Войти
Платоновский фестиваль
16.06.2011 05:21
Желтая пуговица Гидона Кремера

Желтая пуговица Гидона Кремера

  • Текст: Татьяна Быба
  • Фото: Диана Тестова

 

Кто-то из великих сказал: на скрипке нельзя играть хорошо или даже очень хорошо, на ней надо играть только гениально. Платоновский фестиваль подарил воронежцам возможность встретиться с музыкантами, которые играют на скрипке гениально. Это Гидон Кремер и Виктор Третьяков. Ценители музыки называют то одного, то другого из них  первой скрипкой планеты. Думаю, что спорить об этом бессмысленно. Замечательно, что у нас есть две первые скрипки планеты. И обе – наши,  российские. Вернее,  «родом из СССР».

 

Но Гидон Кремер, конечно, произвел на воронежскую публику совершенно особое впечатление. Он оказался не только выдающимся музыкантом и уникальным исполнителем,  но и обаятельнейшим, искренним и очень интересным человеком.  Для многих именно он стал самым большим  открытием и потрясением фестиваля.  Говорят, более тридцати лет назад Кремер приезжал в Воронеж,  еще в те, «застойные». Но сколько воды с тех пор утекло? Ради того, чтобы услышать его нынешнее выступление стоило и жить, и ждать его приезда более тридцати лет.

 

Сейчас к нам приехал признанный мастер, умудренный опытом, много познавший и создавший невероятно много  потрясающей музыки. Он играет на  удивительной скрипке – итальянского мастера Николо Амати, учителя знаменитого Страдивари. Ей более 350 лет! Его репертуар, кажется,  безграничен. Он записал около 100 альбомов. Кремер прославился тем, что переиграл на скрипке не только все лучшее из классики, он великолепный первооткрыватель и интерпретатор современной скрипичной музыки. София Губайдулина,  Эдисон Денисов, Гия Канчели, Альфред Шнитке многие свои сочинения услышали именно в исполнении Кремера. Его считают интеллектуалом и экспериментатором. Но мне показалось, что его сила как раз в том, что он -  человек необычайно ранимый,  тонко и глубоко  чувствующий.  Скрипка в его руках  способна  передать тончайшие нюансы человеческих переживаний. Настолько тонких, что, наверное, многие только благодаря ей и поняли, что таковые существуют. Теперь я, наконец, знаю, как звучит  человеческая душа. Как скрипка Гидона Кремера. И не думаю, что  кто-нибудь меня уже в этом переубедит.

 

Первый концерт, который дал Кремер в Воронеже в театре оперы и балета, познакомил воронежцев с крупными классическими произведениями в его исполнении. Вместе со своим оркестром «Кремерата Балтика», который музыкант создал в 1997 году (подарок себе к 50-летию), он сыграл Камерный концерт для скрипки с оркестром Артура Лурье,  Скрипичную сонату Дмитрия Шостаковича и Квартет до-диез минор Людвига ванн Бетховена.  И это был потрясающий музыкальный рассказ о поисках, страданиях, метаниях, ошибках и прозрениях современного человека.  Трагически и печально прозвучал Концерт Артура Лурье, одного из самых интересных и ярких – «авангардных» - композиторов  первой половины 20 века, близкого друга Анны Ахматовой, всю жизнь прожившего в эмиграции,  запрещенного на Родине и не принятого на Западе. Соната Шостаковича тоже наполнена  предчувствием катаклизмом 20 века, она  вся - тревога, беспокойные раздумья и порыв в высшие миры, где царит гармония и любовь. Квартет Бетховена в переложении для струнного оркестра, хоть и более раннее произведение, но прозвучал необыкновенно свежо и современно. К тому же это одно из самых красивых произведений композитора, отражающего глубокую внутреннюю жизнь этой  великой души.

 

Правда, говорят, музыка существует для того, чтобы выразить чувства, для которых не существует слов. Нет и у меня слов, чтобы выразить в какие  запредельные дали мироздания унесла зрителей волшебная скрипка Гидона Кремера, как она кричала, рыдала, пела, вздыхала, загадочно молчала, тихо плакала, смеялась  и ликовала.… Люди выходили из зала просветленные и счастливые. И некоторые не скрывали слез и восторга.

