Войти
Персона
01.03.2010 14:51
Юрий Смышников мечтает сыграть Гамлета на сцене родного театра

Юрий Смышников мечтает сыграть Гамлета на сцене родного театра

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото:
  • Правка

Талантливому молодому актеру Воронежского академического театра драмы имени Кольцова в конце февраля исполнилось 33 года. Его последние работы позволяют говорить о нем как о сложившемся мастере.

Юрий Смышников родился 24 февраля 1977 года в городе Боброве Воронежской области. Из семьи военных. - Мне тоже готовили такую карьеру, - говорит Юрий Анатольевич. - Однако отец у меня - человек творческий.








Кстати, песня, которую Смышников поет в спектакле «Без вины виноватые», написана на стихи его отца. Юрий в полной мере унаследовал его творческие устремления. Но поначалу решил поступать в санитарно-эпидемиологический институт в Санкт-Петербурге, чтобы пойти по стопам мамы, которая работает помощником санитарного врача в Боброве. Получив направление, начал готовиться. - Но я почувствовал, что это абсолютно не мое, - вспоминает актер. - И был рад, когда не поступил. Не написал письменный экзамен по химии. Возвращался домой через Воронеж. И решил зайти в институт искусств. Зашел - и натолкнулся на декана актерского факультета Евгения Федоровича Слепых. Он меня спрашивает: «Молодой человек, Вы поступать?». И я подумал: почему бы нет? Сначала поступал к Виолетте Владимировне Тополаге, но потом, когда узнал, что Анатолий Иванов набирает свой курс, перешел к нему. Было это в 1994 году. В 1998 году состоялся выпуск, но уже с 1996 года я и Магдалина Магдалинина были официально зачислены в труппу театра драмы имени Кольцова. Мы были рады и счастливы, даже выходя в массовых сценах. Мы чувствовали, что такое зритель, что такое энергетика зала. И буквально «отравились» театром. И вот, спустя 14 лет работаем в том же театре, который я очень люблю. И все это благодаря Анатолию Васильевичу Иванову, который стал не просто моим учителем, художественным руководителем, а вторым отцом. Мы много общались с Учителем.


- Было заметно, что вы - любимый ученик Иванова. К сожалению, он ушел из жизни. Как живут спектакли мастера?


- На заседании художественного совета, членом которого я являюсь, было принято решение постараться, как можно дольше сохранять спектакли Анатолия Васильевича в репертуаре театра, сохранить их художественную ценность. Не потерять ансамбль, за который Анатолий Васильевич всегда боролся. Все эти спектакли рождались с большой любовью. Мастер очень ценил наше мнение. Я рад, что художественный совет также принял решение запечатлеть спектакли Анатолия Васильевича на пленке. К тому же к 65-летию Победы будет восстановлен один из лучших спектаклей Анатолия Васильевича – «Вечно живые».


- У Вас уже есть профессиональные секреты? В чем особенность Вашего метода? Как готовите роль? Какие обязательные условия успеха на сцене?


- Дело не в профессиональных секретах, хотя они есть у каждого актера. Дело в подходе. Для меня очень важен не только профессионализм режиссера, сколько его человеческие качества. Я должен уважать режиссера. Это важное условие успешной работы. От этого зависит, насколько мне самому будет нравиться то, что я делаю на сцене, и общий результат. Долгое время у меня был один режиссер. Мне было очень легко с ним работать. В последнее время мы понимали друг друга буквально с полуслова. Он мог сказать: «Юра, а сейчас…», а я уже отвечал: «Все понял». Я доверял Иванову бесконечно. Когда поступали предложения поработать в других проектах, я всегда обращался к нему за советом. Если он считал, что это не нужно, я с ним соглашался и отказывался. Так получилось, что долгое время я работал только с Ивановым. И его кончина стала для меня профессиональным шоком. Не представлял, как буду работать дальше. И тут мне повезло, что в театр на постановку пришел Ваге Шахвердян. Я уже был знаком и с ним, и с его сыном Суреном, видел его спектакли «Вишневый сад», «Дом Бернарды Альбы». Анатолию Васильевичу тоже нравились спектакли Шахвердяна. У них, кстати, есть что-то общее в творческой манере. И поэтому очень хорошо, что в этот трудный период в театр пришел именно Шахвердян. Исполнилось пожелание Анатолия Васильевича, чтобы Ваге поставил спектакль в Кольцовском театре.Так появились «Без вины виноватые».







