Войти
Платоновский фестиваль
14.06.2015 09:55
В Воронеже впервые выступили венгерские музыканты Кристоф Барати и Ласло Фенио

В Воронеже впервые выступили венгерские музыканты Кристоф Барати и Ласло Фенио

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Они принадлежат к музыкальной элите. Играют в лучших залах с лучшими оркестрами мира. Блестящие солисты, великолепные ансамблисты. Красивые, элегантные и потрясающе талантливые, Кристоф Барати и Ласло Фенио добавили в музыкальную программу Платоновского фестиваля европейский шарм и истинно мужское обаяние.

У них много общего. Оба закончили академию имени Ференца Листа в Будапеште – авторитетное музыкальное учебное заведение в Европе, выиграли немало престижных состязаний: Барати – лауреат конкурсов Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже и королевы Елизаветы в Брюсселе, Фенио покорил Кронберг им Таунус, по словам Мстислава Ростроповича – виолончельную столицу мира. Оба ценят юмор и… любят гонять на автомобилях (у Кристофа и Ласло даже машины одной марки).

В Воронеже они сыграли вместе с Академическим симфоническим оркестром и двумя дирижерами – Владимиром и Игорем Вербицкими.


Сначала за пульт встал маэстро Вербицкий-старший. Программу открыл скрипичный концерт Игоря Стравинского ре мажор с солистом Кристофом Барати – 4-х частный, изысканный, насквозь театральный, пронизанный улыбками из разных эпох – от барокко до романтизма. В оркестре столько красок, столько сюжетных линий, что временами кажется, будто солирующая скрипка отходит на второй план.


Барати исполняет свою партию в не характерной для сегодняшних молодых скрипачей манере – сосредоточенно-сдержанно, без лишних телодвижений. Со своим инструментом – Lady Harmsworth 1703 года Антонио Страдивари, предоставленным скрипачу обществом Страдивари в Чикаго, он управляется достойно, поражая не столько виртуозной техникой, сколько качеством звука.

У Ласло Фенио тоже выдающийся инструмент – виолончель 1695 года работы венецианского мастера Маттео Гофриллера. Недавно Ласло его выкупил, теперь виолончель принадлежит музыканту. Голос этого уникального инструмента мы услышали в концертной пьесе венгерского композитора двадцатого века Эрне Донаньи (за пультом – Игорь Вербицкий).

Звук – чистое золото, богатейший тембр. Но даже самый лучший инструмент не заиграет без солиста. В который раз убеждаешься: техника в сочетании с интеллектом дает потрясающий эффект. Музыку Донаньи – возвышенную, романтичную, может быть, не такую глубокую, как у Шумана, Брамса или Элгара, создавших настоящие шедевры для виолончели, - Фенио исполняет с высочайшим вкусом и благородством. Он словно поет на инструменте – с по-настоящему вокальным вибрато и дыханием. А как обаятельно Ласло дирижирует «про себя» в оркестровых фрагментах! Сказывается опыт работы в оркестре: Фенио занимал пост концертмейстера виолончелей Симфонического оркестра Венгерского радио, Филармонии Унгарика и Симфонического оркестра «Радио Франкфурта».


Ласло Фенио – великолепный виолончелист, впитавший традиции в том числе и русской исполнительской школы. С 1994 по 1998 годы он учился в Любеке у Давида Герингаса. Ласло считает эту встречу судьбоносной: говорит, что она открыла ему глаза на многие вещи в музыке, в его игре появились эмоции и чувства – главное, что он ценит в русской школе.

Во втором отделении прозвучал Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Иоганнеса Брамса (за пультом – Владимир Вербицкий). В этом знаменитом концерте Кристоф Барати и Ласло Фенио продемонстрировали истинное товарищество – человеческое и музыкальное. Точная ансамблевая игра, свободная, волевая, в который раз заставившая задуматься о парадоксе: исполнители классической музыки – удивительные люди, они могут гонять на автомобилях, играть в торговых центрах (у Барати был и такой веселый опыт), но при этом они всегда одной ногой в вечности. На вопрос о композиторе, с которым хотелось бы поговорить, если бы представился такой случай, Ласло Фенио ответил однозначно: Брамс. Что ж, венгерские виртуозы доказали, что им есть что сказать великому немецкому классику.
Так же, как и Баху, которого Ласло Фенио и Кристоф Барати сыграли на прощание – после долгих аплодисментов и несмолкаемых «браво!».

