Войти
Платоновский фестиваль
05.06.2011 15:40
В Воронеже открылась выставка работ Эмиля Капелюша

В Воронеже открылась выставка работ Эмиля Капелюша

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Диана Тестова
  • Правка

 

Камерным, но теплым и волнующим получилось сегодня открытие выставки известного театрального художника из Санкт-Петербурга Эмиля Капелюша «Дерево». Выставка открылась в полдень в «Галерее на Театральной». Работы Капелюша можно будет  увидеть  до конца Платоновского фестиваля. Это необычная экспозиция, в которой деревянные фигурки сочетаются с необработанными обрубками дерева и предметами быта. Но вместе эти предметы и  деревянные скульптуры  создают целый мир, пусть  и ограниченный стенами галереи.

 

 

Собравшиеся с интересом рассматривали работы Эмиля Борисовича, обсуждали их, спорили. И было видно, что художнику это нравится.

 

 

Побывали на выставке и известные воронежцы.  Вот что сказал народный артист России Анатолий Абдулаев:

 

— С Эмилем я знаком уже давно. Он делал декорации для нашего спектакля. Да и выставку «Дерево» я видел, правда, не вживую. Поверьте, от фотографий в альбоме и настоящих фигур абсолютно другое впечатление. Я по-новому взглянул на некоторые композиции, например, «Спящие» — человечек лежит в рубанке. Также новые впечатления вызвали две фигуры без названия: человек в щепочках и девушка с закрытыми глазами. Я даже не могу сформулировать свои чувства. Выставка Эмиля Капелюша дала мне пищу для размышлений еще на многие дни.

 

A вот как увидел это событие  обозреватель газеты "Воронежский курьер" Павел Лепендин:

 

- С творчеством Капелюша знакомы театралы в России, в мире, хорошо знают его и в Воронеже, где художник оформил ряд постановок в Камерном театре. Но эта экспозиция заставляет совершенно по-иному взглянуть на внутренний мир мастера. Из того, что большинство из нас выбрасывает или сжигает в каминах и мангалах (деревянные бруски, старая утварь, ветки деревьев), Эмиль Борисович создает необычные по форме и содержанию произведения искусства. Дерево для художника материал особый. В нем он может рассмотреть своего собеседника, соратника по творчеству, соавтора, если хотите. Исчерпавший свой ресурс неживой материал вдруг оживает на глазах. В него вновь вселяется душа, дерево приобретает особый цвет и аромат.

 

 У этих, сравнительно небольших экспонатов своя философия. Какое-то произведение может родиться сразу, а над другим автор работает несколько лет. Осознание того, что мир бесконечен, что из одного измерения мы потом переходим в другое – приходит сразу же, при первом взгляде на произведения Капелюша. Окружающая действительность по отношению к человеку изменчива, то благосклонна, то жестока. И чтобы как-то урегулировать свое существование в ней, не кидаться из крайности в крайность, надо просто ненадолго остановиться и поразмышлять – а правильно ли я живу? Это желание обостряется при знакомстве с работами художника. Эти произведения в чем-то сродни платоновской философии и его мыслям о человеческой жизни. «Мои работы можно рассматривать во многих контекстах, в том числе и с точки зрения творчества Андрея Платонова. Материал фигур — грубое необработанное дерево, на мой взгляд, как нельзя лучше отражает особый, неповторимый мир великого писателя», говорит Эмиль Борисович. Многие произведения на выставке не имеют названий. Тем самым, автор предлагает зрителям что-то домыслить самим, почувствовать тайный смысл, заложенный в этих творениях. Стать соучастником творческого процесса и постараться в обыденном увидеть вечность.