- Для себя отмечаю две Ваши замечательные работы - роль Зилова «Утиной охоте» и Незнамова в спектакле «Без вины виноватые». Талантливый, но неприкаянный, не знавший материнской любви Незнамов… Разные спектакли, разные режиссеры... Как работалось над этими образами?


- В любом случае вкладываешь в образ частицу себя. Если опираться только на силу воображения, не добьешься правды. Не представляю, как можно обмануть тех людей, которые сидят в зрительном зале.


- Вы чувствуете энергетические волны, исходящие от зала?


- Безусловно. Причем, чувствую это даже сидя в зале, когда смотрю спектакли с участием коллег.


- Что же общего между Зиловым и Незнамовым?


- Эти образы и роли близки, но все-таки это разные эпохи, разная драматургия, разные режиссеры. В спектакле «Утиная охота» подобрался очень удачный ансамбль. Это люди, с которыми мне приятно и удобно работать на сцене. И я им очень благодарен. Когда делался Зилов, туда вкладывалось много личного самим Ивановым. Мы работали в тесном творческом контакте. Я очень благодарен Анатолию Васильевичу за эту роль. Только после премьеры я понял, насколько она ответственна.


- Опирались на опыт Олега Даля в работе над образом Зилова?


- Когда я учился в девятом классе, смотрел фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Ивановичем Далем. Какие-то эпизоды, ощущение от фильма во мне остались. Когда работал над ролью Зилова, у меня появился соблазн пересмотреть этот фильм, но я сам себе запретил. Так учил и Анатолий Васильевич: когда работаете над ролью, никогда не смотрите, как это играют другие.








- А спектакль Шахвердяна?


- «Без вины виноватые» - другая история. Первоначально меня назначили на роль Миловзорова. О том, что я будут играть Незнамова, я узнал недели за три до премьеры. Обычно я такие вещи не люблю, тем боле, что это связано с личностными моментами. Но это было необходимо для результата, и я согласился.


- С кем из партнеров Вам удобно на сцене?


- Мне приятно работать с творческим человеком, который в данный момент находится здесь, на сцене, а не где-то далеко. Несколько раз работал в спектаклях с Настей Леоновой. Мне с ней на сцене интересно. С удовольствием работаю с Магдаленой Магдалининой. Из мужчин-партнеров, это Анатолий Гладнев. Он не только артист хороший, но и человек замечательный, а для меня это очень важно.


- Какие качества цените в людях?


- Во-первых, это, честь, верность, честность по отношению к людям. Никогда не выйду на сцену, чувствуя, что не справился с ролью, что провалился. Если тебе за это еще и аплодируют, это безумно стыдно.


- Некоторые Ваши коллеги играют «вполнакала», и их можно понять - приходится работать в нескольких местах. Как Вы умудряетесь не расплескать чашу при такой непростой жизни, напоминающей гонки на выживание? Как Вы умудряетесь сохранять энергию, всегда быть в тонусе?


- Кто-то сказал, что в нашей стране надо жить гибко. Приходится и мне искать варианты, чтобы заработать на жизнь. Я отношусь к подработкам нормально, если это не вредит творчеству. Зарплаты в театре не хватает, это ни для кого не секрет. Но и подработку можно использовать в качестве тренинга. Это тоже общение с людьми. Проведение презентации, корпоратива - это тоже своего рода искусство. Нужно честно относиться к тому, что ты делаешь. Сосредоточиться только на добывании денег для меня неприемлемо. Это пустое проживание жизни, а она у нас одна. И хочется прожить ее интересно.


- А сейчас интересно?


- Я занимаюсь безумно любимым делом, у меня хорошая семья. Мне интересно жить. Я даже ложусь поздно, потому что боюсь проспать лишнее время и что-то важное пропустить.


- Что Вас подпитывает? Книги, фильмы, музыка, природа, общение?


- Помогает чувство юмора. Люблю пошутить, даже подурачиться, люблю веселые истории, анекдоты. Читаю Зощенко, без ума от Булгакова, обожаю стихи Высоцкого. Так связать слова - это великий дар. Важно для меня и общение с людьми. От каждого берешь что-то для себя, подчас на подсознательном уровне. А вот телевизор смотрю очень редко. Времени не хватает.










- Есть ли у Вас профессиональные авторитеты, кумиры?


