было у него в тот момент»...
О чем же говорил Бакланов партийным делегатам? В противовес Юрию Бондареву, сравнившему перестройку с летящим в никуда самолётом, Бакланов заявил, что из этого самолёта надо бы выбросить весь лишний груз, даже английскую королеву, если её присутствие на борту мешает благополучному приземлению. «Королева» в данном случае – это геронтократы из КПСС. Все это прекрасно поняли. Зал ревел, бесновался, а Бакланов продолжал: «Вы не волнуйтесь. Я выдержу. Я выстою».
С ярым сталинистом Юрием Бондаревым отношения у Бакланова испортились давно. В повести «Друзья» он приоткрыл завесу, скрывающую немало неприятного и отталкивающего. А с 1986 по 1993 год Бакланов возглавлял журнал «Знамя», где громко зазвучала тема репрессий и ужасов советского прошлого. И это тоже не способствовало сближению Бакаланова с «почвенниками» и «патриотами».
Михаил Швыдкой написал 19 августа в «Российской газете» о показательном эпизоде. Однажды он упомянул Бакланова как писателя-фронтовика в одном ряду с Бондаревым. Вскоре Бакланов позвонил Швыдкому:
«Миша, прошу Вас, никогда не упоминайте мое имя вместе с именем Бондарева! - Григорий Яковлевич говорил сухо и жестко, но даже в его телефонном голосе угадывалось огорчение от того, что он, человек, прошедший войну и обладающий офицерским чувством чести, вынужден объяснять мне, в ту пору популярному театральному критику, очевидные, как ему казалось, вещи. - Прошу Вас, ни в хорошем, ни в дурном смысле, никогда не упоминайте нас вместе». И повесил трубку. Естественно, я огорчился вслед за ним. И потому, что мне меньше всего хотелось его обидеть».
Григорий Бакланов занял только ему принадлежащее достойное место в литературе и в истории. Сегодня – тот самый день, когда об этом уместно напомнить.
Григорий Яковлевич Бакланов (Фридман) родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. В 1941 году добровольцем ушел на фронт, был рядовым бойцом артиллерийского полка на Северо-Западном фронте. После окончания 2-го Ленинградского артиллерийского училища - командир взвода управления артиллерийской батареи, начальник разведки дивизиона на 3-м Украинском фронте. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в освобождении Украины, Болгарии, Румынии, Венгрии, во взятии Вены.
После войны, демобилизовавшись по ранению, окончил в Москве
Литературный институт им. А. М. Горького (1951 г). Печататься начал с 1950 г.
Известность принесла ему повесть "Пядь земли", переведенная на многие языки,
изданная в тридцати с лишним странах мира. Автор повестей
"Мертвые сраму не имут", "Карпухин", "Навеки - девятнадцатилетние",
"Меньший среди братьев", романов "Июль 41 года", "Друзья".
За повесть "Навеки - девятнадцатилетние" удостоен Государственной
премии СССР (1982 г.).
Ранее в рубриках
В Воронеже — Власти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области
Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.
В России — Воронежская область стала одним из лидеров по убыли населения
В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.
В мире — Заявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство
Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.
Общество — Воронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»
Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Стало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской
Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.
Литература — В издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»
29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.
Музыка — В Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса
На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.
Изобразительное искусство — Венецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»
Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.
Зал ожидания — Пушкин и музыка
Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.
Главное — Первая отмена на Платоновском фестивале
Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.