Платоновский фестиваль
Ришар Гальяно и Воронежский молодежный симфонический оркестр добавили в палитру Платоновского фестиваля новую краску
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Денис Данилов
Музыкальная программа Платоновского удивляет каждый год. То новым форматом (как успешно стартовавшая в прошлом году World music), то необычным для академического жанра инструментом. В этом году им стал аккордеон. В театре оперы и балета при аншлаге выступил всемирно известный французский аккордеонист и композитор Ришар Гальяно и Воронежский Молодежный симфонический оркестр под руководством Юрия Андросова.
Открыл вечер Молодежный симфонический оркестр. Без этого коллектива и его дирижера и художественного руководителя Юрия Андросова трудно представить Платоновский фестиваль. Молодежный оркестр принимает в нем участие каждый год и, можно сказать, растёт вместе с фестивалем и делает его историю.
Третий Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха, исполненный вначале, задал классический тон всему первому отделению. И Гальяно со своим переложением соль-мажорного скрипичного концерта Баха воспринимался как нечто вполне естественное. Бах и баян – сочетание нередкое, но оригинальное. Правда, баянисты чаще играют не скрипичные концерты, а хоральные прелюдии. Но Гальяно как хороший музыкант и композитор, может позволить себе и такой эксперимент. Природа у баяна и скрипки, по словам Гальяно, одна, но звукоизвлечение всё же разное. Скрипичной кантилены на баяне не сыграешь, зато можно полюбоваться каждым звуком в отдельности и в прямом смысле почувствовать дыхание музыки.
У Гальяно Бах звучит трогательно и просто: как если бы мы с вами, проснувшись поутру, вдруг запели… Баха. Можно сказать, он приближает эту космическую музыку к человеку. Эта трепетность и беззащитность еще больше проявляется в концерте Антонио Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Может быть, потому что популярная классика в исполнении баяна и оркестра звучит как в первый раз. А может, потому что Ришар Гальяно выглядит чуть застенчивым, типичным интеллигентом в очках, с мягкой улыбкой. Как будто случайно зашел человек на сцену. С баяном.
Всё изменилось во втором отделении. Куда подевалась и мягкость, и застенчивость. Исполняя музыку своего учителя и друга Астора Пьяццоллы, Гранд Астора, как называют его аргентинцы, Гальяно словно попал в привычную для себя стихию. Появилась и страстность, и властность, и концентрация энергии. «Весна» и «Осень» из цикла Пяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе». Смертельная игра на острие ножа.
Но самое сокровенное оказалось в музыке самого Ришара Гальяно. В пьесе Habenarando мы слышим вздохи прибоя: под мерный ритм рояля, переливы арфы, зыбь оркестра так легко представить картину ночи на берегу моря. Баян Гальяно – как он виртуозно управляется с этим чудовищем! – рассказывает нам, как сладко и больно быть маленьким человеком под огромным звездным небом.
Эту же – такую родную для нас – тему маленького человека Гальяно продолжает в своём Opale Concerto. Хотя почему только для нас? Мы везде маленькие – и во Франции, и в России. Баян Гальяно то взмывает вверх, рассыпаясь драгоценными искрами, то нежно поет, доставая до самого сердца, и снимает с нас, слой за слоем, снобизм, усталость, нетерпение, ложный оптимизм, оставляя наедине с собой и намекая, что мы еще не так безнадежны. Гальяно заставляет звучать свой инструмент и как скрипку, и как орган: мы слышим то мадригал, то средневековый хорал, то вдруг мелькают картинки современного большого города.
И еще пару слов о партнерстве солиста и оркестра. Гальяно сравнил концерт с путешествием, которое зависит от очень многого: взглядов, жестов, общего эмоционального состояния. У французского аккордеониста и Воронежского молодежного симфонического оркестра оно получилось удачным. Их совместное выступление доказало, что в музыке нет запретов, если это красиво, талантливо, не фальшиво в чувствах.
На бис Ришар Гальяно сыграл две вещи: танго Пьяццоллы Oblivion и свой знаменитый вальс «Марго». И мы вместе пролетели над улицами Парижа, представляя себе его сады и бульвары. Даже те, кто никогда там не бывал. Как во сне.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — В Воронежской области возможен «грязный дождь»
Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — В Воронеже стартует сезон работы фонтанов
Семь главных фонтанов столицы Черноземья готовы к началу сезона и ждут пуска воды.
Театр — В Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет
Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 25 апреля: «Блиндаж» и «Неприличные гости» крупно проиграли прежнему лидеру
В целом начало уик-энда получилось провальным – посещаемость упала до неприличного уровня.
Персона — Главный тренер «Факела» Сергей Ташуев покинул команду
«Факел» поблагодарил Ташуева за вклад в развитие клуба и пожелал ему дальнейших успехов.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — Объявлен состав участников опен-эйра «Музыка мира в Белом колодце» 29 июня
На концерте выступят артисты из Ганы, Индонезии и Армении.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Мэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»
Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.