Войти
Платоновский фестиваль
13.06.2012 21:53
Сергей Крылов – обыкновенный гений?

Сергей Крылов в Воронеже

Сергей Крылов – обыкновенный гений?

  • Текст: Татьяна Быба
  • Фото: СтереоБум специально для Культура ВРН

Вчера на сцене воронежской филармонии встретились два русских гения: композитор Сергей Прокофьев и скрипач Сергей Крылов. Поскольку гениальность первого ни у кого сомнения не вызывает, я об этом говорить не буду.

Со вторым – сложнее. Может быть, кроме меня его таковым никто и не считает. Хотя, например, Мстислав Ростропович, познакомившись с творчеством музыканта, сказал, что он входит в пятерку лучших скрипачей мира. А Юрий Башмет, с оркестром которого тоже выступал Крылов, сказал про него, что он «думающий виртуоз», а нас назвал – «современниками выдающегося музыканта». Я бы добавила – счастливыми современниками. Вчера я, например, была счастлива от того, что мне довелось побывать на концерте этого музыканта.

Почему я думаю, что он – гений? Я слышала некоторых очень известных современных скрипачей. У одного меня восхищала техника, я удивлялась его фантастической игре со звуками, извлекаемыми из этого маленького инструмента, у другого поражала академичность и совершенство исполнения, третий подкупал оригинальностью и смелостью интерпретации произведений, четвертый - всесокрушающим напором… Когда я слушала два Концерта Прокофьева в исполнении Сергея Крылова, я не думала ни о его технике, ни о виртуозности, ни о красоте звучания скрипки, ни об интерпретации, ни о взаимоотношениях музыканта с оркестром, которым дирижировал Владимир Вербицкий, ни о манере исполнения.

С первых звуков океан человеческих страстей обрушился и поглотил меня полностью. Искусство исчезло, явилась сама жизнь в звуковом её воплощении. В ней было все – и мучительные переживания, и тяжелые раздумья, и душевные бури, и минуты просветления и покоя, погружение во мрак отчаяния и воспарение к свету и умиротворению, человеческая слабость и мощь его созидательной силы и веры. Неукротимый темперамент Прокофьева, его безудержная эмоциональность, не знающее преград стремление к самовыражению, неукротимая энергия и воля к жизни нашли в лице российско-итальянского скрипача идеальное воплощение. Казалось, для этого музыканта со скрипкой в руках нет ничего невозможного. Не буду говорить банальности по поводу того, что он со своей скрипкой составляли одно целое. Нет, скорее мы были очевидцами невероятной метаморфозы срастания человека и скрипки в какое-то новое, неведомое существо, которое звучало ВСЁ. При этом оно рассказывало нам о своих чувствах с невероятной степенью открытости, раскованности и такой внутренней свободы, которая свойственна только личностям большого масштаба. На пределе человеческих возможностей. Как и музыка Прокофьева.

И хотя оба скрипичных Концерта – совершенно самостоятельные произведения, созданные с большой разницей во времени, но на вчерашнем концерте они словно слились в грандиозную фреску жизни противоречивой, мятущейся русской души в 20 веке. Первый Концерт более оптимистичный, мелодичный, позитивный, хотя «возвращение на землю» после пребывания в «высших эмпиреях» 2-й части оказалось достаточно драматичным. Второй - более трагичный, напряженный, буйный, «языческий», заканчивающийся как бы «на взлете». После которого придти в себя было очень не просто. Воронежский зрители только после большой паузы начали кричать «Браво». Горячий прием побудил Сергея сыграть на «бис» чакону из Сонаты для скрипки-соло, посвященную Баху. И это тоже было великолепно.

Надо сказать, что Воронежский симфонический оркестр, ведомый необыкновенным музыкантом, тоже в этот вечер был на высоте. Не сомневаюсь, что и для них этот вечер будет незабываемым.

Осталось только добавить, откуда это чудо взялось на нашей земле. Сергей Крылов родился в Москве в семье музыкантов – скрипача и пианистки. Отец закончил Московскую консерваторию и к тому же был скрипичных дел мастером. Сергей в основном играет на скрипке, сделанной его руками. Музыке начал учиться рано, в 10 лет уже играл с оркестром. Закончил Центральную музыкальную школу. Из-за болезни отца семья вынуждена была поехать в Италию в 1989 году. Откуда не смогла вернуться из-за социальных потрясений начала 90-х. Свое образование музыкант продолжил в Академии «Вальтер Стауффер» в Италии. Известность получил благодаря победам на международных конкурсах скрипачей имени А.Страдивари в Кремоне и Ф.Крейслера в Вене.

