Войти
Персона
29.07.2013 07:48
Екатерина Тоборовец: по-настоящему гениальное искусство понимают все

Екатерина Тоборовец: по-настоящему гениальное искусство понимают все

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото:

Журналист беседовал с актрисой вскоре после премьеры спектакля «Любовь моя, Электра» по пьесе Ласло Дюрко. Спектакль поставил в ТЮЗе заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель театра Александр Латушко

- Катя, премьера под занавес сезона – задача не из легких. Все мысли уже об отдыхе, а тут надо трудиться в поте лица

- Для меня такой проблемы не было. Когда интересная работа полностью овладевает тобой, вопрос об отдыхе не стоит. Вот ушли в отпуск, теперь можно и праздно проводить время. Мы, артисты, все немного сумасшедшие люди. Нам постоянно хочется работать и работать. Тем более, спектакль «Любовь моя, Электра» мы репетировали и сыграли в Зимнем саду театра, где не жарко, где окна закрыты, где забываешь о том, что происходит на улице.

- По твоему внутреннему ощущению как приняла публика первый показ этой постановки?

- Мне думается, что после просмотра зрители о многом задумались. Необычен сам материал. Трагедия – особый жанр, который предполагает иные средства выразительности, особую манеру актерской игры. Определенные сложности возникали в процессе репетиций, потому что всем нам приходилось приспосабливаться к этой пьесе. Ведь каждый персонаж здесь является олицетворением определенной идеи: безграничная любовь у моей героини, фанатизм и желание торжества правды в любой форме у Электры, безграничная жажда власти у Эгиста. На сцене нет обычных людей в общем понимании смысла этого выражения. Все персонажи имеют свою судьбу, несколько укрупнены (как и предполагается в трагедии). Поэтому публику все эти страсти и переживания, зачастую, не оставляют равнодушной. Одним – нравится, другим – нет. Но это совсем иная история.

- Сегодня люди ходят в театр в основном ради того, чтобы отдохнуть, развлечься, ни о чем не думать. А этим спектаклем вы предлагаете им посмотреть на себя со стороны, сопоставить с героями и ситуациями, вынуждаете даже каждого мысленно пофилософствовать. Сейчас это нужно зрителям?

- Если то, что происходит на сцене искренне, пронзительно, нет преобладания формы подачи над содержанием, идет адресация конкретному зрителю – подобное имеет смысл. А как иначе жить? Иногда нужно посмеяться, отдохнуть. Но чаще надо задуматься над тем, что происходит вокруг нас. Особенно в свете исторических реалий, которые имеют тенденцию повторяться спустя десятилетия, столетия и тысячелетия. Александр Латушко, ставивший эту пьесу, нам долго объяснял, почему именно сейчас он остановил свой выбор на ней. Перекличек между той эпохой, в которой разворачивается действо, и сегодняшним днем очень много. Если материал актуален, то он не может быть неинтересен. Скучно бывает тогда, когда приходишь на спектакль и понимаешь: это не про тебя, не про твоих знакомых и друзей. А коль толика чего-то близкого есть в постановке, то она уже затрагивает определенные струны человеческой души.

- То есть театр должен вскрывать те болевые точки, которые сейчас есть в обществе?

- Настоящие болевые точки да. Потому что, на мой взгляд, в последнее время современный или альтернативный театр (его по-разному называют) напичкан псевдопроблемами, которые касаются небольших групп людей, а преподносятся под видом некоего новаторства. А на самом деле зрителям хочется простого: чтобы артисты хорошо работали и спектакль был простроен режиссером. В последнее время я люблю смотреть именно такие постановки. Подруга сказала мне: «По-настоящему гениальное произведение искусства то, которое понимают все». При этом средства выражения могут быть любыми. Но если ты смотришь и не понимаешь, а тебе говорят: «Значит у вас такой уровень образования» - это все ложь, иллюзия и не совсем честная игра со зрителем. Бывает материал, который человек не принимает по своим внутренним критериям, признаваясь: «Не мое». Но при этом он отдает дань и автору, и произведению, и творческому коллективу, а не начинает огульно ругать все и всех.

- Тебе, как зрителю, какой театр ближе: вдумчивый или развлекательный?

