Войти
Платоновский фестиваль
13.06.2012 21:53
Сергей Крылов – обыкновенный гений?

Сергей Крылов в Воронеже

Сергей Крылов – обыкновенный гений?

  • Текст: Татьяна Быба
  • Фото: СтереоБум специально для Культура ВРН

Вчера на сцене воронежской филармонии встретились два русских гения: композитор Сергей Прокофьев и скрипач Сергей Крылов. Поскольку гениальность первого ни у кого сомнения не вызывает, я об этом говорить не буду.

Со вторым – сложнее. Может быть, кроме меня его таковым никто и не считает. Хотя, например, Мстислав Ростропович, познакомившись с творчеством музыканта, сказал, что он входит в пятерку лучших скрипачей мира. А Юрий Башмет, с оркестром которого тоже выступал Крылов, сказал про него, что он «думающий виртуоз», а нас назвал – «современниками выдающегося музыканта». Я бы добавила – счастливыми современниками. Вчера я, например, была счастлива от того, что мне довелось побывать на концерте этого музыканта.

Почему я думаю, что он – гений? Я слышала некоторых очень известных современных скрипачей. У одного меня восхищала техника, я удивлялась его фантастической игре со звуками, извлекаемыми из этого маленького инструмента, у другого поражала академичность и совершенство исполнения, третий подкупал оригинальностью и смелостью интерпретации произведений, четвертый - всесокрушающим напором… Когда я слушала два Концерта Прокофьева в исполнении Сергея Крылова, я не думала ни о его технике, ни о виртуозности, ни о красоте звучания скрипки, ни об интерпретации, ни о взаимоотношениях музыканта с оркестром, которым дирижировал Владимир Вербицкий, ни о манере исполнения.

С первых звуков океан человеческих страстей обрушился и поглотил меня полностью. Искусство исчезло, явилась сама жизнь в звуковом её воплощении. В ней было все – и мучительные переживания, и тяжелые раздумья, и душевные бури, и минуты просветления и покоя, погружение во мрак отчаяния и воспарение к свету и умиротворению, человеческая слабость и мощь его созидательной силы и веры. Неукротимый темперамент Прокофьева, его безудержная эмоциональность, не знающее преград стремление к самовыражению, неукротимая энергия и воля к жизни нашли в лице российско-итальянского скрипача идеальное воплощение. Казалось, для этого музыканта со скрипкой в руках нет ничего невозможного. Не буду говорить банальности по поводу того, что он со своей скрипкой составляли одно целое. Нет, скорее мы были очевидцами невероятной метаморфозы срастания человека и скрипки в какое-то новое, неведомое существо, которое звучало ВСЁ. При этом оно рассказывало нам о своих чувствах с невероятной степенью открытости, раскованности и такой внутренней свободы, которая свойственна только личностям большого масштаба. На пределе человеческих возможностей. Как и музыка Прокофьева.

И хотя оба скрипичных Концерта – совершенно самостоятельные произведения, созданные с большой разницей во времени, но на вчерашнем концерте они словно слились в грандиозную фреску жизни противоречивой, мятущейся русской души в 20 веке. Первый Концерт более оптимистичный, мелодичный, позитивный, хотя «возвращение на землю» после пребывания в «высших эмпиреях» 2-й части оказалось достаточно драматичным. Второй - более трагичный, напряженный, буйный, «языческий», заканчивающийся как бы «на взлете». После которого придти в себя было очень не просто. Воронежский зрители только после большой паузы начали кричать «Браво». Горячий прием побудил Сергея сыграть на «бис» чакону из Сонаты для скрипки-соло, посвященную Баху. И это тоже было великолепно.

Надо сказать, что Воронежский симфонический оркестр, ведомый необыкновенным музыкантом, тоже в этот вечер был на высоте. Не сомневаюсь, что и для них этот вечер будет незабываемым.

Осталось только добавить, откуда это чудо взялось на нашей земле. Сергей Крылов родился в Москве в семье музыкантов – скрипача и пианистки. Отец закончил Московскую консерваторию и к тому же был скрипичных дел мастером. Сергей в основном играет на скрипке, сделанной его руками. Музыке начал учиться рано, в 10 лет уже играл с оркестром. Закончил Центральную музыкальную школу. Из-за болезни отца семья вынуждена была поехать в Италию в 1989 году. Откуда не смогла вернуться из-за социальных потрясений начала 90-х. Свое образование музыкант продолжил в Академии «Вальтер Стауффер» в Италии. Известность получил благодаря победам на международных конкурсах скрипачей имени А.Страдивари в Кремоне и Ф.Крейслера в Вене.