- Кумиров нет, но есть актеры, которые мне нравятся. Евгений Евстигнеев, Александр Абдулов, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Энтони Хопкинс. Из более молодых - Евгений Миронов, Владимир Машков. Они великолепно умеют работать на крупном плане. Можно разорвать кулисы, упасть в финале и умереть - и тебя только пожалеют. А можно стоять на сцене, о чем-то размышлять, и зал будет с замиранием следить за твоей мимикой, глазами. Это и есть высшее мастерство.


- Что мечтаете сыграть?


- Наверное, каждый актер ответит: Гамлета. Тут я не оригинален. Но если не Гамлета, то любую роль в шекспировском спектакле.


- Среди поющих драматических артистов в Воронеже Вы, можно сказать, лидер. Как давно исполнение (в том числе и публичное) музыкальных произведений стало Вашим увлечением?


- У меня это началось давно. И произошло совершенно случайно. У нас дома в Боброве долго пылилась на стене гитара. Я ее снял и стал осваивать. Сосед научил меня трем аккордам, потом я доучивался по самоучителю. Стало получаться. В театре Иванов мое умение использовал в спектаклях. Порой после репетиций у меня мозоли были на пальцах. Сейчас стали делать вечера в Доме Актера «Поют драматические актеры», в которых я участвую. Так что гитара успешно вошла в мою жизнь.


- А если предложат перейти в столичный театр?


- Мне очень нравится наш театр, и от этих слов я не откажусь. Я достаточно плотно укоренен в Воронеже. Люблю не только театр, но и нашего зрителя. Это очень благодарный и неглупый зритель. В Воронеже любят театр. И это тоже немаловажно. Ради этого мы и работаем.


- А в кино хотели бы себя попробовать?


- Хотелось бы. Но тут существует опасность. Как говорила Фаина Раневская, сняться в плохом фильме - все равно, что плюнуть в вечность. Но все-таки этот был бы интересный опыт. Даже в дипломе у меня написано: «Актер театра и кино». Особенно было бы интересно сняться у хорошего режиссера, пусть даже в маленьком эпизоде.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеX Воронежская школьная модель Организации Объединенных Наций обсудит проблему незаконных финансовых потоков

Юбилейная акция собрала более сотни школьников Воронежа, представляющих 17 «стран мира».

В РоссииВоронеж вошёл в топ-3 туристических городов Центральной России, популярных в этом году

Столица Черноземья опередила признанные туристические центры Российской Федерации.

В миреМузейный скандал: часть знаменитых свитков Мертвого моря оказалась подделкой

5 из 16 «бесценных артефактов» были однозначно признаны экспертами подделками.

ОбществоПластиковые окна - положительные характеристики

Теплосбережение, шумоизоляция, безопасность, долговечность, экологичность и т.д.

ТеатрСтали известны два главных пункта программы Года театра, но не все собираются их выполнять

Вице-премьер Ольга Голодец попеняла театральным деятелям, не желающим отправляться на гастроли в Тмутаракань.

Кино и телевидениеТелевизионная неделя 15-21 октября: драма Андрея Малахова

И – хочется добавить – трагедия Кирилла Клеймёнова, потерявшего стыд, совесть и человеческий облик на службе режиму.

ПерсонаВладимир Вербицкий: «Дирижёр — прежде всего музыкант»

24 октября маэстро Вербицкому исполняется 75 лет. Накануне Владимир Игоревич поделился размышлениями о дирижёрской профессии.

ЛитератураВышел роман Артуро Переса-Реверте «Ева»

Это вторая книга из серии похождений симпатичного авантюриста Лоренсо Фалько.

МузыкаВ Воронежском доме композиторов открыли сезон концертом замечательного гитариста

Восторг собравшихся вызвало мастерство выпускника ВГИИ Сергея Урюпина, ныне проживающего в Москве.

Изобразительное искусствоВ Воронеже открылась выставка художниц творческого объединения «Логос»

Выставку посвятили основателю и бессменному руководителю объединения Вячеславу Знаткову.

Зал ожиданияКамерный оркестр Игоря Лермана выступит в «Игре без правил»

Репертуар камерного оркестра Игоря Лермана обширен и многогранен: от музыки барокко до авторов наших дней.

ГлавноеВладимир Васильев открыл в Воронеже фестиваль, посвященный 60-летию его творческой деятельности

Мастер встретился с воронежскими журналистами и принял участие в церемонии открытия форума.