- По-разному. Все зависит от настроения. Главное, чтобы актеры выходили на сцену не с «холодным носом», чтобы были искренность и самоотдача, способные увлечь любого зрителя.

- Катя, если не ошибаюсь, по первому образованию ты педагог?

- Ошибаешься. Я закончила факультет прикладной математики ВГУ. По идее должна была стать программистом.

- Почему вдруг такие перемены – от точной науки до театральной романтики?

- В моей жизни произошла удивительная метаморфоза. Я училась на пятом курсе в университете, когда узнала, что одна из радиостанций набирает сотрудников. Решила попробовать, прошла конкурс и была принята в штат. Еще мне предлагали работать новостным журналистом на телевидении. Но я отдала предпочтение радио, поскольку коллектив там мне больше понравился. Вместе со мной работала актриса Майя Черняк, которая когда-то играла в ТЮЗе. Мне всегда было интересно попробовать себя в качестве артистки, поскольку в школе успешно выступала с докладами и сообщениями, обладала некоторым талантом оратора. Но мама мне как-то сказала: «Катя, явного дарования у тебя нет, а быть серым артистом – самое худшее. Лучше быть серым инженером». Я ей поверила, но мысль просто хотя бы прикоснуться к сцене во мне все-таки жила. Однажды мы разговорились на сей счет с Майей. Она сказала: «Фактура у тебя хорошая, голос хороший, попробуй». И я решила ради спортивного интереса, чтобы потом не жалеть в жизни об упущенной возможности, поступить на театральный. Я не знала, кто набирает курс, на консультации не ходила. Даже документы подала в последний день. Но в итоге прошла творческий тур. А, поскольку, у меня была серебряная медаль, больше ничего сдавать не пришлось. Меня зачислили. Училась я с удовольствием. Думаю, сделала правильный выбор, отдав предпочтение театру.

- Необходимо ли артистам ТЮЗа, где превалирует специфический зритель (дети, школьники), быть в какой-то мере педагогом, чтобы заронить в их душу то зерно, которое потом прорастет искренней любовью к театру?

- Думаю, да. Манера игры в театре для дошколят, ребят постарше, взрослых – она различная. Взрослый зритель воспринимает происходящее быстрее. Детям надо все немножечко разжевать, объяснить. При этом артисту в определенной мере самому надо оставаться ребенком. Сделала такой вывод по собственным наблюдениям, работая и в театре, и в составе творческой группы в детских садах. Если ты говоришь с детьми на одном языке, включаешься вместе с ними в игру, то они верят тебе, не замечают разницы в возрасте между нами и ими. Юные зрители очень благодарные. Если им нравится происходящее на сцене, они с удовольствием делятся с нами своей энергетикой. Очень приятно слышать их смех, восторги по поводу наших работ.

- Сложно преодолевать внутренний барьер, когда утром играешь забавную сказку, а вечером приходится выходить на сцену в древнегреческой трагедии?

- Мне легко. Нельзя зацикливаться на чем-то одном. Нужно уметь переключаться. С опытом все больше в этом убеждаешься. Если с утра начнешь загружать себя мыслями: вот, мне сегодня предстоит умирать на сцене! как лучше это сделать? – можно просто сойти с ума. Я знаю, сколько времени мне нужно, чтобы включиться в творческий процесс, настроить себя, войти в образ и потом, соответственно, выйти из него, не травмируя свою психику. Благодарна нашему театру, который научил меня этому. Я люблю быть разной. Не боюсь играть кардинально противоположные роли: и различных зверюшек, и молодых девочек, как в «Не покидай меня» (пока могу еще позволить себе это), и возрастные роли.

- Помимо работы в ТЮЗе в твоей творческой биографии есть и «Антреприза», и клубы в Доме актера. Удается все совмещать?