 

Но Гидон Кремер знаменит не только как непревзойденный исполнитель, он человек, которому тесно в рамках обычного концертного существования. Он  постоянно придумывает какие-нибудь проекты, фестивали, необычные представления. Написал несколько книг. Он даже на сцене держится не так как все исполнители – свободно передвигается, открыто общается  с музыкантами, создавая атмосферу особой доверительности и  простоты. И театральности. Видимо,  это стремление к более полному общению с публикой, самовыражению, для которого музыканту уже не хватает музыки, заставило его пойти на создание необычного спектакля-концерта «Быть Гидоном Кремером», российская премьера которого состоялась именно на Платоновском фестивале у нас в городе.    Очень смелое и рискованное  мероприятие, надо признать.  Акт гражданского мужества. Потому что это исповедь великого артиста - и в музыке и  в словах. Он предельно откровенно говорит о самом сокровенном, наболевшем  – о том, зачем он живет,  что его беспокоит и мучает. Говорит, без пафоса, просто, иногда с юмором, но сколько горечи и боли в его словах, в его музыке, которую он подобрал для этого концерта и которая  начинается тогда, когда кончаются  слова.

 

 Благодаря этому представлению мы гораздо больше узнали о личности этого необыкновенного музыканта и художника. О его детстве, которое прошло в семье потомственных скрипачей, и о том, как он превратился в «вечного странника». Между прочим, мальчик, что называется, родился со скрипкой в руках,  уже в четыре года его маленький смычок попробовал извлечь из неё божественные звуки. Под чутким руководством отца и деда.  Именно  дед ему внушил, что ему, еврейскому мальчику, чтобы выжить, надо быть в 10 раз лучше других. И в 10 раз больше работать. Он хорошо усвоил  эти уроки. Он работал в 100 раз больше. И стал лучше всех.

 

Рассказал Гидон  и том, как нелегко ему было пробиваться в молодости, несмотря на огромные успехи – после окончания Московской консерватории по классу скрипки у  Давида Ойстраха он стал лауреатом конкурса  королевы Елизаветы, имени Паганини в Генуе, имени Чайковского в Москве. Как его не выпускали на Запад. И как в итоге он там остался. И очень язвительно отобразил невежество, лживость и абсурдность тупого  чиновничьего беспредела в Советской  России… 

 

Но на Западе свои проблемы. «В последнее время я все больше беспокоюсь по поводу способности аудитории различать «истинное» и «фальшивое». Мы живем в мире, где гламур и беседы ни о чем, цены и рейтинги являются чем-то более весомым, чем само искусство. Я не могу с этим согласиться», - говорит артист. Но еще более с этим не соглашается музыка, которую он творит на наших глазах со своей скрипкой и оркестром.

 

В спектакле прозвучали  изумительной красоты и выразительности произведения Моцарта, Сибелиуса, Римского-Корсакова, Баха, Бетховена, Паганини, Стравинского, Пьяцоллы и других любимых композиторов артиста. А обрамила его мелодия Нины Рота из фильма любимого режиссера Кремера Федерико Феллини «Восемь с половиной» - щемящая, ироничная, насмешливо-пронзительная… И, право, музыка и звуки скрипки под смычком маэстро были более красноречивы и выразительны, чем слова.

 

Особая песня – оркестр Кремера «Кремерата Балтика».  Это 27 молодых музыкантов в основном из стран Прибалтики, но есть и русские. Они такие же бездомные,  как и их шеф. Собираются вместе за несколько недель до концертного турне, репетируют  и  дают около 60 концертов в год. Замечательные музыканты.   С ними Кремер объехал полмира. Они – полноценное действующее лицо спектакля - исповеди. Очевидно, что они не только создают вместе с ним её музыкальную часть, но и разделяют его гражданскую и эстетическую позицию. Очень остроумно и ярко сыграна ими интермедия про граммофон и раскрутку, за которую современные артисты душу дьяволу продадут. Могут артисты оркестра запросто и очень органично мизансцену какую-нибудь изобразить и даже станцевать, прямо во время игры на инструменте.  Дирижера в оркестре нет. Кремер не дирижирует оркестром, но совершенно очевидно, что он им руководит, ведет.  Для этого ему достаточно взгляда, едва уловимого жеста, движения смычка, повороты головы. Удивительное взаимопонимание и сыгранность.  

 

 … Во время своего монолога музыкант рассказал про желтую пуговицу, которую он  в детстве купил на карманные деньги  и подарил своей маме – его первый подарок в жизни. Пуговица была необыкновенно красивого желтого цвета. «Больше такого не встречал», - признается музыкант. И с тех пор желтый цвет  той пуговицы стал для него  любимым цветом, выражающим все самое прекрасное и лучшее...

 

Может быть, он и прав, и «время его идеалов» прошло, но  тот свет, та солнечность, та любовь,  - его «желтая пуговица», которую он подарил  миру, которой покорил Воронеж, -  останется со  всем, кто его видел и слышал. 


Ранее в рубриках
В ВоронежеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеШоу «Удивительные люди» с рейтингом меньше процента тоже выпало из сотни популярных передач недели

Всё говорит о том, что на нашем ТВ разучились делать развлекательные программы.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.