До концерта, по традиции, венгерские музыканты ответили на вопросы журналистов. Они рассказали о том, что знакомы уже 9 лет и часто играют вместе у себя на родине. Поделились впечатлениями о Воронеже: наш город показался им очень музыкальным. Поразмыслили над тем, что классическая музыка всегда страдает, и музыкантам, исполняющим классику, приходится прилагать немало усилий, чтобы продвигать ее.


Ласло Фенио

Лучшим средством продвижения они считают не флеш-мобы и кроссоверы, а систематическое образование. Через несколько дней в Москве начнется XV Международный конкурс имени Чайковского, один из самых престижных в мире. На вопрос, считают ли они конкурсы главной ступенькой к международной карьере, Ласло Фенио и Кристоф Барати ответили так:
- Любое соревнование в искусстве довольно двусмысленно, потому что нельзя удовлетворить вкусы всех членов жюри. В конкурсах принимают участие замечательные музыканты, которых невозможно сравнивать. Соревновательность полезна на этапе обучения, в целях воспитании характера. Так что не стоит зацикливаться на победах в конкурсах. Нужно просто служить музыке, жить в ней.


Кристоф Барати

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеПогода в Воронеже на неделе с 23 по 29 апреля: от заморозков к жаре

В ночь на вторник температура в регионе опустится до минус одного-двух градусов.

В России«Театр равных» с успехом выступил в Туле

Это второй город в актуальном гастрольном графике воронежского коллектива.

В миреГерцогиня Кембриджская родила третьего ребенка, это мальчик, которого назовут…

Как назовут нового наследника британского престола? Букмекеры выстроили ряд вероятных имен.

ОбществоПрокуратура: после проверки на противопожарную безопасность отеля Marriott и воронежского ЦУМа возбуждено два дела

Ведомство опровергло информацию о том, что его сотрудники не были допущены в некоторые помещения гостиницы и универмага.

ТеатрФестиваль «Воронежские звёзды мирового балета» открылся «Лебединым озером» с участием звёзд Большого театра

С краткой речью на церемонии открытия фестиваля к публике обратился главный балетмейстер театра Александр Литягин.

Кино и телевидениеКритики объяснили, почему комедия «Красотка на всю голову» — провал

И не потому, что снимали ленту неопытные режиссёры на деньги китайской компании.

ПерсонаУмерла звезда фильма «Любовь и голуби» Нина Дорошина

Народная артистка в пятницу почувствовала дискомфорт в области сердца и вызвала «скорую».

ЛитератураКнига воронежского писателя Эдуарда Пашнева «Дневник человека с деревянной саблей» вышла в Петербурге

Под одной обложкой собрано шесть повестей. Книга прекрасно изданная, в твёрдом переплёте, с иллюстрациями Елены Жуковской.

МузыкаОткрывается фестиваль «Композиторы России к 80-летию Воронежской композиторской организации»

В нём принимают участие не только авторы из Воронежа, но и их коллеги из других городов Черноземья.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 14-21 апреля в мировых СМИ

Умение соединять сиюминутное с вечным, актуальное с художественным отличает настоящих мастеров.

Зал ожиданияВиктория Толстоганова прочитает в Воронеже с оркестром «Поллианну»

Очередной вечер из серии сказочных концертов оркестра порадует не только детей, но и взрослых.

ГлавноеАлександр Гусев во время субботника сажал деревья у Дворца Ольденбургских

Гусев посадил несколько деревьев, которые не требуют усиленного ухода и могут успешно произрастать в нашей полосе (фото).