- Стараюсь. Наш Дом актера я очень люблю за его теплую, уникальную атмосферу, царящую там всегда. В клубах я постоянно работаю с Татьяной Пяточенко – уникальной женщиной, которая открывает и для меня, и для всех наших зрителей что-то новое по различным направлениям. Я иначе стала смотреть на творчество Крамского, Маршака (у которого, оказывается, есть потрясающие лирические эпиграммы). Во время очередной клубной встречи знакомлюсь с замечательными людьми, профессионалами своего дела: музыкантами, певцами, художниками. Каждый из нас обогащается духовно после такого общения. Все мы работаем бесплатно, что в данном случае меня вполне устраивает. Где бы еще я могла почерпнуть столько знаний? Для меня это своеобразный творческий остров, где мне комфортно.
Что касается «Антрепризы», то там своя атмосфера: обаятельная, легкая, лирическая. Помимо финансовой поддержки получаешь и колоссальное удовольствие от общения с партнерами по сцене. Я благодарна Евгению Малишевскому, который сумел открыть меня в своих режиссерских работах совершенно иначе. Счастлива, что выходила на сцену вместе с народным артистом Юрием Кочерговым из драмтеатра, так рано ушедшим из жизни. Подобный опыт незабываем. Одна из недавних моих работ в Доме – моноспектакль по ранним произведениям Максима Горького. Не ожидала, что эта постановка будет так хорошо принята молодежью по степени воздействия на них литературного первоисточника.

- Тебе, как одной из ведущих актрис не обидно, что в последнее время ТЮЗ гастролирует, в основном, в сельских районах, а в другие регионы выезжает крайне редко?

- Конечно, хотелось бы чаще бывать в других городах, знакомиться с новым зрителем, смотреть, как и чем живут коллеги в иных регионах. В этом году мы ездили в Тулу. Получили массу позитивных эмоций. Если бы таких поездок было больше, то все они шли бы в плюс. Артист не может постоянно вариться в собственном соку. Фестивали, поездки необходимы. Они прибавляют сил и придают совершенно иной творческий настрой. Хотя и сельские гастроли я люблю. Потому что зачастую на спектакли приходят люди, которые никогда не были в театре. И для них наши постановки являются откровением. Была история в одном из сел Калачеевского района, куда мы возили «Плутни Скапена». После спектакля выходит женщина и плачет. Наш замдиректора по зрителям спрашивает: «Почему вы плачете?» Зрительница отвечает: «Вы знаете, я уже лет 20 так не смеялась». У таких людей часто происходят эмоциональные потрясения. Я люблю такого зрителя – не избалованного, искреннего. Сельские гастроли – это всегда немного экстрима и большая дружная компания.

- Те эмоциональные и физические затраты, которые практически ежедневно несет актер, они, по-твоему, достойно возвращаются с точки зрения оплаты труда?

- Если бы зарплату повысили не только актерам, но и всем остальным работникам сферы культуры, было бы намного легче. А так нам приходиться бегать, где-то подрабатывать. Это не совсем хорошо, поскольку растрачиваешь себя, распыляешься и суетишься чаще всего не в пользу своей основной работы. Но с другой стороны понимаю, что есть небольшие города, где люди получают и того меньше, работая практически на чистом энтузиазме. Эта проблема касается не только нас, артистов, но и учителей, врачей, журналистов, а также представителей иных профессий, которые посвящают свою жизнь очень важному и полезному делу: заботе о здоровье (физическом и моральном), обучению, воспитанию и просвещению тех, кто лишь собирается делать первые шаги во взрослую жизнь.

- Работа в «Антрепризе» не означает ли то, что кроме объективного желания заработать лишнюю копеечку, есть и другая подоплека: в родных пенатах нет достаточного количества ролей, о каких мечтаешь?

- Честно говоря, мечтается о большем на тюзовской сцене. Мне и моим коллегам, порой, не хватает новых ролей. Что ни говори, а зрительское признание, зачастую, приходит к нам именно благодаря интересным и неординарным работам в спектаклях для взрослых. Не стоит кривить душой: каждому актеру приятно слышать слова благодарности в свой адрес, иметь возможность раскрывать себя в самых непредсказуемых и визуально далеких от привычного восприятия публики ролях. Поэтому и пытаешься проявиться еще в каких-то проектах. Мне в этом плане везет. Лично я – очень жадная до работы. Все время хочется чего-то нового в творчестве. ТЮЗ отличается еще и тем, что основной репертуар ложится здесь на молодежь. К нам постоянно приходят новые актеры, появляются другие спектакли. Старые же постановки, где я когда-то много была занята, периодически списываются с репертуара. Поэтому ролей становится меньше. Но это естественный процесс. Молодым тоже необходимо работать. Я же спасаюсь другими творческими проектами, в том числе и самостоятельными.
- В июне в Воронеже прошел Платоновский фестиваль. Удалось что-то посмотреть?