 

 Для этого Капелюш призывает на помощь и металл, и предметы быта (деревянное корыто, прищепки, рубанок, сапожные колодки). Когда-то они служили людям по своему прямому назначению. Но настал и их черед уйти в прошлое. Однако художник возвращает предметы из небытия, вдыхает в них вторую жизнь. Они преображаются заново, но при этом из них не уходят как личная история самих предметов, так и их владельцев. Синтез прошлого, настоящего и будущего передается средствами точной очерченности некоторых деталей, расширения (или наоборот, замкнутости) пространства. Страдание, страх и отчаяние, читающиеся на некоторых лицах небольших человеческих фигурок, не ведут к мыслям об отчаянии и бренности. Напротив, чувствуется обратное. Кажется, что художник возложил весь негатив нашего мира на плечи деревянных волхвов, столпников, мужчин и женщин, спящих… И рождается уверенность, что они вынесут все тяжести и горести, чтобы нам, взирающим на них, стало хоть чуточку легче. И стоит для этого приложить совсем немного усилий. В мире и пространстве человек располагает себя соответственно своим желаниям и устремлениям. Можно идти вперед с гордо поднятой головой вопреки всему, а можно принять горизонтальное положение, ожидая манны небесной, а то и наподобие лодки без весел, оказавшейся в бушующем море, поддаться воле волн. И обо всем этом автор старается напомнить каждому из нас своими где-то грубоватыми, а где-то трепетными, в чем-то наивными, а в чем-то глубоко философскими творениями. Каждый зритель, покидавший галерею, уносил в душе и в сердце нечто особенное, что лишний раз подтолкнет человека к размышлению о вечности и еще одном дне, какие дарованы нам, но какие сами мы выбираем, совершая те или иные поступки. Значит, либо продляем свое бытование, либо стопоримся на одном дне.  

 

Объявление

 

Продукты металлопроката все более востребованы в современном мире строительства, и сортовая арматура в разы повышающая прочность бетона – также не исключение. На сайте granitbeton.ru вы можете приобрести строительную арматуру, по приемлемой цене.


Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеФестиваль «Голос трибун» под угрозой срыва

Жуткая жара может стать причиной неявки зрителей на матчи, которые показывают на Адмиралтейской площади.

В РоссииПовышение пенсионного возраста – наказание Божие и предвестник более страшных кар для народа

Что пишут консервативные издания по поводу решения властей существенно поднять возраст выхода на пенсию для россиян.

В миреХудрук Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик отправляется в отставку

Своим пристрастием к «актуальному» и политическому кино Косслик довёл один из крупнейших кинофорумов мира до ручки.

ОбществоМитрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил чин Великого освящения старинного храма

Освящён храм в честь Владимирской иконы Божией Матери села Карачун Рамонского района.

ТеатрЧто говорят зарубежные критики о спектаклях VIII Платоновского фестиваля

Нет и следа коллективных восторгов и всеобщего умиления, есть разговор по существу.

Персона«Всё начинается с любви», или Прощальный поэтический вечер молодого воронежского поэта Амана Рахметова

Аман Рахметов уезжает из нашего города, где прожил пять лет. Он будет служить на родине, в Казахстане.

Литература«Неизбирательное сродство» Игоря Вишневецкого – умелая стилизация русской романтической прозы XIX века

Среди авторов, на которых опирался писатель, выделяются имена Бестужева-Марлинского, Николая Полевого и Нестора Кукольника.

МузыкаВ Воронеже более тысячи человек посетили концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны

Концерт завершился бурными аплодисментами и исполнением марша «Прощание славянки».

Изобразительное искусствоНа защите дипломов в Воронежском художественном училище оценку «отлично» получила картина по мотивам повести Платонова

Автор картины Екатерина Травина призналась, что, работая над дипломом, открыла для себя творчество Андрея Платонова.

Зал ожиданияПопулярный фестиваль «На родине М. Е. Пятницкого» пройдёт 29 и 30 июня

В нём примут участие исполнители из Воронежской, Московской, Саратовской, Пензенской, Тульской, Калужской, Ростовской, Волгоградской, Рязанской и Орловской областей.

ГлавноеМихаил Бычков назвал «странной» церемонию закрытия Платоновского фестиваля и захотел «ясности» от губернатора

Бычкову надо ехать на фестивали в Европу, а он ещё не знает, будет ли заниматься Платоновфестом следующего года.