До сих пор Крылов живет и преподает в Италии, в Кремоне. Много гастролирует (более 1000 концертов по всему миру), им освоено 90% классического скрипичного репертуара. Россия его открыла в 2006 –м году, когда он приехал сюда после многолетнего перерыва. С тех пор бывает регулярно. С 2009 год работает еще в Литве – главным дирижером Литовского камерного оркестра. Сейчас Сергею 42 года, он вступил в пору зрелости с большим творческим и человеческим багажом и, судя по всему, в прекрасной исполнительской форме. И мы вправе ожидать от него просто выдающихся успехов.

Второе отделение концерта, естественно, уступало первому, хотя тоже было и необычно и интересно. Впервые в Воронеже исполнялась «Симфония псалмов» Игоря Стравинского (кстати, современника Прокофьева) в сопровождении хора мальчиков Хорового училища имени Глинки Санкт-Петербурга. Мальчики по сути заменили своими голосами скрипичную группу симфонического оркестра (дирижировал им тоже Владимир Вербицкий). Получился выразительный симбиоз. Мальчики, несмотря на невероятную сложность, как всегда, очень полифоничного и новаторского произведения Стравинского, выглядели достойно. И даже вызывали сочувствие и восхищение – часть из них совсем малыши. И не очень понятно, как они вообще могут исполнять произведения такой сложности и содержания! Да еще на латинском языке. ( Хотя, если учесть что у них скоро концерт, на котором они будут исполнять «Страсти по Матфею» Баха, стоит ли удивляться?)

Сама музыка мне показалась достаточно спорной. Слишком сконструированной и заумной. Честно говоря, я не очень поняла, какое она имеет отношение к библейской мощи и мудрости псалмов. Но таково видение художника – ничего не поделаешь. Приходится считаться.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцы раскритиковали мэрию за открытие главной городской ёлки

Церемония проходит каждый год по привычному сценарию в неудобное для граждан время. Попросить, что ли, Ивана Петровича придумать что-то новое?

В РоссииЖители Воронежской области оказались намного порочнее соседей

В рейтинге популярности вредных привычек регион занял 63-е место, оказавшись в нижней части итоговой таблицы.

В миреВадим Глускер сильно расшибся и не сможет какое-то время работать в эфире

Корреспондент НТВ поделился последствиями падения с эскалатора и наехал на немецкую медицину.

ОбществоДипломная работа: преимущества привлечения помощи со стороны

Бывают обстоятельства, когда обойтись без привлечения поддержки не удаётся.

ТеатрГод театра откроют в Воронеже 13 декабря в Кольцовском театре

Не в оперном и не в Камерном, как можно было предположить, а в академическом.

Кино и телевидениеИтоги телевизионной недели 3-9 декабря: «Разговор с Дмитрием Медведевым» не смотрел никто

Уважение и внимание к премьер-министру страны достигли исторического минимума.

ПерсонаУмер Юрий Гришко

Воронежской отделение Союза художников России выразило соболезнования родным и близким народного художника РФ.

ЛитератураВышла книга Чулпан Хаматовой и Екатерины Гордеевой «Время колоть лёд»

«О какой репутации, Катя, может идти речь!» (Чулпан Хаматова).

МузыкаНазваны номинанты премии «Грэмми», среди них – Дмитрий Хворостовский (посмертно)

Фаворитов «Грэмми» на этот раз четверо: Леди Гага, Карди Б, Кендрик Ламар и Дрейк.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 1-8 декабря в мировых СМИ

Способность лучших мастеров найти новое в давно, казалось бы, известном, восхищает больше всего.

Зал ожиданияПервой в Воронеже откроется ёлка в Центральном парке, приглашаются все от нуля и старше

Новый год совсем скоро! А какой Новый год без ёлки? Воронежцев приглашают оценить пушистую красавицу в Центральном парке.

ГлавноеВ Воронеже открылась выставка московской художницы Екатерины Лебедевой

Если эта фамилия покажется вам знакомой, вы не ошиблись: Катя – дочь народной художницы России Раисы Лебедевой.