Войти
Персона
01.03.2010 14:51
Юрий Смышников мечтает сыграть Гамлета на сцене родного театра

Юрий Смышников мечтает сыграть Гамлета на сцене родного театра

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото:
  • Правка

Талантливому молодому актеру Воронежского академического театра драмы имени Кольцова в конце февраля исполнилось 33 года. Его последние работы позволяют говорить о нем как о сложившемся мастере.

Юрий Смышников родился 24 февраля 1977 года в городе Боброве Воронежской области. Из семьи военных. - Мне тоже готовили такую карьеру, - говорит Юрий Анатольевич. - Однако отец у меня - человек творческий.








Кстати, песня, которую Смышников поет в спектакле «Без вины виноватые», написана на стихи его отца. Юрий в полной мере унаследовал его творческие устремления. Но поначалу решил поступать в санитарно-эпидемиологический институт в Санкт-Петербурге, чтобы пойти по стопам мамы, которая работает помощником санитарного врача в Боброве. Получив направление, начал готовиться. - Но я почувствовал, что это абсолютно не мое, - вспоминает актер. - И был рад, когда не поступил. Не написал письменный экзамен по химии. Возвращался домой через Воронеж. И решил зайти в институт искусств. Зашел - и натолкнулся на декана актерского факультета Евгения Федоровича Слепых. Он меня спрашивает: «Молодой человек, Вы поступать?». И я подумал: почему бы нет? Сначала поступал к Виолетте Владимировне Тополаге, но потом, когда узнал, что Анатолий Иванов набирает свой курс, перешел к нему. Было это в 1994 году. В 1998 году состоялся выпуск, но уже с 1996 года я и Магдалина Магдалинина были официально зачислены в труппу театра драмы имени Кольцова. Мы были рады и счастливы, даже выходя в массовых сценах. Мы чувствовали, что такое зритель, что такое энергетика зала. И буквально «отравились» театром. И вот, спустя 14 лет работаем в том же театре, который я очень люблю. И все это благодаря Анатолию Васильевичу Иванову, который стал не просто моим учителем, художественным руководителем, а вторым отцом. Мы много общались с Учителем.


- Было заметно, что вы - любимый ученик Иванова. К сожалению, он ушел из жизни. Как живут спектакли мастера?


- На заседании художественного совета, членом которого я являюсь, было принято решение постараться, как можно дольше сохранять спектакли Анатолия Васильевича в репертуаре театра, сохранить их художественную ценность. Не потерять ансамбль, за который Анатолий Васильевич всегда боролся. Все эти спектакли рождались с большой любовью. Мастер очень ценил наше мнение. Я рад, что художественный совет также принял решение запечатлеть спектакли Анатолия Васильевича на пленке. К тому же к 65-летию Победы будет восстановлен один из лучших спектаклей Анатолия Васильевича – «Вечно живые».


- У Вас уже есть профессиональные секреты? В чем особенность Вашего метода? Как готовите роль? Какие обязательные условия успеха на сцене?


- Дело не в профессиональных секретах, хотя они есть у каждого актера. Дело в подходе. Для меня очень важен не только профессионализм режиссера, сколько его человеческие качества. Я должен уважать режиссера. Это важное условие успешной работы. От этого зависит, насколько мне самому будет нравиться то, что я делаю на сцене, и общий результат. Долгое время у меня был один режиссер. Мне было очень легко с ним работать. В последнее время мы понимали друг друга буквально с полуслова. Он мог сказать: «Юра, а сейчас…», а я уже отвечал: «Все понял». Я доверял Иванову бесконечно. Когда поступали предложения поработать в других проектах, я всегда обращался к нему за советом. Если он считал, что это не нужно, я с ним соглашался и отказывался. Так получилось, что долгое время я работал только с Ивановым. И его кончина стала для меня профессиональным шоком. Не представлял, как буду работать дальше. И тут мне повезло, что в театр на постановку пришел Ваге Шахвердян. Я уже был знаком и с ним, и с его сыном Суреном, видел его спектакли «Вишневый сад», «Дом Бернарды Альбы». Анатолию Васильевичу тоже нравились спектакли Шахвердяна. У них, кстати, есть что-то общее в творческой манере. И поэтому очень хорошо, что в этот трудный период в театр пришел именно Шахвердян. Исполнилось пожелание Анатолия Васильевича, чтобы Ваге поставил спектакль в Кольцовском театре.Так появились «Без вины виноватые».







- Для себя отмечаю две Ваши замечательные работы - роль Зилова «Утиной охоте» и Незнамова в спектакле «Без вины виноватые». Талантливый, но неприкаянный, не знавший материнской любви Незнамов… Разные спектакли, разные режиссеры... Как работалось над этими образами?


- В любом случае вкладываешь в образ частицу себя. Если опираться только на силу воображения, не добьешься правды. Не представляю, как можно обмануть тех людей, которые сидят в зрительном зале.


- Вы чувствуете энергетические волны, исходящие от зала?


- Безусловно. Причем, чувствую это даже сидя в зале, когда смотрю спектакли с участием коллег.


- Что же общего между Зиловым и Незнамовым?


- Эти образы и роли близки, но все-таки это разные эпохи, разная драматургия, разные режиссеры. В спектакле «Утиная охота» подобрался очень удачный ансамбль. Это люди, с которыми мне приятно и удобно работать на сцене. И я им очень благодарен. Когда делался Зилов, туда вкладывалось много личного самим Ивановым. Мы работали в тесном творческом контакте. Я очень благодарен Анатолию Васильевичу за эту роль. Только после премьеры я понял, насколько она ответственна.