До сих пор Крылов живет и преподает в Италии, в Кремоне. Много гастролирует (более 1000 концертов по всему миру), им освоено 90% классического скрипичного репертуара. Россия его открыла в 2006 –м году, когда он приехал сюда после многолетнего перерыва. С тех пор бывает регулярно. С 2009 год работает еще в Литве – главным дирижером Литовского камерного оркестра. Сейчас Сергею 42 года, он вступил в пору зрелости с большим творческим и человеческим багажом и, судя по всему, в прекрасной исполнительской форме. И мы вправе ожидать от него просто выдающихся успехов.

Второе отделение концерта, естественно, уступало первому, хотя тоже было и необычно и интересно. Впервые в Воронеже исполнялась «Симфония псалмов» Игоря Стравинского (кстати, современника Прокофьева) в сопровождении хора мальчиков Хорового училища имени Глинки Санкт-Петербурга. Мальчики по сути заменили своими голосами скрипичную группу симфонического оркестра (дирижировал им тоже Владимир Вербицкий). Получился выразительный симбиоз. Мальчики, несмотря на невероятную сложность, как всегда, очень полифоничного и новаторского произведения Стравинского, выглядели достойно. И даже вызывали сочувствие и восхищение – часть из них совсем малыши. И не очень понятно, как они вообще могут исполнять произведения такой сложности и содержания! Да еще на латинском языке. ( Хотя, если учесть что у них скоро концерт, на котором они будут исполнять «Страсти по Матфею» Баха, стоит ли удивляться?)

Сама музыка мне показалась достаточно спорной. Слишком сконструированной и заумной. Честно говоря, я не очень поняла, какое она имеет отношение к библейской мощи и мудрости псалмов. Но таково видение художника – ничего не поделаешь. Приходится считаться.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже торжественно и ярко отметили 45-летие Городского Дворца культуры

Состоялась церемония награждения коллектива, а потом – большой концерт.

В РоссииГандбольный клуб «Воронеж» всё-таки ликвидирован

Ничего полезного не было сделано для того, чтобы сохранить клуб, выступающий в высшем дивизионе.

В миреУжасная «Елена» засыпала снегом южную Европу

Долгоживущий циклон направляется в сторону Лиана и Сирии, засыпая всё снегом.

ОбществоВ Воронеже мясо дорожает так, что покупателям за ним не угнаться

Верной оказалась старая примета: если очень хвалят и награждают работников АПК, жди повышения цен на продовольствие.

ТеатрЯркая премьера балета «Пер Гюнт» в Воронежском театре оперы и балета

Этот театральный праздник – чуткий ответ руководства ВТОБа на актуальные запросы зрителей.

Кино и телевидениеСекретная «Маска» поборется за рейтинг для НТВ в новогоднем эфире

Новогодняя «Маска» напомнит феерию: буйство света, цвета, звука. Передача, по замыслу авторов, подарит мощный заряд позитива.

ПерсонаАлександр Гусев вручил орден почисленному на покой митрополиту Сергию

Митрополит Сергий пожелал главе региона и его команде дальнейших успехов в развитии.

ЛитератураВышел исторический детектив Эрика Фуасье «Бюро тёмных дел» – первый том трилогии

Когорту великих сыщиков пополнил новый герой, придуманный Эриком Фуасье.

МузыкаКим Кардашьян выпустила клип о Рождестве и спровоцировала вал критики и обвинений в сатанизме

Самая никчёмная знаменитость выпустила дикий музыкальный клип с Маколеем Калкиным.

Изобразительное искусствоДивный мир Александры Коденцевой на выставке в ректорской галерее Воронежского института искусств

Пожалуй, её стиль можно определить как магический реализм с элементами сюрреализма.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести уик-энд 28-29 декабря

Субботняя программа не так обширна из-за того, что 28 декабря – рабочий день.

ГлавноеКого мы потеряли в 2024 году

Этот год стал последним для многих знаменитых артистов, творцов, учёных, спортсменов, литераторов, государственных деятелей.