- Может быть это прозвучит странно, но я принципиально не ходила на фестивальные мероприятия. Потому что первые отклики на представленные спектакли мне не понравились. Повторюсь: хочу смотреть спектакли традиционные (в хорошем смысле этого слова), с отличными актерскими работами. А не те, в которых берется материал и переворачивается с ног на голову, ничего не оставляя от авторского замысла. В предыдущие годы старалась посетить как можно больше событий фестиваля. Сейчас решила отдохнуть от альтернативного искусства, которого в последнее время стало очень много.

- Кто твой самый главный зритель?

- Обычный человек, который меня не знает.

- ???

- Не удивляйся. Приятно, когда на спектакли приходят родные, знакомые, коллеги. Но при этом возникает внутреннее чувство, будто ты школьница на экзамене. А когда ни я не знаю присутствующих в зале, ни они не знакомы со мной лично, тогда чувствую себя спокойнее, не боюсь быть разной. Вплоть до того, что представать на сцене жесткой, агрессивной, что обычно не свойственно мне в жизни за стенами театра.

- В чем находишь отдохновение в повседневной жизни?

- У нас дома много живности: кошка, собака, рыбки в аквариуме и жаба, которую мы кормим мясом по определенной технологии. Создание глупое, но любопытное. Люблю проводить время за компьютером, видимо, сказывается моя первая специализация. Обожаю играть в «Цивилизацию», которая меня всегда увлекает. Однако если мало времени, надо репетировать, делать что-то по дому, то стараюсь не садиться за игру. Затягивает. Еще люблю читать, слушать музыку, смотреть хорошие фильмы. Да, еще есть любимая дача, мои цветы. В общем, я всеядна и в еде, и в творчестве, если оно не противоречит моим взглядам. Почему театр считается высоким искусством? Потому что не обязательно выносить на сцену натурализм, все можно передать различными средствами и приемами образно, без конкретной детализации. Умные люди и так поймут, о чем идет речь. А всяческую мерзость и пошлость можно в полном объеме увидеть на улицах города, на телеэкранах. И все потому, что в нашей стране понятие «свобода» зачастую подменяется понятием «своеволие». Я считаю, должна быть какая-то цензура. Не нужно пробуждать в человеке то низменное, что есть в каждом из нас. Наоборот, необходимо стремиться к чему-то доброму, красивому, вечному.

- В твоей творческой биографии были моменты, когда ты отказывалась от ролей?

- К счастью, в репертуаре нашего театра нет такого материала, который бы заставил меня по каким-то причинам сказать категорическое нет. К тому же, я считаю, что артист не имеет права отказываться от ролей. Бывает, что представляешь себя Джульеттой, а на деле играешь собачку Мотю в спектакле «Не хочу быть собакой». Но в такой разнице нет ничего плохого. Надо уметь подвести себя к тому, что будешь кем угодно, главное – сделаешь это со всей душой. Были случаи, когда казалось: «Это не мое! Как я справлюсь с таким материалом?». В итоге оказывается, что работать на сопротивление весьма интересно. Зрители хотят видеть артистов разными, а не эксплуатирующими одно амплуа. Когда мне говорят: «Мы видим тебя на сцене и не узнаем» - это самый большой комплимент.

- Катя, оглядываясь на свой опыт работы в театре, где ты многое прошла, поняла, увидела, остаются еще те островки, которые до сих пор продолжают тебя удивлять и поражать?

- Любые открытия в нашей жизни должны происходить постоянно, невзирая на возраст. Театр – живой организм, в некотором роде вторая семья. Разные ситуации происходят внутри коллектива. Сейчас я стала более подготовленной к стрессовым ситуациям, умею при необходимости защитить себя и близких мне людей. Житейская мудрость приходит с годами. И тем ценнее она будет, если найдешь в себе силы всегда чему-то радоваться и удивляться. Благодаря новым открытиям интересна жизнь каждого из нас. Хотелось бы, чтобы позитивных открытий было как можно больше.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.