- Опирались на опыт Олега Даля в работе над образом Зилова?


- Когда я учился в девятом классе, смотрел фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Ивановичем Далем. Какие-то эпизоды, ощущение от фильма во мне остались. Когда работал над ролью Зилова, у меня появился соблазн пересмотреть этот фильм, но я сам себе запретил. Так учил и Анатолий Васильевич: когда работаете над ролью, никогда не смотрите, как это играют другие.








- А спектакль Шахвердяна?


- «Без вины виноватые» - другая история. Первоначально меня назначили на роль Миловзорова. О том, что я будут играть Незнамова, я узнал недели за три до премьеры. Обычно я такие вещи не люблю, тем боле, что это связано с личностными моментами. Но это было необходимо для результата, и я согласился.


- С кем из партнеров Вам удобно на сцене?


- Мне приятно работать с творческим человеком, который в данный момент находится здесь, на сцене, а не где-то далеко. Несколько раз работал в спектаклях с Настей Леоновой. Мне с ней на сцене интересно. С удовольствием работаю с Магдаленой Магдалининой. Из мужчин-партнеров, это Анатолий Гладнев. Он не только артист хороший, но и человек замечательный, а для меня это очень важно.


- Какие качества цените в людях?


- Во-первых, это, честь, верность, честность по отношению к людям. Никогда не выйду на сцену, чувствуя, что не справился с ролью, что провалился. Если тебе за это еще и аплодируют, это безумно стыдно.


- Некоторые Ваши коллеги играют «вполнакала», и их можно понять - приходится работать в нескольких местах. Как Вы умудряетесь не расплескать чашу при такой непростой жизни, напоминающей гонки на выживание? Как Вы умудряетесь сохранять энергию, всегда быть в тонусе?


- Кто-то сказал, что в нашей стране надо жить гибко. Приходится и мне искать варианты, чтобы заработать на жизнь. Я отношусь к подработкам нормально, если это не вредит творчеству. Зарплаты в театре не хватает, это ни для кого не секрет. Но и подработку можно использовать в качестве тренинга. Это тоже общение с людьми. Проведение презентации, корпоратива - это тоже своего рода искусство. Нужно честно относиться к тому, что ты делаешь. Сосредоточиться только на добывании денег для меня неприемлемо. Это пустое проживание жизни, а она у нас одна. И хочется прожить ее интересно.


- А сейчас интересно?


- Я занимаюсь безумно любимым делом, у меня хорошая семья. Мне интересно жить. Я даже ложусь поздно, потому что боюсь проспать лишнее время и что-то важное пропустить.


- Что Вас подпитывает? Книги, фильмы, музыка, природа, общение?


- Помогает чувство юмора. Люблю пошутить, даже подурачиться, люблю веселые истории, анекдоты. Читаю Зощенко, без ума от Булгакова, обожаю стихи Высоцкого. Так связать слова - это великий дар. Важно для меня и общение с людьми. От каждого берешь что-то для себя, подчас на подсознательном уровне. А вот телевизор смотрю очень редко. Времени не хватает.










- Есть ли у Вас профессиональные авторитеты, кумиры?


- Кумиров нет, но есть актеры, которые мне нравятся. Евгений Евстигнеев, Александр Абдулов, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Энтони Хопкинс. Из более молодых - Евгений Миронов, Владимир Машков. Они великолепно умеют работать на крупном плане. Можно разорвать кулисы, упасть в финале и умереть - и тебя только пожалеют. А можно стоять на сцене, о чем-то размышлять, и зал будет с замиранием следить за твоей мимикой, глазами. Это и есть высшее мастерство.


- Что мечтаете сыграть?


- Наверное, каждый актер ответит: Гамлета. Тут я не оригинален. Но если не Гамлета, то любую роль в шекспировском спектакле.


- Среди поющих драматических артистов в Воронеже Вы, можно сказать, лидер. Как давно исполнение (в том числе и публичное) музыкальных произведений стало Вашим увлечением?


- У меня это началось давно. И произошло совершенно случайно. У нас дома в Боброве долго пылилась на стене гитара. Я ее снял и стал осваивать. Сосед научил меня трем аккордам, потом я доучивался по самоучителю. Стало получаться. В театре Иванов мое умение использовал в спектаклях. Порой после репетиций у меня мозоли были на пальцах. Сейчас стали делать вечера в Доме Актера «Поют драматические актеры», в которых я участвую. Так что гитара успешно вошла в мою жизнь.


- А если предложат перейти в столичный театр?


- Мне очень нравится наш театр, и от этих слов я не откажусь. Я достаточно плотно укоренен в Воронеже. Люблю не только театр, но и нашего зрителя. Это очень благодарный и неглупый зритель. В Воронеже любят театр. И это тоже немаловажно. Ради этого мы и работаем.


- А в кино хотели бы себя попробовать?


- Хотелось бы. Но тут существует опасность. Как говорила Фаина Раневская, сняться в плохом фильме - все равно, что плюнуть в вечность. Но все-таки этот был бы интересный опыт. Даже в дипломе у меня написано: «Актер театра и кино». Особенно было бы интересно сняться у хорошего режиссера, пусть даже в маленьком эпизоде.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.